Одна из главных целей арт-сообщества Креаторов из Петербурга – «Chicken Creators» – познакомить зрителя с представителями рынка искусств. Также есть и закадровая, не менее приоритетная миссия. Она заключается в сращивании интересов людей из миров искусства и бизнеса. В данной рубрике мы будем представлять вашему вниманию предпринимателей с помощью формата интервью. Если желаете поддержать проект или стать участником данной активности, то пишите на почту сообщества – chickencreators@yandex.ru
А ссылки на гостью ищите в самом конце нашей статьи.
Ольга Игнатьева
— Самый светлый йоу, друзья! С вами снова Егро Бирюза и мы продолжаем изучать истории окружающих нас людей!
Когда человек находит своё призвание ещё в раннем детстве, то кажется, что жизнь удалась. Но так ли это на самом деле? Давайте рассуждать совместно с арт-педагогом и дизайнером украшений для волос – Ольгой Игнатьевой. Обсудим силу целительного творчества и современную форму объекта русской культуры.
Ольга, сердешно приветствую Тебя в нашей беседе. По своей арт-терапевтической деятельности Ты часто помогаешь людям подобрать хобби. Из чего Ты исходишь, когда предлагаешь то или иное направление?
— Когда я подбираю творческое направление для человека, я всегда смотрю на его внутреннее состояние. Иногда важно не просто понять, что делать руками, а что прожить через это.
Если человек тревожен – я предлагаю плавные материалы: шерсть, глину, текстиль. Если не хватает концентрации или уверенности — подойдёт работа с бусинами, вышивкой, орнаментом. Через материал мы можем лечить душу.
А ещё я доверяю звёздам. У меня есть гайд, созданный совместно с астрологом, где по дате рождения можно подобрать себе творческое увлечение.
— Почему люди обращаются к Тебе с таким запросом, а не самостоятельно исследуют и пробуют новые увлечения?
— Наша жизнь стала очень быстрой. Людям просто не хватает времени, чтобы остановиться и заняться чем-то для души. Многие думают, что хобби — это несерьёзно, «потом, на пенсии». Но это время часто так и не наступает.
Творчество требует знаний, материалов и навыков. Даже если человек что-то купил, результат может не оправдать ожиданий — и всё откладывается. Когда приходят ко мне, я беру все заботы на себя. От участника нужно только одно — прийти с желанием творить.
Почему именно я? Потому что у меня большой опыт в разных видах творчества, я люблю пробовать новое и щедро делюсь знаниями. А ещё, как говорят мои клиенты, я умею вдохновлять.
— Ты активно развиваешь терапевтическое рукоделие. Что это за формат и кто его целевая аудитория?
— Терапевтическое рукоделие – это одно из направлений арт-терапии. Формат, где творчество становится способом бережно встретиться с собой. Это не про идеальный результат, а про внутреннее состояние, осознанность и ощущение жизни в моменте.
На встречах мы творим руками – вышиваем, создаём украшения, работаем с цветом и фактурой. Но самое главное – через это слушаем себя, проживаем эмоции, находим ответы без слов. Как сказал Карл Густав Юнг: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум». Очень люблю эту фразу и часто цитирую.
Моя аудитория – женщины, которые чувствуют усталость, перегруз, потерю вдохновения или просто хотят вернуть себе лёгкость. Часто приходят те, кто давно ничего не создавал, и вдруг вспоминают, как приятно творить без цели – просто потому что это даёт радость. Такие встречи становятся островком тишины и силы, где женщина вспоминает, что она может не только делать, но и быть.
— Ты утверждаешь, что творчество обладает некой формой целительства. Какие ментальные проблемы и задачи оно может помочь решить?
— Да, творчество действительно целительно, потому что оно работает мягко – не через ум, а через руки и ощущения. Когда человек творит, он выходит из состояния контроля и постепенно возвращается к себе настоящему.
Через творческий процесс можно прожить и освободить:
- Тревогу – творчество помогает остановить внутренний поток мыслей и быть в моменте
- Выгорание – возвращает вкус к жизни и ощущение потока
- Потерю смысла – через создание чего-то своими руками человек чувствует, что способен творить и менять реальность
- Самокритику и перфекционизм – ведь здесь нет ошибок, всё ценно и важно
- Эмоциональное истощение – работа с цветами, материалами, фактурами наполняет энергией.
Творчество – это язык души. Оно не требует слов, но способно исцелить то, что мы долго не могли выразить.
— Нужно ли совмещать арт-терапию с другими психологическими сессиями или это самостоятельная практика, которая не требует дополнительных взаимодействий?
