15 декабря 2024 года/
Хроника изменения облика Москвы такая же динамичная и непредсказуемая, как узоры в калейдоскопе. В очередном обзоре: «Красный Богатырь», Кокоревское подворье, Дом культуры Трёхгорной мануфактуры, Музей Московской железной дороги, новостройки в Крылатском и квартал «Искра-Парк».
Краснобогатырская улица, 2 - продолжается реконструкция корпусов бывшего завода «Красный Богатырь», основанного в XIX веке и производившего разнообразные изделия из резины. Арендаторы заселяются в цеха, построенные в 1911 году по проекту архитектора Густава Гельриха. В советское время предприятие специализировалось на резиновой обуви и выпускало галоши, сапоги, боты.
Смотрите старые фотографии. Богатырская железнодорожная ветка. 1987 год:
После демонтажа ограды открылся вид на железнодорожный мост служебной ветки, ведущей от Московской Окружной железной дороги на «Красный Богатырь». Краснобогатырская ветка была разобрана в 2007 году.
Софийская набережная, 34с3 - Кокоревское подворье, корпус меблированных квартир с магазинами (1860-1867, 1880-е гг., архитектор Иван Черник). Фактически корпус находится на Болотной улице. Это одно из зданий коммерческого ансамбля, построенного по заказу нефтепромышленника Василия Кокорева и занимавшего квартал между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. В семи зданиях размещались гостиница на 315 номеров, магазины, Купеческий банк, оптовые склады.
Старая застройка Болотной улицы. 1934-1936 гг.:
Сейчас территория активно осваивается девелоперами, значительная часть подворья уже застроена и пришёл черёд реконструкции исторического здания. На первом этапе проводится укрепление фундамента и наружных стен, замена кровли и деревянных перекрытий. Затем к зданию пристыкуют новое строение по проекту итальянских архитекторов и всё вместе это будет называться клубный дом DUO, рассчитанный всего на 49 квартир большой площади. Девелоперы говорят о своём проекте как об «образце редкой коллекционной недвижимости».
Трёхгорный Вал, 6 - Дом культуры Трёхгорной мануфактуры строился в 1902 году как большая кухня-столовая для заводских рабочих, в советское время здание стало использоваться под дом культуры, а фасад украсили декором в технике сграффито на темы революции и освоения космоса. В 1993 году в здании открылся один из первых московских ночных клубов «Пилот», который сменили клубы «Зима» и «Опера». После пожара 2010 года начались имущественные споры вокруг аварийного здания, завершившиеся решением о сносе. Сохранены лишь две стены фасада, с которого заранее было сбито декоративное оформление. Планы новых владельцев о застройке участка пока остаются неизвестны.
Дом культуры имени В.И.Ленина. 1971-1972 гг.:
Кожевническая улица, 2 - Музей Московской железной дороги с 2011 года занимает павильон «Траурного поезда В.И.Ленина». В Советском Союзе ленинская тематика была сакральной и артефакты, связанные с именем Ульянова-Ленина, приобретали мемориальный статус. Музейным экспонатом стал и паровоз У127, которому в январе 1924 года довелось везти состав с телом умершего вождя в последний путь из Горок на Павелецкий вокзал в Москву. Годом ранее во время ремонта на субботнике паровоз покрасили в непривычный красный цвет и, возможно, по этой причине именно он был выбран для траурной миссии.
В 1948 году паровоз У127 и багажный вагон № 1691 стали главными экспонатами музея «Траурный поезд В.И.Ленина», который разместился в глубине сквера у Павелецкого вокзала.
Кожевническая улица возле Павелецкого вокзала. 1966 год:
Аллея с воротами. 1967-1970 гг.:
На входе в сквер установили монументальный портал из красного гранита со склонёнными в знак печали тяжёлыми знамёнами.
Позднее был построен новый, более просторный, музей-павильон, но планировка аллей и входная группа сохранялась до наших дней, пока на Кожевнической улице не возвели гостиницу Imperia Garden.
Гранитные пилоны не мешали строительству, однако их всё-таки уничтожили бульдозером, возможно, чтобы постояльцы отеля не видели сооружение, характерное для некрополей, и не грустили. А может кого-то раздражало напоминание о Владимире Ленине.
Остатки входной группы оказались складированы на задворках музейной территории. Кстати, собственно музей располагает множеством экспонатов по истории российских железных дорог и заслуживает отдельного рассказа.
