Знакомясь с "Нимбом и крестом" Дмитрия Антонова, обратила внимание в разделе "Одежда" на главу "Атрибуты". Русская иконография редко передавала особенности национальных костюмов. А тут вижу: Интересно, что на русских иконах стали изображать плащ-корзно, отороченный мехом и застёгивающийся фибулой на правом плече, длинные рубахи и шапки с опушкой. В книге приведена икона: И далее: Это реальные детали домонгольского княжеского костюма. Их появление в иконографии после прославления Бориса и Глеба в середине XI века стало одним из элементов русификации греческого искусства в восточнославянских землях. Именно шапка с опушкой стала самым устойчивым маркером княжеской власти. Во многих сценах, где князь показан без головного убора (подходит к священнику или святому, стоит перед иконой, обнажив голову), шапку могли изобразить в стороне – к примеру, в руках слуг. Часто именно она помогала отличить князей от аристократов рангом ниже, дружинников и бояр. И что меня именно восхитило, так то, что