Здравствуйте, сегодняшний комментатор навел меня на мысль об интересной статье. Под писательской ложечкой засосало и несмотря на большую рабочую загруженность мне очень захотелось поделиться с Вами данными мыслями. Речь пойдет о памяти, видах и нарушениях, а так же о метаморфозах и феноменах данного процесса.
Чаще всего родители сложных деток приходят ко мне с мыслью о том, что их ребенок, что никак не может уловить и зафиксировать информацию, имеет патологии памяти. На деле выясняется, что никакого классического нарушения памяти у ребенка нет, а есть нарушение в работе одного или нескольких источников сенсорной информации которые в принципе информацию не фиксируют.
Чтобы объяснить данный процесс сгущу краски. Если Вы когда-нибудь запускали тяжелого неговорящего и непонимающего речь ребенка с аутизмом с 0 вы бы ближе осознавали данный процесс. Мне приходилось такое делать и не раз. Запускаются данные дети по-разному, у одних просто появляется понимание слышимой речи, да пока частичное, но все-таки они начинают реагировать на окружающий мир, а других словно прорывает и вместе с пониманием автоматом запускается и речь. Вообще выглядит данный процесс с родни чуду, и для подобных родителей становится той самой волшебной таблеткой ( Не люблю я ей быть! Поскольку я просто нажала на нужный рычаг. Поезд поехал, но мы еще не знаем куда он поехал, по каким рельсам, насколько они сломаны, и на какой тяге. Простым языком резкий старт речи не гарантирует ее чистоту и понимание и еще ни один ребенок на таком старте сходу не вышел в полную интеллектуальную норму.). Объясню данный процесс более наглядно. Ребенок прибывает в потоке. У него есть зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, осязательное и иные виды восприятия, но все они существуют одновременно и в моменте- ребенок не фиксирует свое внимание ни на одном из них. Он одновременно воспринимает какофонию разрозненных ощущений, что напрягают его и дают усталость. В онтогенезе здорового ребенка распознавание ощущения происходит поступательно. Сначала ребенок начинает понимать увиденное и тянется к игрушке ручкой, затем понимает на увиденное насаживает услышанное так мама из лепетной цепочки ма-ма-ма-ма становится мамой, а потом оттачивает тонкости речевых логических связей, позволяющих описать иные чувства такие как вкус, обоняние, осязание. Например -этот фрукт имеет резкий запах и слащавый вкус, мне он противен. Это уже сложная логическая цепочка, позволяющая выстроить умозаключение на несколько оценочных суждений. У наших детей проседает какой-либо источник восприятия, у всех по-разному, но для речи нужны источники зрения и слуха- поэтому возьмем их за основные. Предположим, что у нашего малыша есть какие либо зрительные агнозии. Картину в целом он видит, но не может выделить из нее объект и осознать его, не может привязать видимый объект к слышимому потоку, не может понять и создать первые слова. Есть стандартные маршруты клинической логопедии, есть мой личный опыт запуска собственного ребенка. По сути они одинаковы и идут от грубых форм соотнесения. Они работают всегда. Разница лишь в том сколько времени нужно каждому конкретному малышу, чтобы запустить данный процесс. Иногда дети запускаются за месяц или два и вот тогда я превращаюсь в то самое "чудо", но в основном в норме на пробитие навыка требуется до 8 месяцев. Но это все научная система, просто в данном случае, когда времени потребовалось не много, нам повезло. Вот наш малыш запустился, прошло у него соотнесение, появились первые слова. У кого-то это чистая речь( да бывает и так с 0 в фразу за 2 месяца, но очень редко), а бывает что речь пошла, но урезанная, коверканная одним слогом или звуком( значит здесь у нас есть нарушения моторного плана, причем как дизартрия так и различные виды диспраксии). Но так или иначе наш малыш заговорил. Возьмем стандартный вариант без моторных проблем. Просто ребенок начал говорить, но словарь набирается крайне медленно, а если и набирается, то ребенок словно недопонимает речь.
Вот тут-то родители и говорят о том самом УО, на фоне низкого внимания и памяти. А проблема все еще куда более узкая. У ребенка все так же присутствует недопонимание увиденного или услышанного на фоне его основной агнозии. Даже запустив и пробив недуг, мы все еще не научили мозг анализировать увиденный поток. Сейчас малыш всего лишь выделяет слова и объекты из него, он не может охватить картину в целом. Уловить причинно-следственные связи, выстроить сам процесс, особенно в разрезе абстрактных представлений.
