Найти в Дзене
Пограничный контроль

Квантовый прыжок веры

Не помню, в какой из частей «Кошмара на улице Вязов» (точно не в первой и вряд ли во второй) один из персонажей в один прекрасный момент осознает, что он и его друзья попали в цепь повторяющихся ужасных событий. И восклицает: «Он заставляет нас двигаться по кругу!». Ровно такие же чувства я испытала, когда захотела поподробнее написать про героизм и героев, и про то, как меня в целом раздражает сама концепция героизма и ее необходимости в мире. И обнаружила, что уже не раз писала об этом и год назад, и два года, и скорее всего, еще и раньше. Наш собственный Фредди Крюгер бесконечно гоняет нас по этому отчаянному Дню сурка, ни сам не придумывая, как свойственно всякому злодею, ничего нового, ни нам не позволяя создавать какие-то принципиально новые смыслы. Мы огорчаемся и расстраиваемся, горюем и приходим в ярость ровно по тем же причинам, что и раньше, ни на метр не сдвигаясь из этой проторенной, увы, не нами колеи. Наши герои погибают в неравной схватке со злом, но проходит время, и п

Не помню, в какой из частей «Кошмара на улице Вязов» (точно не в первой и вряд ли во второй) один из персонажей в один прекрасный момент осознает, что он и его друзья попали в цепь повторяющихся ужасных событий. И восклицает: «Он заставляет нас двигаться по кругу!». Ровно такие же чувства я испытала, когда захотела поподробнее написать про героизм и героев, и про то, как меня в целом раздражает сама концепция героизма и ее необходимости в мире. И обнаружила, что уже не раз писала об этом и год назад, и два года, и скорее всего, еще и раньше.

Наш собственный Фредди Крюгер бесконечно гоняет нас по этому отчаянному Дню сурка, ни сам не придумывая, как свойственно всякому злодею, ничего нового, ни нам не позволяя создавать какие-то принципиально новые смыслы. Мы огорчаемся и расстраиваемся, горюем и приходим в ярость ровно по тем же причинам, что и раньше, ни на метр не сдвигаясь из этой проторенной, увы, не нами колеи. Наши герои погибают в неравной схватке со злом, но проходит время, и появляются новые – чтобы снова забраться на эту Голгофу и сгинуть под рыдания менее героических последователей. Потом мы снова и снова идем и печем специальные булочки, так и называя их – «бедная девушка».

Кому как, но мне эти круги лимба так надоели, что я даже стихи писать начала (как вы заметили) после многолетнего перерыва, чтобы поменять если не содержание, то хотя бы форму своих высказываний. Признаюсь, я уже давно не читаю коллег-единомышленников здесь на Дзене и крайне мало смотрю видео на актуальные темы, только если это не какой-то очередной выдающийся документальный фильм, расследование или интервью. Ну потому что даже у очень хороших, умных и чутких авторов не получается принципиально менять вектор повествования, находить новые смыслы в том, что нас сейчас окружает. Оно все такое же, просто постепенно становится все хуже и хуже. И виноваты, конечно, не авторы – виноват тот, кто в скудости своего ума даже злодейства придумывает невероятно однообразные и скучные, пусть от этого и не менее ужасные.

ideanomics.ru
ideanomics.ru

Единственное, как мне думается, что нас по-настоящему спасет – и от скуки бесконечного Дня сурка, и от самого зла, его порождающего – это какой-то квантовый скачок смыслов, полное изменение парадигмы событий и нашего их осмысления и интерпретаций. Нам просто необходимо, я считаю, сделать над собой невероятное усилие и засунуть этого злодея со своими кошмарно однообразными злодеяниями в какой-то самый дальний чулан нашей повседневности.

Перестать его делать главным героем новостей, ветшая умом и старея телом в их освещении. Научиться его не замечать, не переставая при этом оплакивать жертв и пытаться помогать тем, кому еще можно. Но при этом полностью вычеркнуть его самого из нашей повседневной повестки, прекратив размышлять о причинах и следствиях его насквозь прогнившего, как забытая на полке после Хэллоуина тыква, нутра. Он ведь именно этого и добивается все эти годы – стать центром нашей вселенной, так давайте же наконец сдвинем его на ее самый край.

Знаю, что это очень трудно. Многим творческим людям, сделавшим актуальную повестку главной темой своего творчества, кажется, что если они отодвинут злодея куда подальше, то этим самым как бы обесценят его злодейства, уменьшат их масштаб, сделают менее значимыми страдания и слезы жертв. Это, конечно, совсем не одно и то же. Но чтобы это понять, нужен даже не какой-то особый талант. А просто решимость кардинально поменять ракурс своего восприятия, смелость разрешить себе действовать, мыслить и творить не так, как все, не боясь осуждения и обвинений в конформизме и трусости. Нужен такой своеобразный прыжок веры, когда человек уходит с проторенной дороги на свой страх и риск. И начинает искать и передавать измученным злодейским Днем сурка людям какие-то новые смыслы.

realitysandwich.com
realitysandwich.com

Потому что, в конце концов, чтобы на самом деле победить зло, нам вовсе не нужно без конца повторять, какой злодей плохой, и как несчастны его жертвы, меряя их страданиями меру его злодейства. Это, как мы могли уже не раз убедиться, вообще в борьбе со злом никак не помогает. Надо менять сознание людей, находить способы достучаться до тех, кто помогает злу или потенциально может стать его помощником. Надо искать к ним подход, понимать, что для них интересно и важно, создавать связи, плести нити, по которым они смогут, рано или поздно, найти дорогу к добру.

Да, многие из них уже совершенно безнадежны, но многие-то – совсем нет. Просто они находятся в других информационных пузырях, у них другой интеллектуальный багаж, другой опыт, чем у тех, кто сходу отличает добро от зла. Понимаю, что работать с этим багажом, возможно, не так приятно – уж поверьте, я на этом пути не раз сдавалась, просто не в силах выдерживать незамутненную и самоуверенную токсичность некоторых собеседников.

Это очень тяжело – искать к ним подход, без высокомерия, без поучительных интонаций, без раздражения и всего другого негатива, который может их от этих новых смыслов отвратить. И для этого нужен не просто талант, хотя и он тоже. Для этого нужны и силы, и ресурсы, и возможность в любой момент эти силы и ресурсы восстанавливать. Людям, у которых это получается, которым так или иначе удается этот прыжок веры совершить, просто необходимо помогать. И только так их прыжок веры превратится в наш общий квантовый скачок, меняющий и преображающий мир.