— Арт-терапия может быть и самостоятельной практикой, и частью комплексной работы – всё зависит от глубины запроса.
Если человек хочет просто восстановить ресурс, снять напряжение, вернуть вдохновение – творческих практик достаточно. Они мягко помогают осознать свои чувства и найти внутреннюю опору. Но если речь идёт о глубокой травме или затяжной депрессии – тогда важно сочетать арт-терапию с психологической поддержкой.
Я не психолог, а педагог и проводник через творчество: помогаю человеку услышать себя и найти внутренний ресурс. Арт-терапия – это дверь к себе. А за ней каждый выбирает – идти дальше самостоятельно или с психологом. Главное – бережность к себе.
— Какой Ты арт-педагог? Каким видишь свой образ?
— Как педагог я мягкая и направляющая, поощряю свободное творчество, где можно всё и нет границ. Не люблю шаблоны.
Если говорить про образ – скорее, это Муза. Мне нравится вдохновлять, мотивировать и раздавать идеи.
В моей практике много историй, когда после моих встреч люди запускали собственные проекты – не только творческие, но и жизненные.
— Как проходят Твои мастер-классы и терапевтические встречи?
— Обычно очень душевно. Притягиваются родственные души, которые находят отклик друг у друга. Я называю свои встречи Посиделками – мы творим и ведём беседу.
Если это терапевтический формат, есть структура: знакомство, вход в практику, сама практика, шеринг и завершение. Всё происходит естественно и с теплом.
— Ты работаешь в группах? Есть удалённые онлайн сессии?
— Да, в основном групповые встречи – я их очень люблю. Группа даёт возможность увидеть свой запрос с разных сторон. Иногда участник не решается задать вопрос, но кто-то другой озвучивает его – так работает групповое поле. Можно даже просто быть, слушать — и всё равно уйдёшь с ответом.
Онлайн-сессии я проводила, но живое общение люблю гораздо больше – оно наполняет иначе.
— Почему людям стоит выбрать именно Тебя, среди других специалистов?
— Потому что я не стараюсь кого-то «исправить». Моя цель – помочь человеку вспомнить, кем он был до того, как начал себя сравнивать с другими.
Я создаю пространство, где можно раскрыться и увидеть свою красоту. Я не оцениваю – я вдохновляю. А когда человек чувствует принятие, у него появляется внутренняя сила.
— Влияет ли на Тебя конкуренция в среде арт-терапии?
— Совсем нет. Я не воспринимаю других мастеров как конкурентов. Наоборот, восхищаюсь коллегами и вдохновляюсь их работами – ведь у каждого свой путь, своя энергия.
Мы все делаем одно дело: возвращаем людям вкус к жизни через творчество.
— Ты встречала какой-нибудь скепсис или недоверие, к арт-терапевтической инструментам?
— Конечно, особенно от тех, кто привык решать всё логикой. Но когда человек впервые позволяет себе просто рисовать без цели или собирать узор из бусин, он вдруг замечает – внутри стало тише. Скепсис проходит, когда приходит опыт. Никого нельзя убедить словами, но можно вдохновить примером.
— Всё ли творчество, как процесс, способно лечить?
— Нет не всё. Если человек подходит к творчеству с критикой и стремлением к идеалу, это не лечение, а стресс. Лечит только процесс без оценки, где рукам можно ошибаться. Опасность лишь в том, чтобы снова сделать из творчества «план», а не пространство свободы.
— Какие мотивы Ты преследуешь в работе арт-терапевтом?
— Я хочу, чтобы люди возвращались к себе через красоту. Когда человек творит – он соединяется со своей природой, чувствует себя живым, а значит – счастливым. Это и есть мой мотив – напоминать людям о живости внутри.
— У Тебя в детстве был какой-нибудь интерес к творчеству?
— Моя бабушка работала в ателье, и у неё дома был большой пакет с лоскутками тканей – бархат, шёлк, парча, мех. Это были настоящие сокровища! Я шила своим куклам потрясающие наряды. Думаю, именно это повлияло на мою любовь к красивому, редкому и блестящему.
— Как часто люди из окружения навязывали Тебе своё мнение, относительно взглядов, позиций или направлений к действию? Есть ли у Тебя совет для тех читателей, кому сложно оставить свой выбор?
— Да, конечно, как и многим. Но со временем я поняла: никто не проживёт твою жизнь за тебя.
Мой совет – прислушивайтесь к телу, его не обманешь: если внутри сжимается, начинает что-то болеть, значит, это не ваш путь; если становится спокойно и тепло – значит, туда. Важно доверять себе, даже если опыта ещё нет.
