Впервые вопрос о пуске электропоездов для перевозки пассажиров в пригородном движении Карельского перешейка был поднят еще в 30-е годы. Однако тогда он не был решен по многим техническим, оборонным и политическим причинам. Вернуться к нему удалось только после Великой Отечественной войны.
На северном побережье Финского Залива расположены красивые озера, леса. Это было идеальное место для отдыха жителей Ленинграда. Сразу после войны в этом районе началось строительство санаториев, домов отдыха и пионерских лагерей. В районе Ушково, Серово и Смолячково планировалось создать пионерскую здравницу «Северный Артек». Во второй половине сороковых годов в этом районе ленинградцам стали выделять садовые и дачные участки.
Кроме того, на Перешейке было много памятных исторических мест, связанных с деятельностью Владимира Ильича Ленина, которые привлекали большое количество туристов со всех уголков Советского Союза и из зарубежных стран.
Превращение Перешейка в крупномасштабную зону отдыха предъявляло высокие требования к пригородным железнодорожным перевозкам как к наиболее удачному способу перевозки пассажиров. Было очевидно, что имеющееся паровозное движение не сможет удовлетворить возрастающие потребности горожан. На смену паровой тяге должна была прийти электрическая.
Через полтора года после окончания Великой Отечественной войны, 30 ноября 1946 года Совет Министров СССР принимает постановление № 2566, в котором обязывает Министерство Путей Сообщения приступить к коренному улучшению пригородного пассажирского сообщения Ленинградского и Московского узлов. Первоочередное внимание обращалось на участок Ленинград – Терийоки – Тюрисевя (ныне, соответственно, Зеленогорск и Ушково).
В рамках электрификации первого участка Ленинград - Зеленогорск протяженностью 50 километров напряжением 3000 вольт постоянного тока производилось и проектирование нового моторвагонного депо. Этот проект был утвержден приказом МПС от 27 октября 1947 года.
Срок начала строительства был указан как 1948-й. Линия должна была вступить в эксплуатацию в 1949 году. Однако работы по возведению депо затягивались. Фактически строительство здания депо началось в октябре 1950 года. При этом только часть территории к концу года была освобождена для строительства другими организациями. Полностью территория была освобождена только в сентябре 1951 года.
Для изучения новой техники еще 10 ноября 1950 года в строящееся моторвагонное депо с завода поступили первые две трехвагонные электросекции Ср №607 и 608.
Электрификация участка Ленинград – Зеленогорск продвигалась ударными темпами. Работы были начаты во второй половине 1950 года. Пуск электропоездов был запланирован на первое воскресенье августа – 4 августа 1951 года – на День железнодорожника.
4 августа 1951 года в 1 час 30 минут энергодиспетчер дал команду на подачу тока в контактную сеть. Через 20 минут от перрона Финляндского вокзала в пробную поездку под управлением машиниста Н.А. Арсеньева отправился первый поезд. В тот же день был введен в действие регулярный график движения, который предусматривал курсирование четырех сцепов, среди которых были шестивагонные сцепы Ср №№688+689, 705+706, 707+708, 709+710.
Всего суточный график был рассчитан на 13 пар поездов, которые следовали до станции Зеленогорск.
Хотя открытие движения электропоездов состоялось 4 августа, приказ об организации нового предприятия моторвагонной тяги был подписан только через 4 дня. 8 августа 1951 года начальник Октябрьской железной дороги М.Осинцев издал приказ, в котором говорилось:
1.Организовать в составе дороги с местонахождением по станции Ленинград-товарный-Финляндский моторвагонное депо 1 разряда (ЭД-2)...
2.Начальнику планового отдела тов. Круглову обеспечить моторвагонное депо станции Ленинград-товарный-Финляндский... необходимыми средствами и контингентом рабочей силы в соответствии с планом работ по эксплуатации и выделить ассигнования за счет внелимитных капиталовложений на приобретение дорогостоящего инвентаря.
Датой открытия моторвагонного депо Ленинград – Финляндский официально считается 1951 год. Однако к концу 1952 года строительство депо еще не было закончено. Приказом начальника дороги № 273 от 16 декабря 1952 года было разрешено организовать осмотр секций в новом депо.
Первые секции Ср приходили в депо прямо с завода в Риге. Первоначально пригородные поезда составляли из двух трехвагонных секций. Но поскольку пассажиропоток финляндского направления рос достаточно быстро, уже с лета 1952 года в депо стали формироваться и девятивагонные составы.
Список составов электросекций приведен в справочном разделе в конце данной статьи.
16 сентября 1952 года был электрифицирован участок Ланская – Сестрорецк – Белоостров протяженностью 37 км.
В феврале 1954 года на финляндское отделение стали поступать новые электросекции типа Ср3. За малым исключением все они формировались уже в девятивагонные поезда.