Сейчас я готовлю к запуску курс уроков для подобных деток, где учу их анализировать увиденное и услышанное. В моем курсе есть задание на рост растения. Как вырастить тыкву. Вроде бы ничего сложного, а ребенок с нарушением образного восприятия тут же проседает. Еее нужно срывать или копать? Она растет, как огурец-а это как? Самое смешное, что он будет стоять рядом с этой тыквой и огурцом, смотреть на них и не понимать. И даже сорвав ее самостоятельно он тут же просядет с вопросом про тот же кабачок. Тот же принцип работает и на слышимый поток. На запуске дети начинают выцеплять знакомые слова из потока и лишь постепенно учатся анализировать большие речевые конструкции и понимать их. Каждое действие, каждый новый словесный шаблон у такого малыша требует индивидуализации внимания и искусственной связки-сцепки перенесения смыслового значения. Например предлог "на" мы сцепляем с понятием сверху или куда-то. Пойти на праздник, положить на стол- предлог один, а семантические значения разные. Все это время, пока мы работаем над восстановлением мыслительной функции ребенок прибывает в таком отрешённом мире недопонимания. Знаете вот этот взгляд аутичного принца, когда я вроде чем-то увлеченно занят внутри себя, но словно не здесь-вот она картина нашего недопонимания. Очень часто такие дети все-таки в конечном итоге недополучают нужную и правильную, а главное своевременную коррекцию и так и остаются в мире недосвязанных образов. Дети получают диагнозы. Вот тут-то родителям и кажется, что проблема у их ребенка именно с памятью. На самом деле ребенок не может помнить того, чего он никогда не знал. Если вы давали знания когда он прибывал в фоновом режиме он не фиксировал их, а значит не запоминал. Иногда знания в принципе из фона не выводят и дети не включаются, пока не нажмешь на нужные рычаги описанные выше. (Когда-нибудь создам курс и по такому запуску для самых тяжелых деток, это тоже крайне важный момент, но я одна, увы, не разорваться. )
Сделаем вывод. Проблема данных деток, медленное усвоение материала, так как оно длительное время, практически полностью происходит в ручном формате и требует узкой отработки и запоминания, а так же искусственного адаптационного механизма перенесения аналогии. Выглядит -это словно ребенок тугодум, что он ничего не фиксирует из сказанного в потоке, на деле-это не чистые, классические патологии памяти.
А что такое настоящие, истинные нарушения памяти?
Они бывают 3х видов. Не буду грузить Вас сложными научными терминами. Объясню простым языком.
1 вариант -это нарушения краткосрочной памяти. Если не зафиксировать момент, то человек забывает о нем, теряет детали, цепляясь за суть происходящего. Такие люди часто теряют ключи, могут пролить суп и искренне считать, что это сделала собака. Нарушения неприятное, в грубой форме человек теряет целые куски реальности не помнит, что делал утром и пол дня, не помнит как тут очутился. Часто возникают при органических патологиях мозга.
2 вариант- нарушения длительной памяти. Эти патологии чаще всего являются приобретенными после травим и инсультов. Думаю все знают про амнезию. Забыл жизнь до какого-то момента. Иногда восстановить память помогают механизмы регрессии и гипноза. Или обратная система той же связки сцепки, что описана выше. Событие из прошлого привязанное к какой-то триггерной фразе или образу всплывает на фоне его появления. Начинают мелькать флешбеки, порой бессвязные.
3 вариант- самый сложный. Тот ради которого я очень хочу плотно изучить клиническую психологию- состояния подмены. Когда человек искренне верит и помнит событие которого не было. Например, что его украли инопланетяне и проводили над ним эксперименты. Иногда данное нарушение возникает на фоне психотравмирующей ситуации и конечно тут требуются другие более сложные методики, в которых важным моментом можно считать работу с самим нарушение часто на уровне обменных процессов нейромедиаторов, что вызвало нам данный симптом.
А теперь по степени силы памяти. Про неустойчивую память я описала в 1 пункте, а когда ситуация обратная и память слишком хорошая, как думаете-это хорошо или плохо? Это гениальность или УО? Совсем недавно наткнулась на очередную книгу моего любимого А.Р.Лурии "Маленькая книга о большой памяти". В ней он описывает клинический случай пациента с гениальной фотографической памятью, который помнил свою жизнь вплоть до часа. Вот только незадача, помнил он все фотографически, все детали и объекты в мелких подробностях, а вот выводы о них сделать не мог. Ничего не напоминает? Почитайте вначале статьи о зрительной агнозии и ее потоке -крайне схожая симптоматика. Обычно мои дети с подобным нарушение прекрасно называют все увиденные предметы, но не могут сказать что мальчики подрались из-за красивой девочки, что уходит вдаль в негодовании размахивая портфелем. А как думаете, как великий ученый помогал данному пациенту? Он создавал логические связи и понимание ситуации и тогда память начинала сворачивать детали оставляя суть-человек начинал забывать. Данный пациент так и не нашел себя в жизни, ни на одной работе он не задержался, много раз менял рабочую деятельность, очень много знал, но при этом был словно недопонимающим и отстающим.
Нейропсихология и нейрологопедия -гениальные науки, наисложнейшие, но и наинтереснейшие. А самое интересное в них то, что пациенту реально можно и нужно помогать. Что есть вот эти приемы, создающие ту самую магию, вот только увы, как и в любой сказке не решает она всех проблем по взмаху одной руки, и специалистам и родителям все равно приходится прибегать к кропотливому и сложному труду обучения мозга способности думать и понимать.
Надеюсь статья была интересной. Готовлю запуск курса по пониманию слышимого и видимого потока у говорящих детей от 4.5 лет. Надеюсь выложить к новому году или сразу после него. Кому интересно подписывайтесь в телеграмм или ВК пока не выбрала площадку, но планирую все-таки выбрать базу из этих 2х.
Ну и я в соц. сетях.
ВК https://vk.com/logoped_anna_polyakova?from=groups
Телеграмм https://t.me/logoped_anna_polyakova
МАКС https://max.ru/logoped_anna_polyakova
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки буду Вам очень признательна.