Найти в Дзене
Люблю Псков

7 былей о фресках-чудесах во Пскове. Часть I

"Переступаем порог и... замираем. Вокруг – буйство цветов и оттенков: синий, голубой, золотистая и темная охра, малахитовый, белый, красный... И при этом – ощущение удивительной гармонии. А сами фрески написаны так, будто художники XII века знали, что такое кинолента: словно кадр за кадром разворачиваются перед зрителями новозаветные истории. И правда – чудо!" – РусскийМир.ру , "У реки Великой", Лада Клокова. Действительно – чудо! И единственные в мире сохранившиеся образцы византийской школы монументальной живописи XII века. Главным образом центральной апсиды является деисус, расположенный в конхе алтаря. По мнению М. Н. Соболевой, «размещение этой композиции в алтарной конхе христианского храма относится вообще к числу явлений редких. Что касается древнерусской живописи, то, за исключением мирожской живописи, она не встречается больше ни в одном из сохранившихся памятников». Иисус Христос восседает на мощном золотистом престоле, расписанном узорами, в окружении Богоматери и Иоанн
Оглавление

Быль 1. О фресках Спасо-Мирожского монастыря

https://dzen.ru/a/Ygvt3VZkkC3arlMH
https://dzen.ru/a/Ygvt3VZkkC3arlMH

"Переступаем порог и... замираем"

"Переступаем порог и... замираем. Вокруг – буйство цветов и оттенков: синий, голубой, золотистая и темная охра, малахитовый, белый, красный... И при этом – ощущение удивительной гармонии.
А сами фрески написаны так, будто художники XII века знали, что такое кинолента: словно кадр за кадром разворачиваются перед зрителями новозаветные истории. И правда – чудо!" – РусскийМир.ру , "У реки Великой", Лада Клокова.

Действительно – чудо! И единственные в мире сохранившиеся образцы византийской школы монументальной живописи XII века.

Центральная апсида. (Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., Северный Паломник, 2015. С. 17)
Центральная апсида. (Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., Северный Паломник, 2015. С. 17)

Главным образом центральной апсиды является деисус, расположенный в конхе алтаря. По мнению М. Н. Соболевой,

«размещение этой композиции в алтарной конхе христианского храма относится вообще к числу явлений редких. Что касается древнерусской живописи, то, за исключением мирожской живописи, она не встречается больше ни в одном из сохранившихся памятников».

Иисус Христос восседает на мощном золотистом престоле, расписанном узорами, в окружении Богоматери и Иоанна Предтечи, склоняющимися к нему в почтительном молении.

Фрески полностью покрывают стены и купол собора https://rusmir.media/2022/07/05/sobor
Фрески полностью покрывают стены и купол собора https://rusmir.media/2022/07/05/sobor

Подобное – лишь в соборах Сицилии в мозаичном исполнении.

Из всех росписей домонгольского периода России только здесь,

в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря уцелевшие больше, чем на 80% . Храм будто ожившее Евангелие. Своды и стены сплошь покрыты фресками.

https://yandex.ru/video/preview/1526403074163166382
https://yandex.ru/video/preview/1526403074163166382

Авторы – приглашенные Нифонтом греческие мастера. На это указывают и сохранившиеся аннотации от носителя языка и чисто византийская иконография: расположение Вознесения в куполе, деисуса над алтарной частью. множество сцен чудес и исцелений.

https://yandex.ru/video/preview/1526403074163166382
https://yandex.ru/video/preview/1526403074163166382

В создании росписи участвовали и псковичи

Это они по-своему тщательно прорисовывали складки одеяний, дорогое золото заменяли желтой краской. Что, между прочим, позволяло им в изобилии пользоваться мелкой параллельной штриховкой, обогащавшей трактовку одежд. Этот прием, необычный для византийских фресок, широко применяется в мирожской росписи.

Фрески и так обошлись в баснословные деньги: пигменты на основе лазурита, малахита и других минералов привозные. Но епископ Нифонт средств не жалел. На храм возлагал большие надежды по просвещению и привлечению жителей в христианство.

