Найти в Дзене

Не секта, ч.4

(возражения дьякону Кураеву) Часть 4 Впрочем, при одном условии против религиозности Теософии также можно особо не возражать. Именно: если термин «религия» понимать так, как понимала его сама Е. Блаватская – основательница современной Теософии. У гениальной Елены Петровны есть одна замечательная статья, которую всяким християнским «дьяконам» следовало бы хорошенько проштудировать, прежде чем кропать свои невежественные вирши против Нового Провозвестия. Тем более, что она так и называется - «Теософия - не религия». «В свою очередь – пишет Кураев (после того, как столь неудачно привел два толкования слова «религия») – я хотел бы поинтересоваться у рериховцев: а каким определением религии пользуются они?». А вот каким. Е. Блаватская: «Утверждение, гласящее, что «теософия — это не религия», отнюдь не исключает того факта, что «теософия — это и есть сама религия». Религия — в единственно правильном и истинном смысле этого слова, то есть не какой-то набор догм и вероучений, но узы, сплачива

(возражения дьякону Кураеву)

Часть 4

Впрочем, при одном условии против религиозности Теософии также можно особо не возражать.

Именно: если термин «религия» понимать так, как понимала его сама Е. Блаватская – основательница современной Теософии.

У гениальной Елены Петровны есть одна замечательная статья, которую всяким християнским «дьяконам» следовало бы хорошенько проштудировать, прежде чем кропать свои невежественные вирши против Нового Провозвестия.

Тем более, что она так и называется - «Теософия - не религия».

«В свою очередь – пишет Кураев (после того, как столь неудачно привел два толкования слова «религия») – я хотел бы поинтересоваться у рериховцев: а каким определением религии пользуются они?».

А вот каким.

Е. Блаватская:

«Утверждение, гласящее, что «теософия — это не религия», отнюдь не исключает того факта, что «теософия — это и есть сама религия». Религия — в единственно правильном и истинном смысле этого слова, то есть не какой-то набор догм и вероучений, но узы, сплачивающие воедино всех людей. Настоящая религия, в самом широком смысле этого понятия, это то, что соединяет не только всех людей, но также и все существа и все вещи во Вселенной в единое огромное целое. Таково наше теософское определение религии»

Также и там же:

«Для теософов (я имею в виду подлинных теософов), не признающих ничьего посредничества и никакого спасения через пролитую невинную кровь, единственным подходящим определением религии, под которым они сами могли бы подписаться, является то, которое дал ей Миллер.

Процитируем эту подлинно теософскую характеристику:

Религия, коль истинна она,

Всегда добра, скромна и благосклонна;

Не станет деспотом, на грозных колесницах

С собою смерть она не понесет

И кровью веру насаждать не станет;

Пред милосердием и искренним участьем

Склоняет низко голову она

И всей своею властью служит людям.

Вышеприведенное определение служит превосходной иллюстрацией к тому, что такое истинная теософия или какой она должна быть.

И в этом плане — коль скоро целью и обязанностью каждого истинного теософа считается признание этих принципов и следование им — теософия является религией, а наше Общество — ее единой, всемирной церковью.

Или храмом – храмом мудрости Соломона, в котором «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно при строении его».

Так как это был не тот храм, что возводится человеческими руками на каком-то участке земной поверхности, но храм, созидаемый во внутреннем святилище человеческого сердца, где правит только пробудившаяся душа.

Таким образом, мы говорим, что теософия — это не религия.

Но сама религия — связующая ткань, настолько универсальная и всеобъемлющая, что ни один человек и ни одна частичка бытия — от богов и смертных людей до животных, стебелька травы и мельчайшего атома — не могут быть обделены ее светом.

И потому каждая организация или общество, носящее ее имя, по необходимости должно быть Вселенским Братством».

Понятно, что такое понимание религии, какое было у Блаватской, и понятие о религии в среде церковников и их паствы сильно расходятся.

Потому называть Теософию религией все же нежелательно, дабы не создавалось о ней ложного, искаженного представления, но намного предпочтительнее называть ее, скажем, научно-философским духокосмизмом. Или – философией космической реальности, как ее принято определять в МЦР.

Тем более, что тот принцип, который выделяет Блаватская в качестве основы истинной религии – принцип всеединства - есть один из основных принципов космизма.

«Главная идея русского космизма, - отмечает в статье «Русский космизм и учение Е.П. Блаватской» доктор философских наук Ю.А. Шабанова – это идея всеединства, концептуально созвучная фундаментальному теософскому закону Мироздания, который Е. Блаватская сформулировала в «Тайной Доктрине» где целостность «всеединое и единое» понимается как «все во всем».

Иными словами, пишет она, «теософское учение, открытое миру через Е. Блаватскую, является синкретическим представлением единого универсума».

(продолжение следует)

По этой теме читайте также:

----------------------------------------------------------------------------------

Уважаемые читатели!

Свое мнение о прочитанном здесь вы можете высказывать в комментариях.

Если публикации канала вы считаете для себя полезными или просто интересными - можете завизировать это лайком.

А чтобы оперативно узнавать о появлении новых материалов на канале и поддержать автора - подписывайтесь на канал

"Кто мы? Откуда? Куда идем?"