Найти в Дзене

Прорыв в генной терапии: однократная инъекция показала устойчивую эффективность против болезни Гентингтона

Представьте себе лечение тяжелого наследственного заболевания мозга, которое требует всего одной процедуры и действует годами. Это не фантастика, а обнадеживающие результаты нового клинического исследования – подробнее в статье! В мире лечения тяжелых наследственных заболеваний наметился долгожданный прорыв. Одна из биотехнологических компаний объявила об обнадеживающих результатах испытаний своей инновационной генной терапии AMT-130 для борьбы с болезнью Гентингтона. Это одно из первых в мире исследований, которое демонстрирует потенциальную возможность однократного лечения, направленного на саму причину этого неизлечимого нейродегенеративного заболевания. Чтобы понять значимость открытия, нужно представить себе врага. Болезнь Гентингтона (Хантингтона) (БГ) – это наследственное неуклонно прогрессирующее нейродегенеративное заболевание с полной пенетрантностью. Полная пенетрантность означает, что при наличии соответствующей мутации заболевание развивается в 100% случаев, если человек д
Оглавление

Однократный укол против болезни Гентингтона: революция в лечении становится ближе

Представьте себе лечение тяжелого наследственного заболевания мозга, которое требует всего одной процедуры и действует годами. Это не фантастика, а обнадеживающие результаты нового клинического исследования – подробнее в статье!

В мире лечения тяжелых наследственных заболеваний наметился долгожданный прорыв. Одна из биотехнологических компаний объявила об обнадеживающих результатах испытаний своей инновационной генной терапии AMT-130 для борьбы с болезнью Гентингтона. Это одно из первых в мире исследований, которое демонстрирует потенциальную возможность однократного лечения, направленного на саму причину этого неизлечимого нейродегенеративного заболевания.

Что такое болезнь Гентингтона?

Чтобы понять значимость открытия, нужно представить себе врага. Болезнь Гентингтона (Хантингтона) (БГ) – это наследственное неуклонно прогрессирующее нейродегенеративное заболевание с полной пенетрантностью.

Полная пенетрантность означает, что при наличии соответствующей мутации заболевание развивается в 100% случаев, если человек доживает до соответствующего возраста. Данное заболевание относится к редким (орфанным) болезням и среди наследственных болезней, поражающих нервную систему – это самый распространенный недуг.

Данное нейродегенеративное заболевание, обусловлено аутосомно-доминантной мутацией в гене HTT, кодирующем белок гентингтин, или хантингтин. В случае болезни синтезируется аномально длинная форма гентингтина, которая накапливается в нейронах и приводит к их гибели.

Прежде всего от болезни страдают базальные ганглии, особенно полосатое тело, из-за чего у пациентов наблюдаются моторные и поведенческие нарушения[1].

По мере прогрессирования заболевания к двигательным расстройствам присоединяются нарушения когнитивных функций, расстройства психики, патологические изменения метаболизма – в среднем болезнь длится с момента появления первых симптомов около 15-20 лет и приводит к смерти пациента.

В настоящее время не существует одобренных методов, позволяющих излечить, замедлить или остановить прогрессирование БГ, однако должное симптоматическое лечение пациентов с этим заболеванием позволяет улучшить качество жизни как самих пациентов, так и ухаживающих за ними лиц и родственников.

Генная терапия

Определение генной терапии, введенное одним из главных мировых регуляторов фармацевтической области – Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) – звучит следующим образом:

Генная терапия – медицинское вмешательство, основанное на модификации генетического материала живых клеток. Клетки могут быть модифицированы ex vivo для последующего введения человеку или изменены in vivo непосредственно в организме.

Генная терапия in vivo подразумевает внедрение генетического материала напрямую путем инфузии; при этом в организм человека вводят раствор, содержащий определенное количество нужных генов, как правило, заключенных в носители (или векторы). После этого введенные генетические конструкции достигают клеток-мишеней и, попадая в них, экспрессируются там в соответствующие белковые продукты.

-2

В отличие от этого, при генной терапии ex vivo нужные клетки сначала «изымают» у пациента, и генетический материал вводят в них in vitro (то есть в лаборатории), после чего такие клетки «размножают» до достаточного количества и вводят обратно пациенту.

На пути достижения главной идеи генной терапии

Однократная процедура с целью полного излечения – именно эту цель преследуют ведущие компании в области генной терапии, разрабатывающие революционные методы лечения для пациентов с тяжелыми заболеваниями.

В сентябре было объявлено о положительных результатах основного исследования I/II фазы препарата AMT-130 для лечения болезни Гентингтона[2].

AMT-130 – это экспериментальный метод генной терапии болезни Гентингтона. Принцип действия основан на РНК-интерференции: препарат доставляет в клетки мозга «инструкцию» по уничтожению матричной РНК, ответственной за синтез белка гентингтина.

Представьте себе безвредный вирус (адено-ассоциированный вирус, AAV), который выполняет роль микроскопического почтальона. Внутри него находится не мутация, а лечебная генетическая инструкция. После однократного введения непосредственно в мозг с помощью нейрохирургической операции этот «почтальон» доставляет свою «посылку» в нервные клетки.
Содержимым посылки является матричная РНК (мРНК), которая кодирует специальные молекулы – микроРНК. Эти молекулы работают как высокоточные «молекулярные ножницы». Их задача – найти и разрезать матричную РНК, исходящую от мутантного гена Гентингтона, не давая ей произвести токсичный белок. Таким образом, AMT-130 бьет в самую суть проблемы, уменьшая производство причины болезни, а не борется с ее последствиями.
-3

Как проходило исследование?

В исследовании приняли участие 29 пациентов из Европы и США с ранними симптомами болезни. Суть метода заключалась в однократном и точном введении генного препарата непосредственно в определенный отдел мозга (полосатое тело). Часть пациентов получила низкую дозу препарата, а другая – высокую. Затем ученые в течение трех лет наблюдали за их состоянием.

Полученные результаты

Исследование достигло поставленной цели: применение высоких доз AMT-130 продемонстрировало статистически значимое замедление прогрессирования заболевания на 75% по сравнению с внешним контролем, измеренное с помощью составной унифицированной шкалы оценки болезни Гентингтона (cUHDRS) через 36 месяцев.

Исследование также достигло ключевой вторичной конечной точки – статистически значимого, 60% замедления прогрессирования заболевания, измеряемого общей функциональной способностью через 36 месяцев, по сравнению с внешним контролем.

Также стоит отметить, что препарат продемонстрировал отличный профиль безопасности – серьезных побочных эффектов за время наблюдения не выявлено.

Что это значит для пациентов и медицины?

Результаты исследования AMT-130 – это не просто успех одной компании.

Это важнейший сигнал для всей отрасли генной терапии. Впервые показано, что можно безопасно доставить генетический инструмент прямо в мозг человека и добиться устойчивого, длящегося годами, подавления конкретного гена, ответственного за тяжелое заболевание.

Для пациентов и их семей это – лучик надежды. Хотя до регистрации терапии и ее широкого применения еще несколько лет, научное сообщество сделало гигантский шаг вперед. Мы больше не просто наблюдаем за тем, как болезнь неумолимо отнимает у человека жизнь, – у нас появился потенциальный инструмент, чтобы нажать на тормоз.

Путь вперед еще долог, но исследование доказывает: генная терапия перестает быть футуристической мечтой и становится реальным оружием в борьбе с одной из самых страшных болезней человечества.

Приглашаем Вас присоединиться к нашему каналу в Telegram.