Найти в Дзене
Люблю Псков

Маленькая деталь в описании иконы

Знакомясь с "Нимбом и крестом" Дмитрия Антонова, обратила внимание в разделе "Одежда" на главу "Атрибуты". Русская иконография редко передавала особенности национальных костюмов. А тут вижу: Интересно, что на русских иконах стали изображать плащ-корзно, отороченный мехом и застёгивающийся фибулой на правом плече, длинные рубахи и шапки с опушкой. В книге приведена икона: И далее: Это реальные детали домонгольского княжеского костюма. Их появление в иконографии после прославления Бориса и Глеба в середине XI века стало одним из элементов русификации греческого искусства в восточнославянских землях. Именно шапка с опушкой стала самым устойчивым маркером княжеской власти. Во многих сценах, где князь показан без головного убора (подходит к священнику или святому, стоит перед иконой, обнажив голову), шапку могли изобразить в стороне – к примеру, в руках слуг. Часто именно она помогала отличить князей от аристократов рангом ниже, дружинников и бояр. И что меня именно восхитило, так то, что

Знакомясь с "Нимбом и крестом" Дмитрия Антонова, обратила внимание в разделе "Одежда" на главу "Атрибуты". Русская иконография редко передавала особенности национальных костюмов.

А тут вижу:

Интересно, что на русских иконах стали изображать плащ-корзно, отороченный мехом и застёгивающийся фибулой на правом плече, длинные рубахи и шапки с опушкой.

В книге приведена икона:

Музей-заповедник "Ростовский Кремль"
Музей-заповедник "Ростовский Кремль"

И далее:

Это реальные детали домонгольского княжеского костюма. Их появление в иконографии после прославления Бориса и Глеба в середине XI века стало одним из элементов русификации греческого искусства в восточнославянских землях.
Именно шапка с опушкой стала самым устойчивым маркером княжеской власти. Во многих сценах, где князь показан без головного убора (подходит к священнику или святому, стоит перед иконой, обнажив голову), шапку могли изобразить в стороне – к примеру, в руках слуг. Часто именно она помогала отличить князей от аристократов рангом ниже, дружинников и бояр.

И что меня именно восхитило, так то, что "Это реальные детали домонгольского княжеского костюма".

Предположительно, икона писалась, скорее всего, для собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря
Предположительно, икона писалась, скорее всего, для собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

Представляете? Не результат кропотливого изучения костюма по документам, археологическим, лингвистическим находкам, даже берестяным грамотам. Это вживую срисовано с живущих рядом князей. Тогда. В домонгольские времена. Здорово?

По крайней мере мне так представилось и да, восхитило)))

Всем всего доброго

Подписаться на канал "Люблю Псков" можно здесь

А почитать можно ещё о том, с чем знакомятся не все, посещающие Псков: