Быль 3. Маленький боец Анастасиевская часовня
Авторы этого белоснежного чуда
и привета из векового прошлого – известный реставратор академик Щусев А. В. и выдающийся русский художник всемирного признания Н. К. Рерих.
О трагической судьбе замечательного маленького архитектурного шедевра – по ссылке ниже.
А пока – к теме о фресках.
Фрески Анастасиевской часовни в Пскове выполнены в 1913 году иконописцем-реставратором Г. О. Чириковым по эскизам Николая К. Рериха.
Главная тема живописи – заступничество Святых и Небесных сил за город Псков.
Некоторые сюжеты фресок:
* Над входом – ангелы с Нерукотворным Спасом.
* По бокам от входа (см. выше) – коленопреклоненные святые князья, небесные покровители Пскова, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей, изображённые на фоне образов Троицкого собора.
* В люнетах над окнами – Богородица и Святой Николай, распростёршие своё заступничество над городом:
На своде потолка – небо с луной, солнцем, звёздами и символическим изображением Святого Духа в виде стилизованного голубя, от которого отходят лучи света с огненными херувимами.
По углам часовни – «Ангелы ветров» с развевающимися прапорами, защищающие мир от «ветров земных» – поветрий и моров, войн и стихийных бедствий:
Провидчески о будущем этой красоты
вздыхал Николай Константинович:
А она, трогательная в своей высокой искренности, вере и незащищенности стоит практически под мостом, подвергаясь всем бичам губительного транспортного, климатического и чиновничьего произвола.
Ещё на встрече с гражданами губернатору Псковской области Михаилу Ведерникову в 2021 году был задан вопрос о положении Анастасиевской часовни, жемчужины отечественной культуры. Глава региона обратил внимание собравшихся на то, что вопрос с сохранением часовни уже прорабатывается специалистами.
Уже середина 2025 года. А мы с 2021-го всё о том, что "должны её спасти", "последние новости"...
А что же сейчас?
"За 10 месяцев заказчик проекта переноса Анастасиевской часовни АНО «Возрождение объектов культурного наследия в г. Пскове» и ООО «АРТРУСТ» семь раз пытались пройти предварительную экспертизу документации.
«Каждый раз эксперты Главгосэкспертизы находят новые основания для отказа в приёме, казалось бы, уже согласованной документации с другими их коллегами. Нередко одни и те же документы просят предоставить по два, три, а то и по четыре раза."
https://vk.com/wall-100730700_30567?ysclid=md5thsvc7k165619506&z=photo-100730700_457247717%2F4ddd36974ae8dbf21c 15 ноября 2024 года
Работы по переносу Анастасиевской часовни готов оплатить меценат. – Опубликовано 25 марта, 2025.
Дополнительно:
Быль 4. Фрески храма в деревне Мелётово
"В списке самых выдающихся по художественной ценности памятников Псковской земли именно Мелетовская Успенская церковь с росписями 1465 г. – шедевр из шедевров, настоящий «GRAND ART» зрелой псковской школы, загадка и завет потомкам от мудрых предков, редчайший по красоте и
глубине ансамбль, вершина псковской школы, настоящая Сикстинская капелла Пскова.
Но… самый сильный по живописи и самый загадочный по программе псковский храм находится в наихудшем положении"– говорит Шулакова Тамара Васильевна, кандидат искусствоведения (Псков) https://kn-pam.pskovlib.ru/files/shulakova_2018.pdf?ysclid=mee8sunxml995083651
Выставка Мелётовских фресок в Приказных палатах
Кстати, эта выставка проходит и сейчас. До 1 сентября. С 10 до 18 часов. Выходной – последний вторник месяца. Думаю, попаду, собираясь в Псков в конце месяца))
Состояние фресок в 60-е годы
"Это яркая живопись с точки зрения иконографии и стилистики. С точки зрения своего художественного подхода она сегодня с трудом уже различается, очень большая часть живописи уже утрачена. И с другой стороны те фрагменты, которые сохранились, были реставрированы в 20-х – 30-х годах и постепенно были открыты в 60-х годах во всем великолепии.
Живопись здесь экспрессивная и порывистая, сохранившая несколько совершенно уникальных сюжетов, которые только к XVII веку начнут развиваться. Которые в других храмовых росписях никогда не повторялись, и прежде мы их не видели. Но увидеть её сейчас уже очень сложно." – https://yandex.ru/video/preview/14342696089659381969
"Первое, что приходит кабинетному человеку – очень похоже на Феофана Грека. Но не копируют Феофана Грека, а продолжают. Эту истихазскую философию столкнуть с места вот так в одиночку невозможно." (Меньшов А. В. – https://yandex.ru/video/preview/16574704911826676814
К вопросу об уникальных сюжетах,
например, чудо со скоморохом. В основе фрески сюжет «Ант-скоморох» –
самое раннее в русской живописи изображение скомороха:
Эта фресковая композиция находится на западной стене храма
и состоит из двух сцен. В центре нижней сцены изображен сам скоморох,
восседающий на троне и играющий на струнно-смычковом
музыкальном инструменте, так называемом гудке. В верхней сцене тот же
скоморох изображен лежащим на одре, с отсеченными руками и ногами
и со стоящей около него Богородицей.
У скомороха Анта, который в своих песнях богохульствовал, понося пресвятую Богородицу, отсохли руки и ноги. После его чистосердечного раскаяния Матерь Божия исцелила скомороха. И он стал уже не хулить, а прославлять Пречистую.
Помимо этого ряд довольно интересных сюжетов из земной жизни Христа. И сама по себе композиция храма не имеет прямой аналогии с другими памятниками.
А. Н. Овчинников. Реконструкции фресок в Мелётово
Перечень специалистами и разнообразие композиций ошеломляет.
"В росписях использовано множество сюжетов литературных произведений, известных в то время, но уже хорошо забытых сегодня (в 2025 году фрескам исполнилось 560 лет).
К тому же Мелётовские росписи содержат ряд уникальных иконографических сюжетов, отражающих культурно-исторические особенности жизни Псковской земли того времени. Росписи Мелётовского храма изучаются более ста лет, но многие сюжеты еще не прочтены и не поняты." – https://infourok.ru/iskusstvo-pskova-freski-i-ikony-xiii-xv-vv-5337863.html
Повторю, Шулакова Тамара Васильевна, кандидат искусствоведения (Псков), считает: По художественной ценности фрески Мелётова стоят на одном уровне с Сикстинской капеллой Микеланджело.
Всем всего доброго. Подписаться на канал "Люблю Псков" можно здесь.