Найти в Дзене
Chelouk Pavek

Велогараж. Ч.5. Зачем велосипедисту зеркала и какие удобнее использовать?

Продолжаю вести новую рубрику под названием "Велогараж", посвященную технической подготовке к моим велопутешествиям. После приобретения велокомпьютера Coros Dura и его тестирования я решил написать статью на достаточно спорную тему среди велосипедистов. Водительский стаж у меня больше 20 лет. Как опытный автомобилист, я привык смотреть в зеркала всегда, не только при совершении маневров (обгоны, перестроения, парковка и т.д.), но и просто для оценки обстановки вокруг меня. Не попадает в аварии не тот, кто просто ездит всегда по правилам (хотя это тоже важно), а тот, кто еще и анализирует вокруг себя все обстоятельства, а также прогнозирует действия других участников дорожного движения. В общем приходится думать не только за себя, но и пытаться предвидеть возможные действия других водителей и учитывать при управлении своим транспортом.
При управлении автомобилем я могу делать небольшие повороты головой для того, чтобы перевести взор на одно из зеркал, либо же для того, чтобы осмотреть
Оглавление
Велогараж. Статьи | Chelouk Pavek | Дзен

Продолжаю вести новую рубрику под названием "Велогараж", посвященную технической подготовке к моим велопутешествиям.

После приобретения велокомпьютера Coros Dura и его тестирования я решил написать статью на достаточно спорную тему среди велосипедистов.

Из опыта вождения автомобилем

Водительский стаж у меня больше 20 лет. Как опытный автомобилист, я привык смотреть в зеркала всегда, не только при совершении маневров (обгоны, перестроения, парковка и т.д.), но и просто для оценки обстановки вокруг меня. Не попадает в аварии не тот, кто просто ездит всегда по правилам (хотя это тоже важно), а тот, кто еще и анализирует вокруг себя все обстоятельства, а также прогнозирует действия других участников дорожного движения. В общем приходится думать не только за себя, но и пытаться предвидеть возможные действия других водителей и учитывать при управлении своим транспортом.

При управлении автомобилем я могу делать небольшие повороты головой для того, чтобы перевести взор на одно из зеркал, либо же для того, чтобы осмотреть сбоку "слепые зоны" при необходимости.

Не всё водитель автомобиля может увидеть в зеркала, поэтому вертеть головой вбок иногда немного приходится, но назад - никогда во время скоростной езды.
Не всё водитель автомобиля может увидеть в зеркала, поэтому вертеть головой вбок иногда немного приходится, но назад - никогда во время скоростной езды.

Повернуть водителю автомобиля голову назад во время скоростной езды для того, чтобы посмотреть что там сзади - это немыслимый поступок по следующим причинам:

  • На время из вида теряется обзор перед транспортом, что крайне небезопасно. При осмотре через зеркала сохраняется периферийное ("водительское", расфокусированное) зрение, которое краем глаза продолжает контролировать обстановку впереди при внимательной оценке обстановки сзади. Также этим же периферийным зрением можно наблюдать и в зеркала, оставляя основное внимание на обстановке перед автомобилем.
  • Это физически сложнее сделать, чем перевести взгляд на зеркало. На дороге в плотном потоке движения транспорта бывает очень напряженная обстановка, в которой крайне важно многократно поглядывать в зеркала. Повороты головой в такой обстановке скорее всего быстро приведут к ДТП.
  • В отличие от сов, человек не может повернуть свою голову на 180 градусов. Для того, чтобы посмотреть назад, нам необходимо помимо поворота самой головы еще и сделать поворот тела, что может очень негативно сказаться на стабильности контроля управления автомобилем.

Чем с большей скоростью едет автомобиль и чем сложнее дорожная обстановка, тем выше шансы, что при первом же повороте головы назад автомобиль попадет в аварию.

Зачем нужны велосипедисту зеркала

Велосипеды, конечно же, ездят на скоростях более низких, чем автомобили. Но зачастую этой скорости достаточно, чтобы в случае потери контроля получить серьезные травмы, ощутимо повредить велосипед или нанести вред другим участникам дорожного движения. Поэтому вышеперечисленные причины отказа от поворота головой назад во время движения для велосипедиста не теряют актуальности.

Использование зеркал позволяет сканировать постоянно обстановку вокруг себя и это стало обязательным атрибутом для меня на любом транспорте, в том числе и на велосипеде.

На таких дорогах можно обойтись и без зеркал.
На таких дорогах можно обойтись и без зеркал.
На таких дорогах лучше поглядывать в зеркала, даже если автомобильный трафик небольшой.
На таких дорогах лучше поглядывать в зеркала, даже если автомобильный трафик небольшой.