— Каким Тебе запомнились ранние годы в Петербурге? Что это было за время?
— До 14 лет я жила в разных городах СССР, т.к папа у меня военный. Я родилась в Ленинградской области во Всеволожске и часто приезжала к бабушке. Один из ярких моментов это посещение Петродворца лет в 7 примерно. Помню меня поразили фонтаны и скульптуры своей красотой и необычностью. Это было что-то сверхъестественное, впечатление сохранилось на всю жизнь.
Наш город уникальный конечно и повезло тут родиться и жить.
— По окончанию школы Ты выстраивала план на будущую жизнь?
— Наверное, не совсем. Тогда было больше интуиции, чем осознанности. Хотелось быть ближе к искусству и ремеслу, нравилось создавать что-то руками, но путь сложился так, как должен был. Даже если я выбрала не тот ВУЗ, этот опыт тоже был нужен.
Сегодня я бы сказала себе той юной: «Доверься себе, не бойся идти своим путём. Ошибки – это тоже движение вперёд.»
— У Тебя несколько образований в сфере ремесла и культуры. Давай вспомним причины, по которым Ты искали себя в разных направлениях.
— Мне всегда было интересно соединять эстетику и смысл. Ремесло даёт форму, культура – содержание. Эти знания помогли мне увидеть, как можно сохранить традиции, при этом делая их современными.
— Жалеешь ли Ты о каких-то решениях студенческого периода? Хотелось бы что-то исправить?
— Я закончила не тот ВУЗ и побоялась бросить и поступить в другой. Но это опыт, он тоже пригодился и дал что-то своё. Не люблю оглядываться и жалеть о чём-то, чаще вперёд смотрю. Но если бы была возможность, выбрала бы новый путь)
— Какой бы Ты дала самой себе совет в те юные годы?
— Главное доверять своей интуиции, не слушать советы и не бояться идти свои путём. Когда у тебя нет опыта это не значит, что ты не знаешь и не чувствуешь кто ты и чем хотел бы заниматься, у каждого должны быть свой опыт и ошибки в том числе. Никто о тебе не знает лучше, чем ты сам.
— Сегодня Ты называешь себя дизайнером украшений для волос. Но до этого развивалась более 15 лет в педагогике. Когда Ты решила посвятить свою жизнь созданию изделий?
— Я уже давно не преподаю, ушла потому, что мне не нравятся ограничения и бумажная волокита. Но я люблю делиться знаниями, так и появилась идея проводить собственные мастер-классы, а потом сформировалась идея создания своего бренда украшений.
— Как у Тебя получается совмещать свою творческую проявленность и образовательную?
— В начале моей индивидуальной деятельности было сложно, хотелось хвататься за всё одновременно, конечно это не приносило желаемого результата. Сейчас держу баланс с помощью планирования и дисциплины. Веду ежедневник и обязательно планирую каждый день по 15-30 минут осознанного отдыха: например пить кофе без телефона и смотреть в окно, при этом говоря себе, что я сейчас отдыхаю. Эта привычка меня спасает от перегруза и выгорания. Как бы я не любила тайм-менеджмент, без него не получится регулярно действовать, отслеживать результаты и соблюдать баланс работа-отдых.
— Когда Ты начала создавать украшения? Что стало первопричиной для мастерской?
— Как всегда, у женщин всё начинается в декрете)
Моя подруга показала мне ободок для волос, расшитый бусинами и стразами и сказала, что хочет делать такие. Я конечно согласилась т.к. тоже была в декрете как и она. Хотелось что-то делать, кроме ухода за ребёнком. У меня был опыт в шитье, у неё в соц сетях, она Татьяна, я Ольга. Так появилась мастерская «Сёстры Ларины»)
Потом наши пути разошлись, каждый получил свой опыт. Татьяна сейчас занимается фотографией, а я кокошниками, продолжаем дружить и двигаться дальше.
— Почему перешла на кокошники? Чем данный элемент русской культуры Тебя привлёк?
— Кокошники появились по запросу клиентки. Совсем ими не планировала заниматься. К нам обратилась Надежда, ей нужен был свадебный кокошник голубого цвета. А так как я занималась народным костюмом, то и взялась делать этот кокошник. Надежда помню сказала, что у неё лёгкая рука и мы будем продавать потом кокошники. Так и получилось, я перешла с ободков на кокошники. И сейчас в ассортименте есть и ободки, но кокошников продаю больше.
При создании кокошника я использую свои знания о русском орнаменте, о традиционных цветах и материалах, техниках шитья и вышивки. Исторические кокошники настолько красивы и несут столько смыслов, что мне захотелось передать эту красоту и связь с нашей культурой в своём стиле, чтобы мой кокошник был современным, но и не терял этих смыслов.
