Найти тему
История транспорта

История электрификации Октябрьской железной дороги: Московское отделение. Часть первая: 1950 – 1960 гг.

Тема электрификации московского пригородного железнодорожного участка Октябрьской железной дороги поднималась еще в конце тридцатых годов. Но реализации планов помешала Великая Отечественная война. Через полтора года после окончания войны, Постановлением №2566 Совета Министров СССР от 30 ноября 1946 года Министерству Путей Сообщения было необходимо приступить к коренному улучшению пригородного пассажирского сообщения Ленинградского и Московского пригородных железнодорожных узлов. Моторвагонные секции было решено эксплуатировать на базе паровозного депо Москва-Октябрьская (позже – ТЧ-1 Окт. Ж.Д., ныне ТЧЭ-1 Московское). Работы по электрификации первого участка Москва – Крюково протяженностью 39 километров постоянным током напряжением 3000 В начались в 1949 году. В сентябре 1950 года в депо с завода в Риге поступают первые три моторвагонные секции типа Ср №№653, 654 и 655. На них начинается ознакомление, обучение и пробные поездки будущих машинистов и ремонтников электропоездов. В обучении им помогали специалисты с Московско-Курской, Ярославской и Калининской железных дорог – из тех депо, где поезда Ср успешно эксплуатировались до этого несколько лет.

До конца 1950 года в депо с завода поступило еще семь секций типа Ср – 656, 657, 658, 659, 660, 661, 662. Кроме того, с других депо Столицы в Москву-Октябрьскую были переданы секции довоенной постройки, переделанные под работу на напряжении 3000 В типа См3 №№ 002, 020, 023, 030, 081.

Тожественное открытие электрифицированного участка должно было состояться 31 декабря 1950 года. Фактически, как это часто бывало в СССР, открытие состоялось досрочно, 29 декабря. Движение обслуживалось шестивагонными поездами из двух секций Ср и См3.

Благодаря Александру Сергеевичу Бернштейну до нас дошли цветные фотографии самых первых электропоездов участка Москва – Крюково. Вот они:

Поезд из двух электросекций Ср 657+658 у платформы Фирсановка, зима 1951 г.
Поезд из двух электросекций Ср 657+658 у платформы Фирсановка, зима 1951 г.
Шестивагонный поезд из двух секций См3, головной вагон 2081 у станции Сходня, зима 1951 г.
Шестивагонный поезд из двух секций См3, головной вагон 2081 у станции Сходня, зима 1951 г.
Шестивагонный поезд Ср 660+659 у платформы Петровско-Разумовская, лето 1951 г. Фото А. Бернштейна.
Шестивагонный поезд Ср 660+659 у платформы Петровско-Разумовская, лето 1951 г. Фото А. Бернштейна.

3 марта 1954 года был электрифицирован участок Крюково – Клин протяженностью 50 километров. Тогда же пригородные электропоезда клинского направления стали формировать в девятивагонные составы.

Девятивагонный поезд из секций Ср на перегоне Поваровка – Алабушево, лето 1954 г. Фото А. Бернштейна.
Девятивагонный поезд из секций Ср на перегоне Поваровка – Алабушево, лето 1954 г. Фото А. Бернштейна.

В начале 1954 года в Москву – Октябрьскую стали поступать новые, более современные моторвагонные секции типа Ср3. Первыми были №№1242, 1243, 1244 и 1245. В большинстве своем их формировали уже в девятивагонные поезда.

Девятивагонный поезд из секций Ср3 в районе платформы Планерная, 1955 г. Фото А. Бернштейна.
Девятивагонный поезд из секций Ср3 в районе платформы Планерная, 1955 г. Фото А. Бернштейна.

В феврале, а точнее, 8 февраля 1955 года, в Москву-Октябрьскую поступили для опытной эксплуатации две экспериментальных трехвагонных секции типа СН. Их сцепили в шестивагонный поезд и пустили в пассажирскую работу.

Электросекция СН на заводе в Риге перед отправкой на Октябрьскую дорогу, 1954 г. Фото Всеволода Тарасевича.
Электросекция СН на заводе в Риге перед отправкой на Октябрьскую дорогу, 1954 г. Фото Всеволода Тарасевича.

8 марта 1956 года в ТЧ Ховрино поступил первый электровоз ВЛ22м №1429. Электровозов ВЛ22м в Ховрино было мало, да и «разгуляться» им тогда было некуда. Они работали в основном в пределах Москвы.

В 1957 году началась электрификация участка Клин – Калинин протяженностью 77,6 километра. Таким образом, к моменту сдачи, электрификация октябрьской магистрали протянулась от Москвы в общей сложности на 166 километров. Что позволяло начать эксплуатацию на данном участке не только пригородных электропоездов, но и грузовых и пассажирских электровозов. 27 апреля 1957 года в локомотивное депо Ховрино поступил первый электровоз ВЛ19-19.

ВЛ19-42 в депо Ховрино, конец 50-х годов. Источник указан на фото.
ВЛ19-42 в депо Ховрино, конец 50-х годов. Источник указан на фото.

К сожалению, я в свое время не фиксировал номера грузовых локомотивов и не могу сказать точно, сколько и каких электровозов типа ВЛ19 работало в Ховрино в те годы. Мне известно только 11 таких электровозов. Их список приведен в справочном разделе в конце этой статьи.