Естественно, при езде по грунтовой дороге или по лесной дорожке, где автомобильный трафик крайне низкий или отсутствует вообще, можно обойтись без всяких зеркал. Но если велосипедист выезжает на дороги общего пользования, где ездят автомобили - будьте любезны, позаботьтесь, пожалуйста, о своей безопасности.

Вариант не использовать поворот головы и не смотреть в зеркала я даже рассматривать не вижу смысла. К сожалению, такие есть даже и среди водителей автомобилей (не говоря уже о велосипедистах) - обычно до первого ДТП, если выживут или останутся в состоянии водить восстановленный или новый автомобиль. Поэтому и нужно следить не только за своим транспортом, но и за остальными, чтобы встреча с такими водителями не принесла неприятных сюрпризов.

Для меня лично вопрос необходимости использования зеркал при езде на велосипеде обсуждению не подлежит. Это на мой взгляд такой же обязательный атрибут безопасной езды, как велошлем, велоочки и велоперчатки с подушечками.

Хоть я по большей части и ездил на велосипеде по тем дорогам, где не ездят быстро автомобили, но до этих мест все равно приходится временами добираться по дорогам общего пользования.

В отличии от автомобиля, в большинстве случаев велосипедисту достаточно использования всего-лишь одного зеркала с левой стороны, т.к. в основном его движение происходит по крайней правой полосе. С правой стороны иногда также необходимо смотреть в отражение назад, но такие ситуации случаются гораздо реже - тут проще снизить скорость до безопасной и повернуть для обзора голову, чем возить большую часть времени без дела еще одно зеркало, которое будет только лишний раз обременять.

Альтернативные типы мониторинга дорожной обстановки

Помимо зеркал на автомобилях существуют датчики слепых зон, радары и видеокамеры (в том числе кругового обзора). Я считаю, что это удобные атрибуты, которые хорошо дополняют обзор в зеркала, но заменить полноценно не смогут. Да, существуют футуристические варианты с использованием мониторов вместо зеркал, выводящих изображение с камер на экран - по факту цифровой аналог зеркала. Но это обычно не применяется на большинстве автомобилей. По сравнению с зеркалом в большинстве случаев качество изображения на дисплее будет хуже.

  • Подобные технологии с выводом изображения от камеры существуют и для велосипедистов, но это достаточно экзотическое и энергозатратное удовольствие, которое не каждому будет удобно и практично. Поэтому широкой популярностью подобные средства у велосипедистов не пользуются.
Расположенная под сиденьем камера заднего вида чаще всего выводит изображение на экран телефона.
Расположенная под сиденьем камера заднего вида чаще всего выводит изображение на экран телефона.
  • У моего друга Сани есть умный задный велофонарь, который помимо прочего имеет радар, оповещающий о приближении сзади автомобиля. Удовольствие недешевое, требует повышенного расхода электроэнергии, но зато не приносит столько хлопот, как цепляющееся время от времени зеркало, которое потом нужно каждый раз настраивать. Также нужно понимать, что это электроника, которая может давать сбои. Сане этот девайс нравится и кажется удобным. Я встречал такое устройство и у других людей. Такой девайс хорошая альтернатива применения зеркалу. Я же лично больше доверяю своим глазам, чем электронике.
Умный велофонарь Magene L508 с радаром. Подключается к велокомпьютеру или к мобильному телефону. Хорошо подойдет тем, кто не признает использование зеркал.
Умный велофонарь Magene L508 с радаром. Подключается к велокомпьютеру или к мобильному телефону. Хорошо подойдет тем, кто не признает использование зеркал.

Самое простое, доступное и надежное, что остается для большинства велосипедистов - это зеркала.

Какие зеркала бывают?

Зеркала бывают сферические и плоские

  • Сферические имеют широкий угол обзора, искажают изображение, дистанция обзора существенно уменьшается.
Как выглядит отражение в сферическом зеркале.
Как выглядит отражение в сферическом зеркале.
  • Плоские зеркала имеют узкий угол обзора, не искажают изображение, дистанция обзора большая.
Как выглядит отражение в плоском зеркале.
Как выглядит отражение в плоском зеркале.

А вот по типу расположения они уже имеют большое разнообразие.

На руле

Зеркала, крепящиеся на руле бывают разных видов и форм, но мест их крепления обычно всего три: это с торца руля вместо баренды, на руле перед грипсой и после грипсы. При этом те, что крепятся с торца, могут быть компактными и складными.