Идея фресок понятна даже неграмотным: соединение в Иисусе Христе человеческой и духовной природы, его искупительная жертва.

https://yandex.ru/video/preview/1526403074163166382
https://yandex.ru/video/preview/1526403074163166382
Воскрешение Лазаря https://rusmir.media/2022/07/05/sobor
Воскрешение Лазаря https://rusmir.media/2022/07/05/sobor
Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. https://www.icon-art.info/detail.php?mst_id=2140&det_id=9716
Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. https://www.icon-art.info/detail.php?mst_id=2140&det_id=9716
   Архангел Гавриил . Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000  https://www.icon-art.info/detail.php?mst_id=2140&det_id=9716
Архангел Гавриил . Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000 https://www.icon-art.info/detail.php?mst_id=2140&det_id=9716
Исцеление слепорожденного  https://rusmir.media/2022/07/05/sobor
Исцеление слепорожденного https://rusmir.media/2022/07/05/sobor
Погребение Христа https://yandex.ru/video/preview/8223287640969156109
Погребение Христа https://yandex.ru/video/preview/8223287640969156109

Погребение Христа очень хорошо сохранилось. Очень ещё иконописно сдержанно, но глубина материнского чувства уже является во взгляде и касании щекой к щеке:

 Деталь Погребения Христа https://yandex.ru/video/preview/1526403074163166382
Деталь Погребения Христа https://yandex.ru/video/preview/1526403074163166382
Иоанн Богослов https://yandex.ru/video/preview/1526403074163166382
Иоанн Богослов https://yandex.ru/video/preview/1526403074163166382
Явление ангела над гробом Господним https://yandex.ru/video/preview/8223287640969156109
Явление ангела над гробом Господним https://yandex.ru/video/preview/8223287640969156109
 Явление воскресшего Христа, Фома хочет убедиться, что это не призрак https://yandex.ru/video/preview/8223287640969156109
Явление воскресшего Христа, Фома хочет убедиться, что это не призрак https://yandex.ru/video/preview/8223287640969156109
Явление воскресшего Христа рыбакам-апостолам https://yandex.ru/video/preview/8223287640969156109
Явление воскресшего Христа рыбакам-апостолам https://yandex.ru/video/preview/8223287640969156109

На снимке выше – в средней части южной стены храма нас ожидает загадка: почему из всех эпизодов росписи, где изображение оживленно следует за Евангелием, только здесь три персонажа смотрят прямо на молящихся?

https://yandex.ru/video/preview/8223287640969156109
https://yandex.ru/video/preview/8223287640969156109

В. Д. Сарабьянов, который многие годы этому храму посвятил, считал: очень велика вероятность, что это автопортреты художников. И по письменным источникам известно, что константинопольским мастерам часто это было свойственно. По характеру и мастерству написания при изучении выходило, что мастеров было трое. И двое младших, похоже, – сыновья ))

О фресках собора потомкам стало случайно известно

в конце 50-х годов XIX века: в храме как раз решили заменить иконостас, при демонтаже которого под слоем побелки XVII века и обнаружилась древняя роспись. Тогда она почему-то никого особенно не заинтересовала.

В 1888–1889 годах Владимир Васильевич Суслов, архитектор и горячий пропагандист древней русской архитектуры, раскрыв фрески, нашёл, что авторы – греческие мастера.

-18

В 1990-х – 2010-х годах были выполнены консервационно-реставрационные работы, включая раскрытие от поздних наслоений, в северном, южном и западном рукавах подкупольного креста собора. После архитектурной реставрации, а она объемна и многопрофильна, будут продолжены и завершены остальные консервационно-реставрационные работы по фресковой живописи.

Апостолы. Деталь фрески "Евхаристия"  Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000.  https://www.icon-art.info/detail.php?lng=ru&mst_id=4527&det_id2=A
Апостолы. Деталь фрески "Евхаристия" Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. https://www.icon-art.info/detail.php?lng=ru&mst_id=4527&det_id2=A

А каков язык этих росписей многовековой давности!

Рассказывая о главных евангельских событиях в верхней зоне храма, изображая картины страстного цикла, мастера через века обращаются к нашим глубинным чувствам. Передаваемые ими сведения о чудесах и исцелениях Христа известны были только по иллюстрированным Евангелиям того времени. И, отдаваясь внутренним переживаниям, мы практически читаем само Евангелие.

И лучше не скажешь, чем в статье Н. А. Киселевой "Художественные особенности фона фресок Мирожского монастыря":

"Сцены, изображенные на стенах храма, являются не только объектами рассмотрения и размышления, но и своего рода комментариями к священнодействию, происходящему во время службы… Персонажи сцен выступают и в роли очевидцев чуда, и одновременно в качестве свидетелей «вочеловечевания» Христа, его прихода к людям и пребывания с ними…
Совершаемое им есть, прежде всего, таинство, и о нем свидетельствуют не только взгляды и многократно повторенные указующие жесты участников евангельских событий, но и исходящий из глубины красочного слоя не яркий, но пронизывающий все изображения свет, переливающийся оттенками лазурно-голубого, золотисто-желтого и чистого белого цвета.
Это сияние, как воздух наполняющее пространство собора, объединяет все изображения в единую сцену, которая представляет мистерию явления божественной славы Христа.
Так утверждается мысль о том, что евангельская история существует вне времени, являясь мистической реальностью церковной жизни».

