10 ноября 2025 года/
«Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим». А.С.Пушкин («Опровержение на критики», 1830)
Итоги осени: прощаемся с Домом кино, Дворцом культуры МИИТ, станциями монорельса и знакомимся с новым памятником.
Новосущёвский переулок, 6с1 - Дворец культуры МИИТ (1936, архитектор Сергей Герольский) использовался не только студентами - в большом зале проводились концерты, спектакли, танцевальные конкурсы, новогодние ёлки. По версии пользователей сервиса «яндекс-отзывы» это учреждение заслуживало твёрдую пятёрку, посетители ДК писали про «удобный зрительный зал» и «чудесные интерьеры» советской эпохи: «росписи, лепнина, люстры просто фантастические».
Двенадцать лет назад в проекте «Город на память» был опубликован фотоальбом с добрыми словами в адрес вузовской администрации, бережно сохранившей исторические интерьеры. Институт гордился своим Дворцом культуры, в 2016 году МИИТ отмечал 120-летие и на официальном сайте появилась заметка про то, что здание является памятником архитектуры, проведена реставрация и ремонтные работы, заменены коммуникации, в зале установлено 760 новых кресел и ДК «готов к проведению юбилейных торжеств и последующих мероприятий международного, федерального, городского отраслевого и межвузовского уровней».
То ли руководство поменялось, то ли пластик и керамогранит внезапно показались начальству привлекательнее сталинского мрамора или возникла аллергия на серпасто-молоткастую символику, но Дом культуры, «готовый к мероприятиям международного уровня» в ноябре 2025 года пошёл под ковш экскаватора. Если Дворец культуры МИИТ не являлся объектом государственной охраны, то что тогда надо охранять?
Сегодня фасад заботливо накрыт строительной сеткой, как будто внутри ничего особенного не происходит, но кто-то из местных сфотографировал из своих окон панораму миитовского двора. На снимке, разошедшемся по телеграм-каналам и СМИ, видна строительная техника, которая энергично грызёт внутренности здания.
Происходящие перемены в университетском кампусе связаны с созданием нового образовательного кластера «Образцово».
Помимо Дома культуры к сносу приговорены соседние конструктивистские общежития 1931 года и Дом физической культуры МИИТ. Здешняя птичка Кивин и чирикнуть не успеет, как эти корпуса превратятся в груду кирпичей.
На относительно недавних фотографиях не заметно какой-то разрухи или ветхости, свежевыкрашенные здания после ремонта выглядели опрятно.
Васильевская улица, 13 - Центральный дом кино
Центральный дом кинематографистов был основан на Васильевской улице в 1934 году по инициативе знаменитого режиссёра Сергея Эйзенштейна. Дом кино задумывался как творческий клуб для просмотра фильмов, дискуссий и непринуждённого отдыха сотрудников киноиндустрии. В 1968 году к дореволюционному зданию пристроили корпус по проекту архитектора Евгения Стамо в стиле советского модернизма с несколькими залами, самый большой зал был рассчитан на 1100 зрителей.
Дом кино в советское время стал престижным местом встречи столичной интеллигенции, где проходили премьерные и фестивальные показы, сюда приезжали звёзды мирового кино. В наши дни киноклуб отказался от элитарного статуса только для членов Союза кинематографистов и приглашённых гостей, превратившись в общедоступный кинотеатр.
А ещё в Доме кино собирались по грустным поводам - здесь проходили гражданские панихиды и церемонии прощания с выдающимися деятелями отечественной культуры.
Союз кинематографистов России решил избавиться от неликвидной недвижимости и возвести на Васильевской улице новый комплекс в 27 этажей с жилыми апартаментами, киноконцертным залом, торговой галереей, офисами и подземными парковками.
Иллюстрация: Телеграм канал «Стройки — и точка»
Инициатором реконструкции считают главу Союза кинематографистов Никиту Михалкова, в прошлом завсегдатая Дома кино. Стальная композиция с фасада, витраж Фернана Леже из холла, кинопроекторы, люстры и другое имущество будут сохранены в подведомственных организациях. Последний кинопоказ состоялся в Доме кино 31 января, а в октябре снос здания был практически завершён.
Московский монорельс - всё. 27 июня 2025 года при небывалом скоплении пассажиров по шестиметровой эстакаде прошёл последний поезд. Буквально на следующий день начался демонтаж станции «Улица Сергея Эйзенштейна», мешающей строительным работам на ВДНХ. Также быстро были разобраны опоры на участке до станции «Выставочный центр».
Монорельсовую транспортную систему горожане частенько называли бесполезным лужковским проектом и «дорогой в никуда», но после её закрытия стало грустненько. Всё-таки за двадцать лет эксплуатации к монорельсу привыкли, он превратился в столичную достопримечательность, будучи единственной в России монорельсовой дорогой. В качестве регулярного транспортного средства монорельс слишком дорого обходился Московскому метрополитену, но как технический аттракцион его можно было бы сохранить.
Городские власти планируют к 2027 году презентовать москвичам другую диковину - прогулочный парк на высоте с лавочками, киосками, беговой дорожкой по аналогии с воздушными парками в Нью-Йорке и Сеуле.
Иллюстрация: «Активный гражданин»
Очевидно, дизайн станций изменится и их сегодня постепенно демонтируют. Будем ждать новых красивых рендеров с перспективным обликом входных павильонов в парк.
Но есть и хорошие новости. В Москве появилась новое примечательное место, привлекающее внимание прохожих и вызывающее желание сделать здесь селфи на память. Сквер возле ТАСС продолжает благоустраиваться и в октябре пополнился произведением монументального искусства.
Бронзовая композиция «Российские журналисты» создана скульптором Владимиром Ивановым с большим вниманием к деталям. Вот только фотографу надо сменить непрактичный пиджак на жилет с кармашками. А в остальном всё хорошо, удачных снимков!
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе
Москва до сих пор загадка? Презентация проекта «Город на память»
#городнапамять #москва #история #архитектура #монорельс #дворецкультуры #домкино