  • Крепление после грипсы (или же на краю сомой грипсы), может иметь вынос вверх, наружу или внутрь. Главный минус такого крепления - забирается часть рукоятки. Причем если зеркало только с одной стороны установлено, то появляется асимметрия хвата. На мой взгляд крайне неудачный тип крепления.
Крепление на краю грипсы. Забирает часть площади рукоятки.
Крепление на краю грипсы. Забирает часть площади рукоятки.
  • Крепление перед грипсой. Чаще всего имеет сильный вынос вверх и наружу, чтобы вид не загораживался рукой. Зеркало не забирает площадь рукоятки. Из-за сильного выноса может приносить дискомфорт при эксплуатации и эстетически выглядит очень спорно.
Крепление перед грипсой.
Крепление перед грипсой.
  • Крепление с торца с выносом наружу. Не требуется сильный вынос. Увеличивается габаритный размер велосипеда. Зеркало постоянно за все цепляется. Крепление не забирает площадь рукоятки.
Крепление с торца с выносом наружу.
Крепление с торца с выносом наружу.
  • Крепление с торца с выносом внутрь. Можно переворачивать над ручкой или под ручку. Перевернутое под ручку гораздо удобнее. Зеркало не забирает площадь рукоятки и не увеличивает габаритные размеры велосипеда. Зеркало гораздо реже цепляется, чем с выносом наружу.
Крепление с торца с выносом внутрь. Можно переворачивать над ручкой или под ручку.
Крепление с торца с выносом внутрь. Можно переворачивать над ручкой или под ручку.

На голове

Крепятся обычно или на дужку очков или на шлем. Так как шлемы и очки имеют множество различных геометрий, то тут бывает трудно подобрать крепление, подходящее хотя бы на что-то одно.

Зеркало на голове обычно крепится или к шлему или к дужке очков.
Зеркало на голове обычно крепится или к шлему или к дужке очков.

На раме

Крайне редкий и экзотический тип крепления зеркала. Я не могу представить насколько оно эффективно и видно ли в него хоть что-то. Ни у кого такого не видел. Даже картинок в интернете мало таких.

Крепление на раме. Результативность спользования такого зеркала мне неизвестна.
Крепление на раме. Результативность спользования такого зеркала мне неизвестна.

На руке

Еще один экзотический и редкий тип расположения зеркала. Ни у кого такого не видел. Удобство использования оставлю под вопросом. Может подойти тому, кто устал от того, что крепление на руле или на шлеме постоянно за что-то цепляется и сбивается.

Крепление зеркала на руке. Насколько им удобно пользоваться я сказать не могу.
Крепление зеркала на руке. Насколько им удобно пользоваться я сказать не могу.

Сферическое или плоское, а также тип расположения зеркала каждый подбирает себе индивидуально и подобрать наиболее удобное не так просто.

Мой опыт использования зеркал

По молодости у меня было мало мозгов, поэтому ездил я без зеркал и вертел головой назад. После того, как мой друг чудом остался жив после столкновения с автомобилем, я перестал вообще ездить на велосипеде на много лет. Только в этом году я снова решил крутить педали, но уже более осмысленно и по-взрослому.

Для меня сейчас не стоит вопроса использовать зеркала или нет. Меня больше интересует вопрос - какое зеркало мне будет удобнее всего использовать? Поделюсь немного своим опытом и мыслями.

Плоское зеркало на торце руля с выносом наружу

Так случилось, что на Б/У велосипеде, который я купил, уже было установлено зеркало.

Фотография велосипеда из объявления, по которому я его приобрел.
Фотография велосипеда из объявления, по которому я его приобрел.

Мне кажется, что это было одно из самых неудачных вариантов расположения средства обзора. Это было плоское четырехгранное зеркало, торчащее в сторону за пределы габаритов руля. К самому обзору претензий не было. Но были постоянные проблемы с тем, что зеркало, будучи самым выпираемой частью велосипеда, цепляло постоянно все, что только можно. Каждый раз оно сворачивалось и приходилось постоянно тратить время и внимание, чтобы его настроить обратно для удобного обзора. От постоянных перемещений достаточно быстро пришел в негодность шарнирный механизм и зеркало уже с трудом фиксировалось. Подобные типы зеркал крайне не рекомендую к использованию.

Сферическое зеркало на торце руля с выносом внутрь

На одном из маркетплейсов я приглядел себе зеркало более удачной конфигурации. Оно также крепилось к краю руля вместо баренды, но выпирало не наружу в сторону от руля, а уходило под рукой в сторону к оси вращения руля.

Сферическое зеркало на торце руля с выносом внутрь.
Сферическое зеркало на торце руля с выносом внутрь.