1 декабря 1957 года участок Клин – Калинин был официально сдан в эксплуатацию.

Первые новые десятивагонные электропоезда типа ЭР1 стали поступать в Москву – Октябрьскую в конце 1957 года. Они же осуществляли пробное движение по маршруту Москва – Калинин 1 декабря 1957 года.

Электропоезд ЭР1 у платформы Петровско-Разумовская, 1959 г.
Электропоезд ЭР1 у платформы Петровско-Разумовская, 1959 г.

В ТЧ-1 Москва – Октябрьская в марте – апреле 1960 года поступило 18 пассажирских электровозов чехословацкого производства типа ЧС1. Номера 043 – 060. В 1960 – 1962 годах ЧС1 на участке Москва – Калинин обслуживали второстепенные пассажирские и почтово-багажные поезда со сменой локомотива на тепловоз в Калинине. Скорые поезда: «Красная Стрела», «Экспресс» и другие в это время продолжали обслуживаться тепловозами ТЭ7 без смены локомотива в пути. При этом мощности тяговых двигателей «чехов» оказалось недостаточно для обслуживания советских пассажирских поездов. И поэтому уже в 1960 году ряд поездов Октябрьского направления были переведены на обслуживание электровозами ЧС1 по системе многих единиц.

СМЕ из двух электровозов ЧС1, головной 047. Москва, Ленинградский вокзал, 1961 год.
СМЕ из двух электровозов ЧС1, головной 047. Москва, Ленинградский вокзал, 1961 год.

Более подробно о работе электровозов ЧС1 на Октябрьской железной дороге написано здесь.

Справочные данные:

Электроподвижной состав локомотивного депо Москва – Октябрьская в 1950 – 1960 гг.

См3 и РС (12.1951 – 05.1960) точное количество неизвестно, как минимум, 15 секций.

002, 012, 019, 020, 023, 024, 025, 027, 030, 081, 087, 122, 171, 238, 240.

Известный на сегодня сцеп секций См3: 002+020+023.

Ср (10.1950 – 11.1958) 54 секции.

508, 511, 555, 580, 581, 607, 608, 653, 654, 655, 656, 657, 658, 659, 660, 661, 662, 663, 664, 665, 666, 667, 668, 669, 670, 672, 672, 684, 685, 687, 688, 692, 730, 771, 772, 773, 774, 775, 776, 777, 885, 886, 887, 888, 889, 905, 906, 1009, 1010, 1011, 1012, 1041, 1042, 1043.

Известные сцепы шестивагонного формирования до 1953 г.

508+511, 607+608, 653, 654, 655+656, 657+658, 659+660, 661+662, 663+664, 665+666, 667+668, 669+670, 672+673, 774+775, 776+777, 888+889, 905+906, 1009+1010.

Известные сцепы девятивагонного формирования после 1953 г.

653+654+655, 656+657+658, 659+660+661, 662+663+664, 665+666+669, 670+672+673, 684+685+687, 771+772+773, 885+886+887, 1041+1042+1043.

Ср3 (12.1953 – 06.1960) 62 секции.

1242, 1243, 1244, 1245, 1246, 1247, 1248, 1249, 1271, 1272, 1273, 1293, 1294, 1295, 1301, 1302, 1303, 1308, 1309, 1310, 1311, 1312, 1313, 1437, 1438, 1439, 1644, 1645, 1646, 1647, 1648, 1649, 1650, 1651, 1652, 1653, 1654, 1655, 1656, 1657, 1658, 1659, 1660, 1661, 1662, 1663, 1664, 1665, 1666, 1667, 1668, 1669, 1670, 1674, 1677, 1698, 1699, 1700, 1701, 1702, 1703, 1704.

Сцепы шестивагонного формирования:

1245+1249

Сцепы девятивагонного формирования:

1242+1243+1244, 1246+1247+1248, 1271+1272+1273, 1293+1294+1295, 1301+1302+1303, 1308+1309+1310, 1311+1312+1313, 1437+1438+1439, 1644+1645+1646, 1647+1648+1649, 1650+1651+1652, 1653+1654+1655, 1656+1657+1658, 1659+1660+1661, 1662+1663+1664, 1665+1666+1667, 1668+1669+1670, 1674+1677+1698, 1699+1700+1701, 1702+1703+1704.

СН (02.1955 – 1958) 2 секции

001, 002

ЭР1 (07.1957 – 11.1974) 36 десятивагонных поездов.

01, 02, 03, 04, 05, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 21, 22, 23, 24, 25, 37, 38, 65, 66, 67, 68 (фирменный «Чайка»), 69, 70, 91, 92, 98, 110, 155, 171, 172, 242, 251, 255, 257, 258.

ЧС1 (03.1960 – 11.1963) 18 локомотивов.

043, 044, 045, 046, 047, 048, 049, 050, 051, 052, 053, 054, 055, 056, 057, 058, 059, 060.

Электроподвижной состав локомотивного депо Ховрино в 1950 – 1960 гг.

ВЛ19 (04.1957 – 08.1961) список неполный. Как минимум, 14 электровозов.

08, 11, 14, 16, 19, 26, 29, 37, 42, 47, 53, 57, 61, 86.

ВЛ22м (03.1956 – 1961) список неполный. Как минимум 3 электровоза.

1296, 1429, 1902.

Окончание следует.

Спасибо за внимание.