Найти в Дзене
История транспорта

Электрификация Балтийского направления Октябрьской железной дороги

Эта статья, как и ряд других, довольно долго лежала у меня в черновиках по причине отсутствия материала: за 1930-е годы документов сохранилось меньше, чем за послевоенный период. Найти и собрать их воедино было довольно непросто. При написании статьи были использованы заметки в газетах тех лет. Орфография оригиналов сохранена. Балтийское направление Октябрьской железной дороги было электрифицировано одним из первых в Советском Союзе. Участок от Ленинграда до станции Лигово электрифицирован постоянным током напряжением 1500В в самом начале 1933 года. Пассажирское движение на ветке началось трехвагонными секциями Св и Сд. Вот что писали по этому поводу газеты тех лет: «Правда», 15.03.1933 Первый электропоезд от Ленинграда до Петергофа намечено пустить 1 мая. Эксплоатация участка между Ленинградом и Лиговым, законченная два месяца назад, задерживается из-за недостатка подвижного состава: вместо 4 электросекций имеется только одна. Одна электросекция – это Св 503/403/603 (с 1936 года 1003-

Эта статья, как и ряд других, довольно долго лежала у меня в черновиках по причине отсутствия материала: за 1930-е годы документов сохранилось меньше, чем за послевоенный период. Найти и собрать их воедино было довольно непросто.

При написании статьи были использованы заметки в газетах тех лет. Орфография оригиналов сохранена.

Балтийское направление Октябрьской железной дороги было электрифицировано одним из первых в Советском Союзе. Участок от Ленинграда до станции Лигово электрифицирован постоянным током напряжением 1500В в самом начале 1933 года. Пассажирское движение на ветке началось трехвагонными секциями Св и Сд. Вот что писали по этому поводу газеты тех лет:

«Правда», 15.03.1933

Первый электропоезд от Ленинграда до Петергофа намечено пустить 1 мая. Эксплоатация участка между Ленинградом и Лиговым, законченная два месяца назад, задерживается из-за недостатка подвижного состава: вместо 4 электросекций имеется только одна.

Одна электросекция – это Св 503/403/603 (с 1936 года 1003-003-2003), временно прикомандированная из депо Москва-III Северных железных дорог.

Для удобства описания, в дальнейшем при упоминании номеров электросекций, я буду пользоваться нумерацией, принятой в 1936 году.

Уже 20 марта 1933 года газета «Правда» писала:

ЛЕНИНГРАД, 19 марта. (Наш корр.).

Началось регулярное пассажирское движение на электрифицированном участке Ленинград – Лигово Балтийской линии Октябрьских ж. д.

Электропоезд проходит расстояние до Лигова в 18 мин. вместо 25 мин., затрачиваемых обыкновенным поездом. Ленинградская и лиговская тяговые подстанции оборудованы исключительно советской аппаратурой и работают с безупречной точностью.

С 1 мая поезда пойдут до Нового Петергофа, а к 1 сентября 1933 года вся балтийская линия Ленинград – Ораниенбаум будет электрифицирована.

Переход на электротягу уменьшит эксплоатационные расходы на Балтийской линии почти на 65 проц. Экономия в три года превысит 20 млн рублей, затраченных на электрификацию участка.

31 мая 1933 года на базе паровозного депо было образовано электродепо Ленинград-Балтийский, ЭД-5 (ныне ТЧПРИГ-15 Санкт-Петербург–Балтийский).

Шестивагонный электропоезд на станции Ленинград-Балтийский, 1935 год. Иcточник фото – goskatalog.ru
Шестивагонный электропоезд на станции Ленинград-Балтийский, 1935 год. Иcточник фото – goskatalog.ru

Строители справились с заданием в срок, и, и как и было запланировано, начало пассажирского движения до Нового Петергофа состоялось в начале сентября 1933 года. Вот что писали по этому поводу газеты:

«Известия», 27.08.1933

ЛЕНИНГРАД, 26 августа. (По телеф. от наш. корр.). Закончено сооружение электрической железной дороги Ленинград-Петергоф протяжением в 30 км. Сегодня произведены механические испытания и начата проверка контактной сети. Пробный пуск электропоездов состоится 29 августа. Открытие дороги для пассажирского движения назначено на 30 августа.