Данный тип зеркала оказался неимоверно удобнее предыдущего. Цепляться им я стал гораздо реже, но все равно зацепы (которые после требуют перенастройки) неизбежны. Также недавно я начал осваивать контактные педали и по-началу начал падать, как раз всегда именно на левую сторону.

Это зеркало мужественно пережило все мои падения, хоть и каждый раз было свернуто. Предыдущее мое средство обзора, скорее всего, после первого же такого падения просто отломалось бы.

Также следует отметить, что у этого зеркала расположение позволяет очень удобно поправлять его пальцами прямо на ходу, не отрывая руку от грипсы. У этого приспособления был один минус - оно сферическое. Зеркало сферической формы имеет очень широкий угол обзора, но дистанция до видимых объектов сильно сокращается. Если сзади едет машина, то в отражении она у меня может отчетливо появиться только за несколько десятков метров до приближения, при этом их изображения искажены и скорость не соответствует действительности.

Зеркало с плоским стеклом в этом случае имеет преимущество - у него меньше угол обзора (которого все равно достаточно для контроля за обстановкой на дороге), но можно рассмотреть объекты гораздо дальше без искажения, при этом адекватно понимая, как далеко они находятся и как быстро движутся.
По этой причине я делал вывод, что для поездок на велосипеде, как и на автомобилях, основным средством обзора должно быть зеркало именно с плоским стеклом.

Плоское зеркало с креплением на голове

На моем новом велосипеде руль будет другой формы, крепление на нем предыдущих средств обзора я не могу представить удобным. Хочется все-таки уйти от того, что зеркало часто цепляется и сворачивается. Поэтому я решил рассмотреть варианты компактных зеркал, крепящихся к шлему или очкам. Сложно было найти такое с плоским стеклом, ведь большинство вариантов на рынке почему-то именно с неудобными сферическими.

Так и не смог прикрепить его ни к шлему, ни к очкам.
Так и не смог прикрепить его ни к шлему, ни к очкам.

Первый заказанный вариант оказался абсолютно бесполезным приобретением - прикрепить его было невозможно ни к очкам, ни к шлему.

Прикрепил новое зеркало на шлем.
Прикрепил новое зеркало на шлем.
Держится прочно.
Держится прочно.

Второй вариант оказался уже более удачным - его можно было прикрепить как к боку козырька шлема, так и к дужке очков. Т.к. шлем выглядит более прочным, прикрепил к нему.


Плюсы такого зеркала:

  • низкая цена;
  • мало весит;
  • тоненький металлический держатель можно согнуть для более удобного обзора;
  • если приловчиться им пользоваться, то видно что происходит сзади;
  • может заменить полноценно зеркало на руле;
  • на ровной асфальтовой дороге изображение не трясется и никак не искажается.


Минусы такого зеркала:

  • на плохой дороге зеркало трясется и в него ничего не разглядеть;
  • часто им цепляюсь, каждый раз приходится перенастраивать;
  • неприятная особенность использования такого зеркала заключается в том, что просто взгляд перевести на него недостаточно, чтобы увидеть дорогу сзади. Приходится добавлять еще и небольшой поворот головой. Можно, конечно, отогнуть держатель чуть в сторону влево, тогда достаточно будет перевести взор, но угол для глаз совсем неудобный становится и таким косым взглядом тяжело хорошо что-то рассмотреть. Однозначно нужна определенная сноровка.
  • за счет того, что само зеркало маленькое, то угол обзора достаточно узкий, нужно каждый раз поворотом головы вылавливать необходимый участок для обзора. Возможно, тут будет удобнее использовать сферическое зеркало, но оно тоже имеет свои недостатки.

Выводы

  • Выбор удобного для себя зеркала дело непростое и сугубо индивидуальное.
  • В плане тряски зеркала на руле гораздо устойчивее и практичнее. Для их использования достаточно просто перевести взор. Для руля лучше использовать плоское зеркало, хотя я уже привык и к сферическому.
  • Для использования зеркал на шлеме однозначно нужно больше сноровки. Пока что привыкаю. Возможно, в ближайшем будущем попробую еще и сферическое стекло. Тип крепления лучше выбирать металлический, чем пластиковый, т.к. металл всегда можно подогнуть и подогнать под геометрию своих шлема/очков.

На этом моменте я прерву свое повествование.

  • В следующей статье я планирую рассказать о своем новом фреймсете и почему я его выбрал.
  • А вы пользуетесь зеркалами или иными средствами анализа окружающей обстановки (камеры, радары и т.п.) при езде на велосипеде? Пожалуйста, поделитесь опытом в комментариях.

Если интересно, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новый выпуск!

Велогараж. Статьи | Chelouk Pavek | Дзен