Найти в Дзене
Люблю Псков

7 былей о фресках-чудесах во Пскове. Часть III

Где это и что за Рождественская батарея, понятно из этой зарисовки: «Петровские бастионы сохранились повсеместно по всему городу. Известна так называемая Рождественская батарея в Псковском кремле, когда Пётр I снёс главки у трёх церквей и засыпал их землёй, естественным консервантом. Впоследствии учёные раскрыли эти храмы, и оказалось, что там имеются в прекрасной сохранности фрески, настенная живопись», – рассказала начальник отдела маркетинга и связей с общественностью Псково-Изборского музея-заповедника Марина Николаева, https://informpskov.ru/news/371865.html В военных нуждах Петр использовал все храмы Довмонтова города. И в девяти раскрытых храмовых остатках были обнаружены фрагменты настенных росписей. В Государственном Эрмитаже, в фондохранилище находятся бесценные фрески Довмонтова города, документы археологической экспедиции Эрмитажа и работы реставраторов. https://yandex.ru/video/preview/16525782333691189532 Говорит об этих фресках Сергей Владимирович Томсинский, ведущий науч
Оглавление

Быль 5. Фрески Рождественской батареи

Где это и что за Рождественская батарея, понятно из этой зарисовки:

Александр Окунев, Псковский путеводитель Окунева. https://pskovskij-putevoditel-okuneva.blogspot.com/2019/01/Hronologija-arheologicheskih-paskopok-cerkvej-Dovmontova-goroda.html?m=0
Александр Окунев, Псковский путеводитель Окунева. https://pskovskij-putevoditel-okuneva.blogspot.com/2019/01/Hronologija-arheologicheskih-paskopok-cerkvej-Dovmontova-goroda.html?m=0
1958 год. Автор – А. С. Потресов. Источник:https://vk.com/photo-59710910_325732695
1958 год. Автор – А. С. Потресов. Источник:https://vk.com/photo-59710910_325732695
Автор – Ольга1969
Автор – Ольга1969
«Петровские бастионы сохранились повсеместно по всему городу. Известна так называемая Рождественская батарея в Псковском кремле, когда Пётр I снёс главки у трёх церквей и засыпал их землёй, естественным консервантом.
Впоследствии учёные раскрыли эти храмы, и оказалось, что там имеются в прекрасной сохранности фрески, настенная живопись», – рассказала начальник отдела маркетинга и связей с общественностью Псково-Изборского музея-заповедника Марина Николаева, https://informpskov.ru/news/371865.html

В военных нуждах Петр использовал все храмы Довмонтова города. И в девяти раскрытых храмовых остатках были обнаружены фрагменты настенных росписей.

В Государственном Эрмитаже, в фондохранилище находятся бесценные фрески Довмонтова города, документы археологической экспедиции Эрмитажа и работы реставраторов. https://yandex.ru/video/preview/16525782333691189532

Говорит об этих фресках Сергей Владимирович Томсинский, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры:

Хочу вспомнить краткое определение подлинного поэта средневекового Пскова

Юрия Павловича Спегальского: "В мире не было другого такого места, как Довмонтов город". Сказал как отрезал))

Ну, небольшое пространство между двумя крепостными стенами, десять небольших храмов с кладбищами, звонницами, несколько гражданских построек:

Довмонтов город. Рис. Ю. П. Спегальского
Довмонтов город. Рис. Ю. П. Спегальского

Удивительная игра света и теней, небольшие церкви тринадцатого- четырнадцатого века, неповторимые. Никто больше, так как в Пскове, не строил никогда и нигде.

В 1348 году был заключен Болотовский договор с Новгородом, по которому Псков практически обрел самостоятельность. С этого времени и начинается противостояние Новгорода и Пскова.

В пору бы праздновать и строить

Но в это время в Европе уже бушевала чума. Та самая великая черная смерть XIV века. Через четыре года она в аккурат пришла и в Псков. В 1352-ом это была чудовищная эпидемия, чудовищный мор. Ну, впрочем, один из многих, которые в то время случались. С трудом его пережили псковичи. Для того, чтобы в 1360 году чума вернулась. Она вообще не уходила в XIV веке. Вот так и все это столетие прошло не только в Пскове, по всей Восточной и Западной Европе тоже.