Для меня кокошник – это русская корона, а корона это не только про статус, но и про самооценку. Женщина в кокошнике становится Царевной, она как будто соединяется со своим родом, землёй и женской памятью, обретает внутреннюю опору. Мне кажется это и чувствуют мои клиентки, поэтому я шью больше кокошники и восхищаюсь своими королевами.
— При создании работ, Ты пользуешься референсами или подсматриваешь за другими мастерами? Как рождается Твоя идея?
— Я, конечно, наблюдаю за другими мастерами, изучаю традиции, но не копирую.
Мои идеи рождаются на прогулках, в музеях, в работе с материалами. Часто вдохновение приходит от заказчиков – ведь каждый кокошник создаётся под конкретную историю, образ и настроение
— У Тебя есть способы для стимуляции вдохновения или понижения прокрастинации?
— Мой стимул – это путешествия и отдых. С подругой придумали мини-отпуск на один день, выезжаем в ближайшие пригороды Санкт-Петербурга. В таких поездках всегда новые впечатления, вдохновение и высвобождается много ресурса, хочется сразу действовать.
Прокрастинация как у всех бывает, позволяю ей один день быть. В моём случае она появляется когда перегруз работы, не умею полноценно отдыхать.
— Можно у Тебя заказать изделие по собственному дизайну или разработать совместный проект?
— Да, и я это очень люблю. Когда человек приходит с идеей, начинается настоящее сотворчество.
Так рождаются украшения со своей душой и историей. Они всегда особенные.
— Опиши этапы создания изделия. С чего начинается и чем заканчивается?
— Всё начинается с идеи. Иногда это орнамент, цветок или сочетание цветов, которое зацепило.
Я подбираю материалы, часто просто «играю» с бусинами и стразами, фотографирую узоры – и из этого рождается целый образ. Иногда рисую эскизы, но чаще творю интуитивно.
— Ты себя воспринимаешь больше как художника или ремесленника? Это бизнес-проект или творческое изъявление?
— Наверное, я дизайнер – соединяю эстетику, смысл и эмоцию. Но по духу ближе к художнику: для меня это не только бизнес, но и способ самовыражения.
Изначально я творила «для души», потом пришли клиенты, заказы – и я поняла, что это может быть делом жизни. Мечтаю о собственном бутике с аксессуарами и, возможно, с линейкой одежды.
— Какие были сложности в развитии и реализации изделий? Давай поговорим про трудности и неудачи.
— На начальном этапе восхищались, хвалили, но не покупали. Было обидно, хотелось всё бросить, думала зачем я это продаю, да кому это нужно. Мне кажется, я сама тогда не понимала ценности того что создавала, для меня это было обычным делом. Сложно продать то, чего не ценишь сам. В этом случае мне помогла саморефлексия, терапия, саморазвитие и новое поддерживающее окружение. Очень важно чтобы в этот момент были люди, которые верят в тебя.
— Был момент, когда хотелось бросить эту деятельность?
— Да, конечно. Я даже на время ушла в арт-терапию, но как только отпустила ожидания – сразу пришли новые заказы и партнёрства.
Именно тогда я поняла: мои два направления – творчество и терапия – идеально дополняют друг друга.
— Какими результатами и успехами Ты гордишься? Чем можешь похвастаться?
— Тем, что мои кокошники живут уже более чем в 15 странах мира. Их носят женщины разных культур, и для меня это невероятно ценно – как признание русского стиля на мировом уровне.
А ещё горжусь тем временем, когда преподавала: мои ученицы участвовали в выставках в Этнографическом музее и в Доме Союза художников, занимали призовые места.
— Сможет ли когда-нибудь кокошник стать повседневным предметом одежды для большинства женщин страны?
— Он уже был таким в своё время. Думаю, сейчас он останется скорее праздничным символом. Но украшения для волос никогда не выйдут из моды – просто формы будут меняться.
Любительницы эксклюзива всегда будут искать что-то особенное.
— В 2020 году Ты задумалась о развитии бренда личности. Какие маркетинговые инструменты Ты использовала с тех пор?
— Самый главный инструмент – искренность.
Я делюсь историями, показываю процесс создания, рассказываю о смыслах, стоящих за каждым украшением. Использую соцсети, участвую в мероприятиях, сотрудничаю с фотографами и стилистами.
Но самое главное – энергия, с которой ты выходишь в мир. Люди чувствуют настоящесть.
— Во что бы Ты советовала вкладывать силы и средства? В бренд продукта или в бренд личности?
