Найти в Дзене
Extreme Sound

Как Ронни Джеймс Дио отказался писать хиты для радио и создал свой главный гимн

1983 год. Дебютный альбом группы Dio, Holy Diver, стал сенсацией. Мир хэви-метала был у ног Ронни Джеймса Дио. Его новый проект, собранный из пепла Rainbow и Black Sabbath, доказал, что он — не просто бывший вокалист великих групп, а самостоятельная, монументальная творческая сила. Альбом получил золотой статус, а группа — признание критиков и обожание фанатов. Успех привлек пристальное внимание звукозаписывающей компании. Они почувствовали запах больших денег и решили, что второй альбом должен стать еще более успешным, платиновым. Для этого, по их мнению, нужно было сделать музыку "чуть более коммерческой" и привлечь "настоящего" продюсера, который бы отполировал звук для радио. Их главным кандидатом был Тэд Темплман, человек, стоявший за мультиплатиновым успехом Van Halen. Но они не учли одного: Ронни Джеймс Дио никогда, ни при каких обстоятельствах, ни перед кем не прогибался. Для Дио это предложение было как болезненное дежавю. Пять лет назад он со скандалом ушел из Rainbow именн
Оглавление

1983 год. Дебютный альбом группы Dio, Holy Diver, стал сенсацией. Мир хэви-метала был у ног Ронни Джеймса Дио. Его новый проект, собранный из пепла Rainbow и Black Sabbath, доказал, что он — не просто бывший вокалист великих групп, а самостоятельная, монументальная творческая сила. Альбом получил золотой статус, а группа — признание критиков и обожание фанатов.

Успех привлек пристальное внимание звукозаписывающей компании. Они почувствовали запах больших денег и решили, что второй альбом должен стать еще более успешным, платиновым. Для этого, по их мнению, нужно было сделать музыку "чуть более коммерческой" и привлечь "настоящего" продюсера, который бы отполировал звук для радио.

-2

Их главным кандидатом был Тэд Темплман, человек, стоявший за мультиплатиновым успехом Van Halen. Но они не учли одного: Ронни Джеймс Дио никогда, ни при каких обстоятельствах, ни перед кем не прогибался.

Глава 1: Дежавю. Битва за "некоммерческий" звук

Для Дио это предложение было как болезненное дежавю. Пять лет назад он со скандалом ушел из Rainbow именно потому, что гитарист Ричи Блэкмор, одержимый идеей покорить американские чарты, требовал от него писать "песни о любви" для радио. Ронни не пошел на это тогда, и не собирался сейчас.

«Я понимаю, они думали, что делают мне огромный комплимент, предлагая Темплмана, — писал Дио в своей автобиографии "Радуга во тьме". — Но я был категорически против. Ничего личного... Тэд был супер-занят, он тогда работал с Aerosmith и Эриком Клэптоном. Но главное, я был убежден, что никто лучше меня не сможет добиться правильного звука для Dio. Holy Diver, в конце концов, получился довольно хорошим».

Лейбл не сдавался. Они настаивали, что для платинового статуса нужны радиохиты. Ронни настаивал на своем. «Для меня лучшим вариантом было просто удвоить ставки и сделать еще один бескомпромиссный, тяжелый альбом Dio», — заключил он.

В итоге, Ронни отстоял свое право оставаться продюсером. Но одно важное изменение в составе он все же решил внести сам: в группу в качестве полноправного участника был официально принят клавишник Клод Шнелл, который уже отыграл с ними тур в поддержку Holy Diver. И это решение во многом определило богатое, оркестровое звучание будущего шедевра.

Глава 2: Рождение хита из нового синтезатора

Клод Шнелл, готовясь к полноценной работе с Dio, стоял перед выбором синтезатора. Логичным выбором был Oberheim, который использовал Эдди Ван Хален в суперхите "Jump". Но Клод, будучи настоящим энтузиастом, рискнул и заказал совершенно новый, еще никому не известный, почти экспериментальный инструмент — Yamaha DX7.

-4

«Ронни был очарован этим синтезатором, — вспоминал Шнелл. — Я экспериментировал со звуками, и один из них, богатый оркестровый звук, ему сразу же понравился. Он и стал основой для мощного, запоминающегося припева "The Last in Line"».

-5

Так, благодаря новому, никому не известному инструменту, родилась одна из самых узнаваемых мелодий в хэви-метале. К тому моменту сам Ронни уже написал текст, а гитарист-виртуоз Вивиан Кэмпбелл придумал знаменитое, почти классическое арпеджио-вступление, на которое группа в репетиционной комнате наложила "монструозный рифф".