Район Крылатское отличается невысокой плотностью населения и местных жителей такая ситуация вполне устраивает. Поэтому, когда горожане узнают о планах новой застройки, то проводят дворовые сходы и собирают подписи против уплотнения. Девелоперов тоже можно понять: Крылатское - экологически чистый район без промышленной базы и квартиры в новостройках принесут хороший доход. Уже озвучены планы строительства стометрового жилого здания на Крылатской улице, 23, это на самой границе с природным заказником Крылатские холмы. Проект получил одобрение в Правительстве Москвы, Москомархитектура опубликовала рендеры.
По соседству, на Крылатской, 33 может вырасти даже не башня, а целый высотный квартал премиум-класса. Подготовительные работы уже начались, инженерно-геодезические изыскания не выявили противопоказаний к строительству, так что в типовом спальном районе с большой долей вероятности появятся новые архитектурные доминанты.
Однако Крылатское вызывает интерес не только новостройками, но и возможными переменами на Крылатских холмах. У столичного мэра Сергея Собянина есть красивый и информативный сайт «Личный блог» https://www.sobyanin.ru/ (который, надо полагать, ведёт всё-таки пресс-служба, но непосредственно от лица градоначальника). Вот что сообщил Собянин в своём блоге в июне 2024 года: «Работаем над большим проектом в Крылатском. В Москве есть уникальный спортивный объект, не имеющий аналогов в мире. Это – Олимпийский велотрек, который в 90-е был незаконно приватизирован и пришел в упадок. После долгих лет судебных разбирательств мы вернули его в собственность города. И сейчас планируем приступить к его восстановлению. Мы создадим современный кластер, который объединит несколько крупнейших спортивных объектов столицы – Олимпийский велотрек, Гребной канал и парк Крылатские холмы. А у жителей района появится еще одно замечательное место для прогулок и отдыха».
Действительно, пришло время обновить гоночное покрытие велотрека, а асфальт велотрассы не меняли со времён Олимпиады-80, заливая трещины вязкой субстанцией, то ли гудроном, то ли битумом. Высказанная Собяниным идея замечательная и, в общем, не вызывает возражений, но есть вопросики. Что скрывается за словосочетанием «современный кластер»? Не заменят ли разнотравье ООПТ стрижеными газонами? Не готовят ли велотрек к сносу, как это случилось со спорткомплексом «Олимпийский», ледовыми дворцами ЦСКА и «Спартака», бассейном ЦСКА? Не будет ли застроена часть олимпийской велотрассы?
Но есть и хорошие новости. Новый вход в Московский зоопарк открылся прямо на выходе из метро «Баррикадная», так что любителям «посмотреть на бегемота» или на китайскую панду теперь проще добираться до вольеров с животными.
Ленинградский проспект, 35с1 и 35с2 - бизнес-центр и апартаменты «Искра-Парк» (2019) построены на месте снесённого оборонного предприятия. Опытный государственный союзный завод № 81 МАП СССР был основан в 1946 году для разработки самолётных установок реактивного и химического вооружения и стартовых ракет, а в 1966 году переименован в Московский машиностроительный завод «Искра». Предприятие продолжает свою деятельность, но уже не в Москве.
Владелец участка компания «Галс-Девелопмент» пригласила для работы над проектом в концепции mixed-use (то есть совмещая жилую и офисную функции) архитекторов из бюро СПИЧ, которые создали два совершенно непохожих здания. «В основе проекта лежит идея преемственности архитектурных традиций середины XX века – именно тогда активно застраивался Ленинградский проспект. МФК «Искра-Парк» — это старая добрая Москва, с монументальным внешним обликом, зелёными дворами и парадными входными группами»,- рассказал представитель бюро. По мнению архитекторов, современные технологии сочетаются здесь с классическими традициями.
Жилой комплекс премиум-класса задумывался как воплощение комфортной жизни для обитателей 772 апартаментов. Закрытый внутренний двор реализован в концепции «двор без машин» с ландшафтным дизайном, детскими площадками и прогулочными дорожками. На первом этаже корпуса апартаментов расположены помещения собственной инфраструктуры: ресторан, кафе, аптека, банк, магазины. В подземной части зданий предусмотрена трёхуровневая парковка.
Студия Артемия Лебедева создала уникальный авторский рисунок-паттерн для оформления каждой из десяти жилых секций - на фасадах отображена в камне летопись побед и свершений СССР.
Деловой центр привлекает внимание кристаллическим фасадом с эффектом «бриллиантовой огранки».
С верхних этажей открываются панорамные виды на Петровский путевой дворец, стадион «Динамо», а все южные окрестности пока заняты корпусами закрывшегося авиационного завода «Знамя труда».
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Все фотоальбомы «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #редевелопмент #промзона #новостройка