— На мой взгляд, сначала стоит вкладываться в личный бренд. Люди чувствуют энергию человека – его ценности, вдохновение, искренность.
Лучше начинать с себя, с внутреннего наполнения и миссии. Потом начинаешь делиться своими историями и процессом – так рождается доверие. А после уже переходишь к бренду продукта – упаковке, визуалу, продвижению. И нужно не забывать вкладываться не только деньгами, но и временем – в развитие вкуса, насмотренности, баланса.
Когда личность и продукт соединяются, появляется подлинность – то, что невозможно подделать.
— Какие у Тебя планы на ближайшие годы? На что делаешь упор?
— Хочу развивать направление арт-терапевтических встреч, выездных ретритов и онлайн-программ по творчеству.
Мечтаю о собственной студии, где будет пространство для мастер-классов, галерея моих украшений и место силы для женщин.
— Ищешь ли формы сотрудничества или партнёрства?
— Да, я открыта коллаборациям – с дизайнерами, художниками, фотографами, брендами, разделяющими мои ценности: осознанность, женственность, творчество. Меня часто приглашают с украшениями партнёром на конкурсы красоты и мероприятия, где собираются женщины. Самой мне очень хочется вывести свои украшения на подиум в коллаборации с дизайнером и попасть на страницы в международного глянца.
— Ты выступаешь как спикер? Тебя можно приглашать на ивенты?
— Выступаю редко, но если пригласят, с удовольствием принимаю участие, особенно если тема связана с творческими практиками, самоценностью через творчество, арт-терапией и вдохновением.
Совсем недавно я приняла участие в качестве эксперта в реалити шоу Эволюция, которое вышло в соцсетях. Это проект преображения, не только внешнего, но и внутреннего. Я отвечала за раскрытие творческого потенциала участниц. Очень необычный и интересный опыт.
— Есть люди, которым Ты хотела бы выразить благодарность за свои успехи? Те, кто поддерживал и помогал?
— Да, моей семье и друзьям – за веру и поддержку.
Моим клиенткам – за доверие и вдохновение.
И всем женщинам, которые однажды надели мой кокошник – вы часть этой истории.
— Чем бы Ты поделилась с нашими читателями? Есть какие-то откровения жизненного опыта, которые хочется донести до масс?
— Не ждите идеального момента, чтобы начать творить. Он никогда не наступит.
Начните с малого – просто делайте что-то руками ради удовольствия. Через это вы начнёте слышать себя. А это и есть путь к свободе.
— Как отдыхаешь в свободное время?
— Люблю прогулки на природе, чай с подругами и моменты тишины. Иногда просто перебираю материалы – это мой способ медитации.
— Интересуешься современным искусством? Не думала о коллаборациях с художниками?
— Да, особенно тем, где сочетаются традиции и современность.
Мне близка идея «нового народного искусства». У меня есть уже коллаборация с Петербургской художницей Юлией Ромас, совместно мы создали коллекцию арт-кокошников. Она расписывает, я расшиваю натуральными камнями по рисунку. Очень интересные кокошники получились, которые сразу же нашли своих покупателей. Мы можем создать кокошник на любую тему и это расширило наши возможности, воплощаем любые фантазии покупателей.
— Какое из недавних событий Тебя искренне удивило?
— То, как быстро мир снова стал ценить ручной труд. Ещё недавно всё стремилось к скорости, а теперь люди ищут смысл и возвращаются к ремеслу. Это радует)
— Можешь ли назвать себя счастливым человеком?
— Да. Моё счастье – в том, что я делаю то, что люблю, и вижу, как мои украшения делают женщин увереннее и красивее.
Счастье – это жить в своём ритме, быть собой и быть полезной этому миру.
— Если бы Ты могла улучшить что-то в нашей стране, то чем бы занялась?
— Я бы добавила больше искусства в повседневность и работала бы с детьми. Пусть в школах будут уроки творчества не ради оценок, а ради самопознания. Мир стал бы мягче. Ещё добавила бы уроки по развитию креативного мышления.
— Если бы Тебе выпал шанс вернуться в один из дней своего прошлого, то в каком бы моменте оказалась.
— Я бы вернулась в день своего рождения и с удовольствием прожила бы эту жизнь заново)
Спасибо за внимание к статье! Поддержать автора проекта вы можете в донатной форме:
Предыдущие статьи:
Ниже прикрепляю ссылки на соцсети мастерицы:
Если вы хотите поучаствовать в интервью, поделиться секретами своего бизнеса и найти внимание у творческого пласта, то присылайте запрос по сотрудничеству на почту Chickencreators@yandex.ru