Первые грузовые электровозы на замену паровозам пришли на Финляндское отделение летом 1957 года. 31 июля 1957 года поступили два ВЛ22м-1291 и 1296. Большинство источников говорят, что первым в депо пришел 1291.
В 1957 году началось строительство электрифицированной ветки в сторону Всеволожска. Торжественное открытие участка Ленинград – Мельничный Ручей состоялось 20 мая 1958 года.
В 1958 году началась электрификация Приозерского направления. 29 июля 1958 года по участку Ленинград-Финлядский – Пери протяженностью 36 километров прошел первый электропоезд Ср 768-767-769. 17 января 1959 года электрификация дошла от Пери до Васкелово, а 16 августа 1958 – от Васкелово до Сосново.
Весной 1961 года на финляндское отделение с завода в Риге начинают поступать новые электропоезда ЭР1, номера 169 и 172. Летом пришли 178 и 186. А весной 1962 года ещё 17, номера по порядку 242 – 258. Позже к ним добавились более старые поезда, поступившие из других локомотивных депо Советского Союза.
Тогда же началась массовая передача старых секций типа Ср на другие железные дороги СССР.
Справочные данные.
Список электропоездов моторвагонного депо Ленинград – Финляндский.
Ср, 58 секций (10.1950 – 08.1963)
580, 581, 607, 608, 679, 682, 688, 689, 691, 692, 705, 706, 707, 708, 709, 710, 711, 712, 713, 714, 715, 716, 719, 761, 762, 763, 764, 765, 766, 767, 768, 769, 770, 771, 772, 773, 774, 775, 776, 777, 781, 884, 885, 888, 889, 894, 895, 896, 898, 905, 906, 1009, 1010, 1011, 1012, 1013, 1016, 1024.
Шестивагонная составность:
580+581, 607+608, 679+682, 688+689, 691+692, 705+706, 707+708, 709+710, 711+712, 713+714, 715+716, 761+764, 765+766, 774+775, 776+777, 805+906, 894+895, 898+888, 1009+1010, 1011+1012, 1013+1016.
Девятивагонная составность (с 1952 г.):
761+762+763, 764+888+898 (с 1953 г. 888+764+898), 768+767+769, 771+772+773, 884+889+896.
Ср3 126 секций (02.1954 – 02.1966)
1242, 1243, 1244, 1245, 1246, 1247, 1248, 1249, 1268, 1269, 1270, 1271, 1272, 1273, 1274, 1275, 1276, 1277, 1278, 1279, 1280, 1281, 1282, 1283, 1284, 1285, 1286, 1287, 1288, 1289, 1290, 1291, 1292, 1293, 1294, 1295, 1301, 1302, 1303, 1304, 1305, 1306, 1307, 1308, 1309, 1310, 1311, 1312, 1313, 1318, 1319, 1320, 1321, 1322, 1323, 1405, 1406, 1407, 1427, 1429, 1437, 1438, 1439, 1477, 1485, 1506, 1507, 1508, 1509, 1510, 1511, 1512, 1513, 1514, 1515, 1644, 1645, 1646, 1647, 1648, 1649, 1650, 1651, 1652, 1653, 1654, 1655, 1656, 1657, 1658, 1659, 1660, 1661, 1662, 1663, 1664, 1665, 1666, 1667, 1668, 1669, 1670, 1674, 1677, 1698, 1699, 1700, 1701, 1702, 1703, 1704, 1705, 1707, 1708, 1709, 1710, 1711, 1712, 1713, 1714, 1719, 1720, 1721, 1722, 1723, 1724.
Шестивагонная составность:
1245+1249, 1278+1279.
Девятивагонная составность:
1242+1243+1244, 1246+1247+1248, 1268+1269+1270, 1271+1272+1273, 1274+1275+1276, 1281+1280+1282 («Комсомольско-Молодежный»), 1283+1284+1285, 1286+1287+1288, 1289+1290+1291, 1293+1294+1295, 1301+1302+1303, 1305+1306+1307, 1308+1309+1310, 1311+1312+1313, 1318+1319+1320, 1321+1322+1323, 1405+1406+1407, 1437+1438+1439, 1506+1507+1508, 1644+1645+1646, 1647+1648+1649, 1650+1651+1652, 1653+1654+1655, 1656+1657+1658, 1659+1660+1661, 1662+1663+1664, 1665+1666+1667, 1668+1169+1670, 1674+1677+1698, 1699+1700+1701, 1702+1703+1704, 1708+1709+1713, 1719+1720+1721 («Комсомольско-Молодежный»), 1722+1723+1724.
ЭР1, 44 десятивагонных поезда (04.1962 – 11.1989).
07, 10, 21, 22, 23, 24, 25, 36, 65, 66, 83, 107, 110, 111, 114, 115, 136, 137, 150, 160, 169, 172, 175, 177, 178, 186, 197, 242, 243, 244, 245, 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258.
При написании данной статьи были использованы материалы с сайта perecheek.narod.ru .
Спасибо за внимание.