К 1 января закончится участок до Ораниенбаума. Октябрьская дорога приступает к электрификации участков Ленинград – Гатчина и Ленинград – Павловск.

«Правда», 27.08.1933

Заканчивается электрификация участка Ленинград-Петергоф. 28 августа намечено пустить пробный электропоезд от Ленинграда до Петергофа. 1 сентября линия должна вступить в эксплоатацию.

Электропоезд Св-027 на станции Новый Петергоф во время выполнения первого пассажирского рейса, 6 сентября 1933 года. Источник фото – группа «Советская железнодорожная коллекция» в социальной сети В Контакте
Электропоезд Св-027 на станции Новый Петергоф во время выполнения первого пассажирского рейса, 6 сентября 1933 года. Источник фото – группа «Советская железнодорожная коллекция» в социальной сети В Контакте
Электропоезд Св-027 на станции Новый Петергоф во время выполнения первого пассажирского рейса, 6 сентября 1933 года
Электропоезд Св-027 на станции Новый Петергоф во время выполнения первого пассажирского рейса, 6 сентября 1933 года

Перед новым, 1934 годом сдана в эксплуатацию электрифицированная линия до станции Ораниенбаум.

Обкатка первого электропоезда на линии Новый Петергоф – Ораниенбаум, 28 декабря 1933 г. Источник фото – группа «Советская железнодорожная коллекция» в социальной сети В Контакте
Обкатка первого электропоезда на линии Новый Петергоф – Ораниенбаум, 28 декабря 1933 г. Источник фото – группа «Советская железнодорожная коллекция» в социальной сети В Контакте

27 декабря 1935 года был электрифицирован участок Лигово – Красное село протяжённостью 12,3 км.

«Известия», 27.12.1935

Первый электропоезд прошел по участку Октябрьской дороги Лигово – Красное село протяжением в 12 км.

13 августа 1937 года электрифицирован участок до станции Гатчина-Балтийская. Газета «Правда» в номере от 15 августа 1937 года писала следующее:

ЛЕНИНГРАД, 14 августа (Корр. «Правды»). Вчера с Балтийского вокзала отправился в Гатчину в первый рейс пассажирский электропоезд. Путь, протяжением более 45 километров поезд прошел за 43 минуты. Это – на 32 минуты быстрее курсировавших здесь паровых поездов.

Сегодня началась нормальная эксплоатация электролинии Ленинград – Гатчина. Ежедневно будут курсировать 23 электропоезда.

В следующем, 1938 году, электрифицирован последний перед войной участок Гатчина-Балтийская – Гатчина-Варшавская протяжённостью 4,5 километра.

Опоры контактной сети в районе станции Ленинград – Балтийский, середина 1930-х гг.
Опоры контактной сети в районе станции Ленинград – Балтийский, середина 1930-х гг.
Коллектив депо на фоне вагона Сд-081, 1930-е гг.
Коллектив депо на фоне вагона Сд-081, 1930-е гг.

После начала Великой Отечественной войны осенью 1941 года движение электропоездов пригородного участка города Ленинграда было остановлено. Часть вагонов сгорела во время вражеских бомбардировок, часть подвижного состава удалось сохранить, эвакуировав его от линии фронта. Полностью движение электропоездов восстановлено лишь после окончания войны.

Сгоревшие после вражеских бомбардировок вагоны электропоездов в депо Ленинград-Балтийский, 1941 г.
Сгоревшие после вражеских бомбардировок вагоны электропоездов в депо Ленинград-Балтийский, 1941 г.

Справочные материалы:

Список электросекций Св и Сд, работавших в депо Ленинград-Балтийский в 1933 – 1941 гг. (Нумерация с 1936 г, список неполный).

003, 004, 005, 006, 009, 025, 027, 028, 039, 041, 043, 051, 058, 061, 063, 068, 081, 216.

Продолжение следует.

При перепечатке ссылка на канал обязательна.

Коммерческое использование только с письменного согласия автора.

Похожие статьи на тему:

Спасибо за внимание.