Вивиан Кэмпбелл
Вивиан Кэмпбелл

«У нас был краеугольный камень альбома, — говорил Дио. — Всегда лучше иметь центральную, главную часть пластинки еще до начала основной записи. С "The Last in Line" я знал, что мы этого добились».

Глава 3: "Мы последние в очереди". Глубокий смысл песни

Ронни редко давал прямые объяснения своим текстам, предпочитая, чтобы слушатели находили в них свой собственный смысл. Но о "The Last in Line" он все же рассказал. По его мнению, человечество и есть "последние в очереди". Мы сами творим свой рай или ад своими поступками, и нет никакого высшего судьи, который сделает это за нас. Песня — это путешествие самопознания.

We're off to the witch / We may never, never, never come home (Мы идем к ведьме / Мы можем никогда, никогда, никогда не вернуться домой) — это прямая отсылка к "Волшебнику из страны Оз", но перенесенная в реальный, жестокий мир, где нет добрых волшебников.
We're all born upon the cross (Мы все рождены на кресте) — мы рождаемся невинными, с безграничным потенциалом, как чистый холст.
You can release yourself but the only way is down (Ты можешь освободить себя, но единственный путь — вниз) — чтобы познать мир, нужно "сойти с креста", начать действовать, и в процессе этого пути неизбежно терять свою первоначальную невинность.

Клавишник Клод Шнелл предлагал свою, более социальную трактовку, основанную на строчке из песни Black Sabbath "Heaven And Hell":

«Ронни уже пел: "Никто не истекает кровью за танцора". На вершине общества — те, кто ходит на балет, чтобы показать свою культурность, но им плевать на балерину, которая буквально стирает ноги в кровь ради искусства. Ронни смотрел на нас, рок-музыкантов, так же. Мы поддерживаем общество, которое нас презирает. Мы — последние в очереди».

Глава 4: Запись в горах, итальянская еда и пьяные выходки

Чтобы полностью сосредоточиться на музыке и избежать соблазнов Лос-Анджелеса, Ронни решил увезти группу в уединенную студию Caribou Ranch, расположенную высоко в Скалистых горах Колорадо. Это было легендарное место, где записывались Майкл Джексон, Элтон Джон и Фрэнк Заппа.

«Когда мы приехали, там было полно снега, метра полтора, — вспоминал Вивиан Кэмпбелл. — Нам приходилось протаптывать тропинки, чтобы ходить от одного здания к другому. Воздух был разреженный, и Ронни пришлось ждать несколько дней, прежде чем он смог начать петь».

Уединенность и свежий воздух пошли на пользу творчеству. Но не всем. Басист Джимми Бэйн, заядлый тусовщик, не выдерживал изоляции. Однажды вечером он тайком взял машину и уехал в ближайший город, Боулдер, на концерт Scorpions.

«Он вернулся под утро с толпой каких-то незнакомцев, и Ронни был в ярости, — рассказывал Кэмпбелл. — Но это был типичный Джимми. Он был социальным животным, ему нужна была эта энергия вечеринки, он этим жил».

Еще один забавный случай произошел, когда Ронни, итальянец по происхождению, захотел свое любимое блюдо — брачиоле. Местный шеф-повар понятия не имел, как его готовить. Находчивый Клод Шнелл позвонил маме своего друга, известной своим кулинарным талантом, которая по телефону продиктовала шефу весь рецепт. Ужин был спасен.

брачиоле
брачиоле

Глава 5: Видео на MTV и вечная слава

Альбом The Last in Line вышел в июле 1984 года и превзошел коммерческий успех Holy Diver. Он стал платиновым в США и занял 4-е место в чартах Великобритании. Во многом этому способствовал эпический клип на заглавную песню, который попал в тяжелую ротацию на MTV.

На видео потратили солидные по тем временам 200 000 долларов и сняли его с режиссером фильмов ужасов Доном Коскарелли ("Фантазм"). Сюжет клипа — это мини-фантастический фильм о постапокалиптическом мире, где людей порабощают странные существа, похожие на боргов из "Звездного пути", а группа Dio появляется, чтобы спасти главного героя.

Сам Ронни Джеймс Дио до конца жизни считал The Last in Line одним из лучших своих творений.

«Великолепный альбом! Такой же хороший, как Holy Diver, а может, даже лучше, хоть и с чуть меньшим огнем, — говорил он в одном из интервью. — Запись этого альбома в горах Колорадо была одним из самых веселых моментов в моей жизни».

А какой альбом Dio вы считаете лучшим? Как вы относитесь к этой песне? Делитесь в комментариях!