Вот между двумя этими эпидемиями, где-то в 1350-е годы и была расписана, например, церковь Покрова.

На росписи храма Покрова работало два мастера. Но условно их можно назвать "желтый" и "красный" по оттенкам ликов мозаичного письма тоже. Вот, когда вы подойдёте к этим фрескам поближе, вы увидите, что у некоторых на лиловом фоне желтые лики и золотистые у Христа нимбы,

-5

а у других на синем фоне темно-красные – охра с энергичными пробелами.

Вот два мастера – две артели. Они как бы шли навстречу друг другу по этому небольшому храму, его расписывая. И между двумя эпидемиями чумы успели его, видимо, расписать.

И оно должно на нас подействовать, потому что это намолено. Потому что здесь не только талант, мастер, его рука, его душа, его молитва. Это и люди, которые приходили в этот храм. Которые жили в этом четырнадцатом веке очень нелегкой, страшной жизнью. Между прочим, никто бы из нас не выжил в том Пскове четырнадцатого века.

-6
-7

Это век титанов

Сергий Радонежский, неистовый Феофан Грек, тверские князья, которые боролись с Москвой не на жизнь, а на смерть и головы складывали в этой борьбе.

И Дмитрий Иванович Донской собственной персоной московский, гордое новгородское боярство, которое как раз в это время учреждало вот эту новгородскую республику олигархическую, говоря современным языком. И Господин Великий Псков на западном рубеже, который постоянно отбивается то от немцев, то от новгородцев, то от литовцев, то от всех, кто мимо проходил.

Плюс вот эти вот прелести: четыре раза в году там мор, а за мором – голод.

Ну, и пожары – бытовое явление: там несколько раз каждый уважающий себя русский город горел раз в десять лет до головешек.

Из всего этого и вырастала эта удивительная роспись.

Как у Тарковского в фильме "Андрей Рублёв"

применен такой нехитрый прием:

  • сначала он в черно-белом варианте пускает всю эту вот прелесть средневекового бытия, как вот этот Рублёв среди всего этого себя ощущал;
  • а потом, в конце идет цветной ряд замечательных рублевских икон.

Вот из чего оно выросло. Так вот, нужно помнить, из чего это все выросло.

Помнить тех людей, которые молились в храме Покрова в том далеком четырнадцатом, а потом в пятнадцатом, шестнадцатом и до восемнадцатого века включительно.

-8

Что касается художественных достоинств фресок Довмонтова города

Вот я еще раз только хочу напомнить о двух мастерах. Две художественных артели, скажем так, не один же мастер расписывал с подмастерьями.

Вот технология росписи была такова, что мастер, который работал в технике фрески, должен был обладать очень хорошим глазом, твердой рукой, талантом, само собой.

Но талант таланту рознь. Вот эти инструменты: глаз и рука. Это нужно быть очень большим и уверенным в себе мастером от бога, вдохновлённым не своим именем, не своим талантом, большой волей. Наверное, не рефлексировать, потому что они же по сырой штукатурке наносили быстро легкую графью.

Вот такой прочерченный рисунок контура, грубо говоря
Вот такой прочерченный рисунок контура, грубо говоря

Вот такой прочерченный рисунок контура, грубо говоря. Потом быстро жидкой охрой прокладывали по этой графье основное. Тот же самый контур утверждали и дальше уже начинали писать лики и далее, заканчивая пробелами.

Они работали, они божью волю творили. История этих фресок удивительна в своем роде, потому что, знаете, судьба. Храм простоял до восемнадцатого века.

В восемнадцатом веке, в 1700 году Петр I после поражения под Нарвой распоряжается укреплять Новгород и Псков на путях наиболее вероятного вторжения шведов. Приказал по городу строить бастионы. В частности, засыпали несколько храмов Довмонтова города.

Разобрали своды, барабаны, главы и возвели очень приличную Рождественскую батарею – земляную насыпь, которая простояла до 1970-х годов, когда к этому замечательному объекту приступила псковская экспедиция Государственного Эрмитажа во главе с замечательным же исследователем Василием Петровичем Белецким.

Совершенно неожиданно обнаружились сохранившиеся фресковые росписи. Никто их специально не сбивал, не ломал.

