Найти в Дзене
✔️ В гостях у Сфинкса

Отзыв к фильму «Яга на нашу голову»: когда сказка упала… на ваше киноателье

Итак: я купил билет, переселился в кресло зала пермского кинотеатра (здесь увидели премьеру раньше всех!), взял попкорн и приготовился к волшебству. А вышел слегка обведенным вокруг пальца: сказка «Яга на нашу голову» обещала чудо, а вместо него принесла сервированный набор клише, недоработок и визуальных приемов, которые умеют ловить внимание, но не удерживают смысл. Многие отзывы говорят то же: фильм интересен лишь как «семейный аттракцион», но рядом с ним подойдет серьезный критик-кинозритель и выдохнет: «А куда поворот, куда глубина?»
Однако давайте все по порядку. Хорошие новости: есть в фильме сцены, которые вполне могут вызвать улыбку у детей и даже взрослых-любителей легкого сказочного кино.
– Идея: классическая волшебница-Яга в роли современной няни, потерявшая ступу, оказавшаяся в мире людей - это работает, по крайней мере, на уровне любопытства.
– Актриса в роли Яги (Светлана Ходченкова) старается: парик, нос, грим - видно, что образ делался, то есть излишне деланный. Кор
Оглавление

Надежда с холодный попкорн

Итак: я купил билет, переселился в кресло зала пермского кинотеатра (здесь увидели премьеру раньше всех!), взял попкорн и приготовился к волшебству. А вышел слегка обведенным вокруг пальца: сказка «Яга на нашу голову» обещала чудо, а вместо него принесла сервированный набор клише, недоработок и визуальных приемов, которые умеют ловить внимание, но не удерживают смысл. Многие отзывы говорят то же: фильм интересен лишь как «семейный аттракцион», но рядом с ним подойдет серьезный критик-кинозритель и выдохнет: «А куда поворот, куда глубина?»

Из открытых источников
Из открытых источников


Однако давайте все по порядку.

Что сработало? Пара ярких моментов

Хорошие новости: есть в фильме сцены, которые вполне могут вызвать улыбку у детей и даже взрослых-любителей легкого сказочного кино.

– Идея: классическая волшебница-Яга в роли современной няни, потерявшая ступу, оказавшаяся в мире людей - это работает, по крайней мере, на уровне любопытства.

– Актриса в роли Яги (Светлана Ходченкова) старается: парик, нос, грим - видно, что образ
делался, то есть излишне деланный. Короче, "Яга на всю голову".

Из открытых источников
Из открытых источников


– Визуальные паузы: анимационные вставки, сказочные эпизоды, когда фильм действительно стремится в сторону «чудо-для-детей». Это ценят зрители.

Так, плюсы есть: дети могут не заскучать, картинка иногда симпатичная, актеры узнаваемые. Но, к сожалению, все это как огоньки гирлянды, которые видно, но не греют.

Где фильм проваливается: сюжет, логика, обещания

Сюжет как «разминка»: много обещаний, мало исполнения

Общее мнение критиков и зрителей сводится к тому, что фильм формально рассказывает: десятилетний Петя получает няню-Ягу, та оказывается волшебницей, попадает в семью, появляется Кощей, ступа утеряна, надо все вернуть.

Но:

  • Почему Яга должна стать няней именно этой семьи?
  • Почему семья - мама, папа, работа, ребенок - выглядит как фон, а Яга-сюжет становится вторичным?
  • Почему конфликт Кощей-Яга-ступа-семья так и не становится настоящей драмой?

Отзывы пишут: «... мы так и не узнали, зачем мама ушла-вернулась».

А тут: «сказка об узнавании, о жертве» декларируется, но внутри фильма это ощущается как «намерение, не исполнение».

В моей памяти остается ощущение: сюжет носит форму «надо было снимать кукольный мультфильм», а получили кадры-клипы, перемежающиеся разговорами-шутками-танцами.

Персонажи: декорации, а не люди

Отзывы многословны: зрители ожидали, что Яга будет не просто колдуньей-няней, а полноценным героем. Но:

  • Петя - мальчик-просто-мальчик, который «смотрит на ванну, а не на смысл».
  • Семья - мама-психолог, папа-юрист, работа-работа-работа, без особых нюансов.
  • Яга - образ яркий, но логика ее поступков сквозит шаблоном: «я волшебница, но хочу помочь хорошим людям».