Удивительно, как сохранилось это чудо,

если учесть, что Мирожский монастырь не был защищён знаменитыми стенами древнего Пскова, через обитель пролегала дорога на Литву и Ливонию.

На "Иконе Жиглевича" мы видим изображение Мирожского монастыря внизу справа. Дорога ИЗ Литвы и Ливонии пролегала именно с этой стороны.
На "Иконе Жиглевича" мы видим изображение Мирожского монастыря внизу справа. Дорога ИЗ Литвы и Ливонии пролегала именно с этой стороны.

И вплоть до XIX века монастырь защищала только деревянная ограда! Так что при набегах врагов с запада он каждый раз подвергался нападениям. Например:

  • в 1299 году ливонские рыцари разорили Мирожский монастырь, убив игумена Василия;
  • в 1323 году ливонцы вновь захватили обитель;
  • в 1615 году монастырь был разорен шведами;
  • самый сильный урон нанесен войсками Стефана Батория в августе 1581–феврале 1582 года.

В надвратном храме – Стефановской церкви

находятся уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона (Теодора).

-21

" Это каменный иконостас в Стефановском храме построен по типу византийских каменных темплонов, отец Зинон написал здесь замечательные иконы в ранневизантийском стиле. В тот период он очень ориентировался на раннюю Византию, на традиции первого тысячелетия." – https://nandzed.livejournal.com/6588408.html?ysclid=mdssvy9ic427120521

-22

Источники:

У реки Великой
Художественные особенности фона фресок мирожского монастыря

Быль 2. Фрески Снетогорского монастыря

Впервые о монастыре в летописи

упоминается в 1299 году в связи с нападением на Псков рыцарей Ливонского ордена. Дружиной псковского князя Довмонта рыцари были повержены в битве на реке Пскове.

Но сам чтимый псковичами Довмонт-Тимофей скоро умер от ран ли, от мора ли неведомо. А перед тем велел вместо сожженного ливонцами деревянного храма Рождения Богородицы построить каменный.

https://monasterium.ru/monastyri/monastery/pskovskiy-rozhdestva-bogoroditsy-snetogorskiy-zhenskiy-monastyr/
https://monasterium.ru/monastyri/monastery/pskovskiy-rozhdestva-bogoroditsy-snetogorskiy-zhenskiy-monastyr/

Завещание князя Довмонта псковичи исполнили: в 1311 году в обители появился каменный храм Рождества Богородицы, который расписали в 1313 году. Образцом при постройке послужил Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. И не в одном, так в другом, Снетогорский монастырь противостоял Мирожскому.

То есть, хоть и относится снетогорская роспись к начальному периоду расцвета псковской фрески, хоть и Мирожа образцом, но при яркой, живописной манере мастерА ещё и очень вольно трактуют религиозные сюжеты. Пророки, апостолы, святители изображены как живые люди с разными характерами и внешностью. (Это почти дословно из Правмира).

Фрески тоже забелили...

Храм Рождества Богородицы пострадал от пожара в 1493 году. В конце ХVI века роспись забелили как непоправимо испорченную во время осады Пскова войсками Стефана Батория.

Только в 1909 году она случайно была обнаружена. Как-то во время пребывания в монастыре псковский архиерей Арсений Стадницкий обратил внимание, что идёт самораскрытие фресок: в алтарной части стали отпадать побелка и появляться изображение. Он сразу пригласил специалистов, и произошли первые пробные очистки. Это роспись и спасло. До нас дошло около 60 процентов подлинных фресок XIV века. И это немало!

О вольной трактовке религиозных сюжетов

Система росписи храма с одной стороны повторяет многие сюжеты, встречающиеся в более ранних русских и византийских памятниках. В то же время содержит в себе новые композиции и новые подробности изложения традиционных эпизодов.

Некоторые фрески собора отличаются такими иконографическими деталями, которые делают их поистине уникальными. Грамотных было мало, а фрески рассказывали ветхозаветные и евангельские истории так, что они всем были понятны.