-10
-11
-12
-13
-14

Время, конечно, не пощадило, но увидеть вот это хотя бы в таком виде с четырнадцатого века дорогого стоит. Однако без наших замечательных эрмитажных реставраторов мы бы этого не узрели.

Потому что надо было смонтировать, надо было снять со стен вот это всё, сложить, укрепить, смонтировать заново, привести в экспозиционное состояние.

Ну, вот мы с вами и видим то, что мы видим.

-15
"В Старой Деревне на Черной речке в новом фондохранилище Эрмитажа скрыты осколки псковской старины. Как не вспомнить сказочное «игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу».

Добраться до своих же фресок задача для псковичей почти такая же невозможная, как найти смерть Кощея. Фрагменты фресок отыскала в послевоенные десятилетия археологическая экспедиция Эрмитажа, которую 30 лет возглавлял Василий Дмитриевич Белецкий. В Ленинград настенные росписи церквей Довмонтова города отправились для сохранности.
... Как вернуть фрески в Псков знает кандидат искусствоведения Тамара Шулакова. По ее мысли, Псков должен стать центром изучения фресковой живописи. Сделать это позволяет обширный список фресковых памятников, расписанных мастерами разных школ в разное время: храмы Мирожского и Снетогорского монастырей, церкви Довмонтова города, Мелетово, Успенский пещерный храм Печерского монастыря, Анастасьевская часовня под Ольгинским мостом.

- Псковские фрески так же ценны, как Акрополь с Парфеноном в Афинах, Колизей и Ватикан в Риме, Собор Богоматери и Лувр с «Моной Лизой» в Париже, – просвещает искусствовед." –
https://web.archive.org/web/20171004120136/http://pravdapskov.ru/rubric/6/14499/

Источник:

Быль 6. Псковские фрески в Кракове

Хотелось бы упомянуть

ещё об одном шедевре псковских художников – фресках, покрывающих стены и своды часовни в капелле Святого Креста, – в сердце Польши, Кракове, древней столице Польского государства.

"На вершине своей славы, вскоре после создания блистательного ансамбля фресок Мелетова, псковские художники были приглашены в Польшу в 1470 году самим королём Казимиром IV (1447–1492), чтобы расписать в Вавельском кафедральном соборе часовню Святого Креста, которая должна была стать усыпальницей короля и его супруги Елизаветы, герцогини Габсбургской.
... На авторство псковичей указывает, во-первых, ктиторская надпись. Во-вторых, современная польская исследовательница Анна Ружицка-Брызек также приводит в пользу этого ряд убедительных аргументов, с которыми согласился выдающийся русский учёный В. Н. Лазарев.
(Так, некоторые фонетические особенности ктиторской надписи на северной стене, такие как смешение согласных Ц и Ч («доконцали» вместо «докончали»), чередование Ш и С («шию» вместо «сию»), присущи исключительно псковскому диалекту.
На связь с псковской традицией указывают типы ликов: удлинённый овал, обведённый широкой коричневой тенью, сильно сужается к подбородку; глаза с полукруглыми или острыми треугольниками, подглазными тенями; и более всего – носы «башмачком»."
https://www.ippo.ru/pilgrimage/article/pskovskie-freski-v-starinnoy-stolice-polshi-402779
Своды капеллы Святого Креста Вавельского кафедрального собора XV в.
Своды капеллы Святого Креста Вавельского кафедрального собора XV в.
«Шествие на Голгофу». Стык западной и северной стен капеллы Святого Креста Вавельского кафедрального собора
«Шествие на Голгофу». Стык западной и северной стен капеллы Святого Креста Вавельского кафедрального собора

В миниатюрной готической капелле

по определению не представляется возможным изображение ни одной из многоговорящих сцен русско-византийского видения Евангелия. Жёсткое рассечение нервюрами пространства на крохотные остроугольные сегменты исключает вообще всякую цельность композиции. Казалось бы.

Но вот, как пример, выше – «Шествие на Голгофу» (на стыке западной и северной стен):

Псковские мастера в готической часовне, изображая на северной стене Христа, оглядывающегося назад, делают замечательное открытие: взгляд Христа проникает сквозь реальное угловое пространство капеллы и встречается со взглядом Богородицы, подле которой стоит Иоанн Богослов. Эти двое верных – реальная опора для Христа, и Христос для них – единственная реальная опора во веки веков.