Другие персонажи словно списаны с методички: ребенок, который хочет внимания; родители, занятые карьерой; волшебница, потерявшая себя; злодей-Кощей в стиле «ах-я-жуткий». Все вместе - без внутреннего противостояния, без психологической глубины. И да: финал - прыжок слоумо-танца, а не катарсис.

Из открытых источников
Из открытых источников

Тонировка и визуал: картинка есть, смысла чуть

Отзывы отмечают высокий визуальный потенциал: оператор, декорации, костюмы - похвально. Но сразу после: «... и вот появляется семья, мама-психолог, папа-юрист...» - и сказочный настрой разбивается об бытовую линию, которая функционирует как контейнер для рекламы, а не для драмы.

В моих глазах: очень красивая картинка, но она «без подкладки». Как торт без начинки: форма есть, вкус от оболочки.

Также визуальные вставки напоминают: «вот чуть-чуть, и будет фэнтези», но затем мы переносимся в очередной офис-кабинет или школьную коридорную сцену. Разрыв тона раздражает.

Из открытых источников
Из открытых источников

Сравнение с ожиданиями семейного кино

Когда на сцене появляются слова «семейное кино», «новогодняя сказка», «волшебство», зритель невольно ждет: тепла, простого смысла, не обязательно глубины, но логики. Однако отзывы подчеркивают:

«Фильм можно смотреть с детьми, если готов простить дыры».

«Для серьезного кинокритика – нет».

Мой вывод: фильм пытается быть всем - и комедией, и сказкой, и семейной историей, и взрослой притчей. Но получается: почти ни одна из ролей не доведена до конца. И как результат, зритель, сидящий в кресле кинотеатра, наблюдает не сказку, а пересказ сказки-черновика.

Что могло бы улучшить картину (и откликнуться у аудитории)

  • Сильнее мотивации у Яги и родителей. Почему именно эта семья? Почему Яга? Почему мать-врач/психолог? Без объяснения трудно сопереживать.
  • Более тесный конфликт между волшебным миром и современным. Сейчас кажется, что Яга просто «пришла, сделала, ушла», а не прошла путь.
  • Персонажи-люди, а не функции. Сделать ребенка не просто объектом помощи, а активным героем; родителей - не фоном, а частью сказки.
  • Единый тон. Либо закопаться в сказку, либо сделать легкую комедию-приключение. Смещение между стилями работает, но не так, как хотелось бы.
  • Финал с «правдой», а не с танцем. Танец в слоумо замечательно, но хочется, чтобы он был следствием внутренней трансформации героев, а не просто завершающим кадром.
Из открытых источников
Из открытых источников

Отработан ли билет?

В итоге я думаю так: «Яга на нашу голову» это фильм, который можно посмотреть с детьми, с настроем «праздничной сказки без лишних ожиданий». Он приносит несколько кадров, достойных внимания, и заслуживает легкого похлопывания за усилия.

Но если вы пришли с настроем «хочу волшебство, хочу смысл, хочу историю», вы почувствуете легкое недоумение. И среди отзывов множество таких: «... что-то получилось, но почему-то больше не то».

С моей точки зрения, оценка 4/10: не потому что все плохо, а потому что могли бы сделать намного лучше. И жаль, что именно нет. Но возможно: новая аудитория, новые дети, не ожидавшие густого смысла - для них этот фильм будет «в самый раз».

Для меня же, зрителя, который мог бы оценить, скажем, глубже сказку, «Яга на нашу голову» остается скорее разминкой, чем кино. Если студия возьмет во внимание отзывы и сделает следующий - с той же Ягой, но с душой, логикой и переживанием - я обязательно вернусь в зал. А пока: попкорн, кресло и легкая грусть, что сказка так и не раскрылась полностью.

Честный отзыв о фильме «Горыныч» (2025): между драконьим очарованием и монтажным хаосом

Критический разбор фильма про Алису «Сто лет тому вперёд»

Честные отзывы о фильме "Летучий корабль" [2024]
Два честных отзыва о фильме "Бременские музыканты" (2024)

Отзыв визионера о фильме Локшина "Мастер и Маргарита" [2024]

Отзыв без рекламы и треша на фильм «Мажор в Дубае» (2025)