Мастер использует множество различных литературных источников, опираясь на которые, он смог внести в снетогорскую живопись лаконичность и необычную для северо-западного искусства Древней Руси эмоциональность.

Вот, например, тоже купольное Вознесение, но какое! Можно предположить, что Иисус движется нам навстречу?

Вознесение https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/pskov/temples/38679/responses/14056
Вознесение https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/pskov/temples/38679/responses/14056

Страшный суд здесь обладает такими составляющими элементами, которых нет в византийском мире. Прямо целый набор сцен, которые как раз присутствуют во всех русских страшных судах, начиная именно с этого момента. Эта иконография Снетогорского Страшного суда распространилась по всей Руси. Как протограф, сама как начальный образец.

-25
Страшный Суд. Богатый в аду © Снетогорский женский монастырь
Страшный Суд. Богатый в аду © Снетогорский женский монастырь

Интересен колорит

Местами он очень ограничен, просто до предела. Использовались краски на основе местных материалов:

  • псковского черлина – двуокиси железа красного цвета;
  • прибрежной глины, пигмент из которой в смеси с рефтью (печная сажа + известь) дает сиреневые цвета, лиловые, оттенки серого, синеватые.
Рождество Богородицы https://dzen.ru/a/ZjH2J-7hRwziMMBi?ysclid=me2ta58tem595418466
Рождество Богородицы https://dzen.ru/a/ZjH2J-7hRwziMMBi?ysclid=me2ta58tem595418466

Монастырь в ту пору был богатым, и росписи создавались на ктиторские деньги. Скорее всего, деньги были ещё от князя Довмонта, уже покойного, но переданные его вдовой.

И дело было не в средствах, а просто была такая установка. На сдержанный колорит, аскетическое настроение. Исихасское – в то время движение в византийской духовной жизни. Аскеза как основа будущего человеческого преображения.

Кроме того, белые штрихи или выбеленные пятна на фресках это символическое изображение исходящего от Христа, Богородицы или святого внутреннего нетварного сияния.

«Уже в Снетогорских росписях исследователи видят отголоски учения о нетварном свете, нетварных энергиях, которое, в свою очередь, разрабатывает Григорий Палама только в середине XIV века. И в этом смысле Псков оказался даже впереди византийского и общеправославного мира», — утверждает Александр Горматюк, российский реставратор высшей категории ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря.

Примером исихазма и нетварного света в живописи позже послужили, в частности, знаменитые росписи Феофана Грека в Новгороде. Только памятник Снетогорского монастыря на 70 лет старше росписей византийца.

В 80-е годы прошлого века был предпринят химический анализ красок, который подтвердил, что при пожаре колорит фресок изменился.

Было подтверждено и то, что привозные краски все же использовались псковичами. Это краски, выполненные на основе минералов: киноварь, азурит, окись олова – лимонно-желтая краска. Последняя использовалась в обозначении нимбов ангелов (сохранилась в сюжете Вознесения).

Наиболее сохранившиеся фрески,

выделяемые специалистами-искусствоведами: Сошествия Св. Духа, Проповеди Христа во храме, фигур святых на восточной стене северного рукава, Снятия со креста, архангела Гавриила из Благовещения.

Фреска Сошествие Святого Духа
Фреска Сошествие Святого Духа

Здесь – апостолы, на которых сошла благодать Святого Духа. Они как бы обрамляют арку, в которой изображены народы. Эти народы символизируют языки всего мира, к которым теперь, после обретения апостолами благодати говорить на всех языках, обращена их проповедь.

Преполовение Пятидесятницы. Проповедь Христа во храме
Преполовение Пятидесятницы. Проповедь Христа во храме
Святые прп. Никон Метаноит, неизвестные, Антоний Великий, Феодор Студит
Святые прп. Никон Метаноит, неизвестные, Антоний Великий, Феодор Студит

Недюжинного таланта учёный и выдающийся реставратор

с мировым именем Владимир Дмитриевич Сарабьянов (6 апреля 1958 – 3 апреля 2015):

"И живописи здесь очень много сохранилось – примерно три четверти всей первоначальной декорации. Может быть, она действительно имеет не такой впечатляющий эффект, как в Мироже – там она как-то сразу подаётся зрителю.
А здесь, в Рождественском соборе Снетогорского монастыря, роспись тонкая, уведённая в такие интимные состояния человеческой души… У неё полноценная и даже уникальная сохранность! Вся система росписи читается, даже не смотря на имеющиеся лакуны. Мирожский собор – да, он эффектный. Но Снетогорский – он для души. Я его больше всех на свете люблю! Фрескам в этом году 700 лет, им надо воздать должное. Надо книжку про них сделать.
... Для Пскова Рождественский собор вообще памятник номер один, потому что весь Псков отсюда вырос. Но он и для всего мира очень важен… "

Приведу фрагмент из лучшего, на мой взгляд, о Снетогорье

Потому что сама лучше не скажу, а передать впечатление от неравнодушного человека хочется (ссылку внизу оставлю):

"Интересно познакомиться с ощущениями замечательного реставратора Владимира Дмитриевича Сарабьянова, когда он раскрывал Образ Богородицы. Буквально по миллиметру он продвигался в работе, еще не зная, что открывает уникальный Образ Богородицы, который потом назвали Снетогорским. Ему казалось, что на него кто-то смотрит. Реставрация – это ведь месяцы и годы. Сколько прошло времени, прежде чем в куполе алтаря проглянули печальные глаза Божьей Матери.
-31
-32
Оказалось, что Снетогорская Богородица изображена сидящей на троне, с Младенцем на коленях, но правой рукой Она указывает вверх, как бы свидетельствуя о древнем пророчестве о Спасителе мира. Такого Образа до сих пор никто не ведал.
-33
Икона, написанная по этой фреске стала именоваться Снетогорской и была написана в 2000 году. На иконе рядом с Богородицей Святые Архангелы Михаил и Гавриил, а у ее престола предстоят преподобномученик Иоасаф Снетогорский и благоверный князь Довмонт-Тимофей.
-34
Известно, что снетогорские фрески имеют щедрые подтекстовки, которые нам, к сожалению не разглядеть. Они прочитаны специалистами, реставраторами, теми, кто имел счастливую возможность разглядывать фрески вблизи.
Их вердикт таков – в артели художников, работавших в храме, непременно были местные, псковичи. Лексика подтекстовок полна выражений, характерных для данной местности. Это открытие важно. Ходили слухи, что храм расписывали мастера с Балкан, что среди художников был и итальянец. Ничуть не опровергаю. Наоборот! Мне нравится эта идея. Итальянец, как носитель идеалов Возрождения, принес на северную землю тепло своей души, но и пагубу обмирщения, ведь Возрождение было озадачено идеей превращения Небесного в земное.
Однако псковичи были иными. Их глубокая религиозность соприкасалась с еще не изжитым мифологическим восприятием мира и тогда им были ближе не великие художники Возрождения, а художники римских катакомб, которые так искусно пользовались символами.
Так сюжет «Жены Мироносицы у гроба Господня» интересен и тем, что пелены, которые они увидели в пустом гробу, здесь изображены в виде спеленутой рыбы – самого древнего символа Иисуса Христа с первых христианских времен. Вспомнились римские катакомбы…
3
3
Однако многие символы были не христианскими, а, отчасти русскими-сказочными. Впрочем мифологические образы схожи во многих культурах. Псковичи «так видели» – ох уж это вечное оправдание художников всех времен! И они смело переводили свои представления в настенное повествование."

Необыкновенно хорошо, по-моему!

Между Раем и Адом. Фрески Снетогорского монастыря

Ещё одно обнаружение произошло случайно

Фрески второй половины XVI века длиной около 6 м, считавшиеся утраченными, были случайно обнаружены в соборе Рождества Богородицы во время замены кровли. Эта роспись иллюстрирует сцены Апокалипсиса.

Фрагмент фресковой композиции сохранился на верхней кромке западной стены притвора XVI века. Осознавая уникальность древней росписи, были приглашены реставраторы-монументалисты бригады им. В. Д. Сарабьянова из Москвы.

На момент обнаружения фрески она находилась в аварийном состоянии — красочный слой и левкас был покрыт трещинами. Московские специалисты провели ряд работ по сохранению ветхой росписи: очистили от загрязнений и укрепили стенопись, провели дезинфекцию. Осыпавшиеся частички фрески аккуратно собрали и передали сначала Псковскому музею-заповеднику на хранение.Позднее фрагменты фрески вернулись в Снетогорский монастырь.

-37
В Псковском музее-заповеднике завершена реставрация уникальной фрески
Фрескам Рождественского собора на Снятной Горе 700 лет

Продолжение следует в части II

Всем всего доброго. Подписаться на канал можно здесь: "Люблю Псков"