И таким гениальным находкам – нет числа, как нет числа этим "крохотным остроугольным сегментам".

Вот из отзывов:

"Как неожиданно в капелле св. Креста увидеть русские псковские фрески. Видно, что художникам было очень неудобно вписывать композиции в непривычные пространства сводов с нервюрами и стен со стрельчатыми окнами. И всё же эти византийские фрески производят гораздо большее впечатление, чем золочёные ангелы и мраморные парящие святые..."
" ...Эти фрески производят ошеломляющее впечатление: современному человеку… «странно» видеть на стенах готической часовни прекрасные древнерусские росписи, созданные в традициях византийской живописи." – https://www.ippo.ru/pilgrimage/article/pskovskie-freski-v-starinnoy-stolice-polshi-402779

Быль 7. Создание музея фрески в Пскове

Даю слово выдающемуся борцу за сохранение и популяризацию сокровищ Пскова – кандидату искусствоведения Тамаре Васильевне Шулаковой:

В 90-е годы, будучи в Амстердаме, мы со студентами первым делом отправились в музей Рембрандта. Дойти до него не успели, а «Ночной дозор» рябился в глазах. Сюжет этой картины на каждом шагу – в марках, пакетах, платьях, футболках…
Культура должна быть частью ментальности. Если мы гордимся Мирожей, то хотя бы визуально должны представлять, что это такое. А не так: сходил один раз – и отстаньте.  И мы должны знать не только Мирожу, но всё псковское.
Не помешала бы и система курсов, этакая Псковиана – от детского сада до высшей школы. Псков – это как детектив, из которого не вырвано ни одного листа. Мои экскурсанты даже приблизительно не представляли, что  возможно попасть в 12 век, понять, как город развивался в 13-м, что было здесь в 14-м и почему Псков стал свободной республикой…
...Одно только описание истории открытия древней живописи в XIX веке, освобождения от побелок, чудеса ее реставрации и трудности хранения может претендовать на то, чтобы стать в своем роде бестселлером, полным детективных драматических поворотов и прекрасных обретений.

Но мы... Главные свои шедевры мы давно и талантливо скрываем от людей.

... Я хочу вам показать, как выглядел Псков по свидетельствам наших врагов. Вот рисунок времен осады города Стефаном Баторием 1581-82 году.
Повторяю "Икону Жиглевича" для наглядности и в части II
Повторяю "Икону Жиглевича" для наглядности и в части II
Вот вам реакция европейцев на то, какой дивно-грандиозно-прекрасный город они увидели перед собой: «Господи, какой город – точно Париж, помоги нам, Господи, взять его».
Не взяли. Это XVI век.  Их интересовало в том числе бесконечное количество храмов. Они увидели город, который состоит из храмов.
Смотрите: это первый город с Троицким собором, вот это второй город, Довмонтов, вот здесь шла ещё стена, третья, вот это четвёртая стена, и вот ещё одна стена, это пятая стена. «Пять замков, – как писали поляки, – внутри города!»

Не поверю, что сердце у вас не замирает!

Понимаете, искусство, оно не лжёт, оно только с высокими категориями работает, поэтому мне легче ответить с моей личной колокольни. Мой опыт подтверждает правоту Сократа: главный враг искусства – это невежество.

Поэтому необходим в Пскове Музей Фрески. С выставками, фильмами, лекциями об истории псковской фрески, литературой, качественными флайерами, уроками в школах и вузах, специальными экскурсиями в храмы для желающих разной подготовки.

То, чем псковичи, многие и не ведая, владеют – бесценное сокровище, разрозненное во времени и в пространстве. Между прочим, и нуждающееся в заботе. Оно ведь может во времени же и истаять совсем. Так, наблюдая в общем пространстве безразличие проходящих мимо поколений. И опять замирает сердце, уже по другому поводу...

"Как вернуть фрески в Псков знает кандидат искусствоведения Тамара Шулакова. По ее мысли, Псков должен стать центром изучения фресковой живописи." – https://web.archive.org/web/20171004120136/http://pravdapskov.ru/rubric/6/14499/

Вот-вот. И я о том же.

Только в течение долгих лет дело не может сдвинуться с мертвой точки.

Всем всего доброго. Подписаться на канал "Люблю Псков" можно здесь.

Царский подарок. Что псковичи знают о наследии предков?