Найти в Дзене
Мандаринка

Это была ОШИБКА: Мы с парнем вложились в СТАРТАП, и ЕГО МАМА стала нашим ‘ИНВЕСТОРОМ’

Все началось с идеи, которая казалась гениальной. У моего парня, Алексея, всегда была страсть к кофе, а у меня — к дизайну. Мы решили объединить усилия и создать собственную линейку ароматизированного зернового кофе с авторским дизайном упаковки. «Coffee & Soul» — так мы назвали наш стартап. Мы горели своей идеей. Я разрабатывала логотип и дизайн упаковки по ночам, после основной работы. Леша днем и ночью изучал и пробовал новую обжарку, изучая тонкости профилей. Мы вложили в это все: мои сбережения, скопленные на черный день, его деньги, отложенные на машину. Мы сняли маленький коворкинг, закупили первую партию сырья и с трепетом ждали, когда наше детище увидят люди. Поначалу было тяжело. Обороты были небольшими, все уходило на закупки и аренду. Мы экономили на всем, даже на еде, веря, что наша мечта вот-вот начнет сбываться. Именно в этот момент на горизонте появилась Елена Викторовна, мама Алексея. Узнав о наших трудностях, она пригласила нас на ужин. — Дети мои, я горжусь вами! — с
Оглавление

Начало мечты

Все началось с идеи, которая казалась гениальной. У моего парня, Алексея, всегда была страсть к кофе, а у меня — к дизайну. Мы решили объединить усилия и создать собственную линейку ароматизированного зернового кофе с авторским дизайном упаковки. «Coffee & Soul» — так мы назвали наш стартап.

Мы горели своей идеей. Я разрабатывала логотип и дизайн упаковки по ночам, после основной работы. Леша днем и ночью изучал и пробовал новую обжарку, изучая тонкости профилей. Мы вложили в это все: мои сбережения, скопленные на черный день, его деньги, отложенные на машину. Мы сняли маленький коворкинг, закупили первую партию сырья и с трепетом ждали, когда наше детище увидят люди.

Поначалу было тяжело. Обороты были небольшими, все уходило на закупки и аренду. Мы экономили на всем, даже на еде, веря, что наша мечта вот-вот начнет сбываться.

«Помощь», которая оказалась троянским конем

Именно в этот момент на горизонте появилась Елена Викторовна, мама Алексея. Узнав о наших трудностях, она пригласила нас на ужин.

— Дети мои, я горжусь вами! — сказала она, попивая дорогое вино. — Но зачем так мучиться? Позвольте мне стать вашим инвестором.

Она выписала чек на сумму, которая нам и не снилась. Это решало все наши проблемы: можно было нанять помощника, запустить масштабную рекламу, выйти на новый уровень. Алексей сиял от счастья. Я же, если честно, сомневалась. Елена Викторовна всегда была женщиной, привыкшей контролировать все и вся. Но энтузиазм Алексея и ослепительная сумма заставили меня заглушить внутренний голос.

— Конечно, это просто подарок от мамы, никаких формальностей!» — убеждал меня Леша.

Мы были наивны.

Хозяин — тот, кто платит

Уже через неделю после получения денег Елена Викторовна впервые посетила наше «офис». С порога она начала давать «дельные советы».

-2

— Этот логотип слишком авангардный, — заявила она, тыча пальцем в мой макет. — Нужно что-то классическое, с золотом.

— Мама, это наш стиль... — попытался возразить Алексей.

— Стиль должен продавать, дорогой, — холодно парировала она. — А я в бизнесе сорок лет.

Она настояла на своем. Потом привела «своего» бухгалтера. Потом начала диктовать, у каких поставщиков нам закупаться («я с ними двадцать лет работаю!»), хотя их цены были выше. Каждый наш протест она парировала одной фразой: «Вы же хотите, чтобы бизнес был успешным? Или мне напрасно доверять?»

Алеша не выдерживал ее давления и сдавался. «Она же желает нам только добра», — твердил он мне. Но я видела, как наш общий проект, наша мечта, стремительно превращается в бизнес Елены Викторовны.

Выбор, который все изменил

Кульминация наступила, когда она потребовала сменить название. «Coffee & Soul» ей казалось «несерьезным».

— Назовем «Империей Кофе Елены», — предложила она как-то утром, без тени иронии. — Это звучит солидно.

Я не выдержала. В тот вечер мы устроили ссору, самую страшную за все три года наших отношений.

-3

— Она душит нашу мечту! — кричала я на парня. — Это уже не наш стартап! Это ее проект, где мы — наемные работники!

— Но она вложила в него огромные деньги! — кричал он в ответ. — Мы обязаны ее слушать! Ты неблагодарная!

В его глазах я увидела не партнера, а запуганного мальчика, который не может пойти против воли матери. В тот момент рухнуло все: и наша бизнес-идея, и наши отношения.

Я ушла. Оставила свою долю в бизнесе, который уже ненавидела. Слышала, что «Империя Кофе Елены» вскоре прогорела — оказалось, что ее «сорокалетний опыт» не включал в себя понимание современных трендов и целевой аудитории.

Я начала все с нуля. Свой маленький проект, без инвесторов, без чужого мнения. И он медленно, но верно растет. Иногда я думаю, что та крупная сумма на самом деле была небольшой платой за важный урок: некоторые долги от некоторых людей нельзя брать никогда. Даже если они называются «беспроцентной помощью» от самой близкой родни. Потому что расплачиваться за них приходится самым дорогим — своей мечтой и свободой.

Где грань между помощью и контролем? Поделитесь своим опытом в комментариях. И подпишитесь на канал!

Читайте также: