Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Устарела ли сегодня классика фантастики

Большинство книг устаревает, даже любимых. Мало кому удается оставаться классиком, т. е. тем, кого можно читать спустя десятки и сотни лет с неослабевающими сильными эмоциями. Классиков реальных вообще мало. В том числе в фантастике. Нет, так: особенно в фантастике. Это пост большой любви к старой фантастике. Поэтому не надо закидывать автора поста тапками. Большинство любителей книг середины XX в. сегодня на самом деле перечитывать книги с тем же интересом, что в юности, не смогли бы. Если не верите – перечитайте сами. Мы все просто храним в душе приятное волнение со времен знакомства с этими книгами, но к самим книгам не возвращаемся. А если возвращаемся, то поверхностно и (или) «кусочками». Таких гениев, как Жюль Верн, которого до сих пор можно стать с упоением, увы, немного. Но они есть. А остальные… Тяжело читать сейчас «средневековую» фантастику ХХ в., допустим «Саргассы в космосе» Андрэ Нортон, или «Аэлиту» Алексея Толстого, или книги о Стивене Дейне от Роберта Шекли, или романы

Большинство книг устаревает, даже любимых. Мало кому удается оставаться классиком, т. е. тем, кого можно читать спустя десятки и сотни лет с неослабевающими сильными эмоциями.

Классиков реальных вообще мало. В том числе в фантастике. Нет, так: особенно в фантастике.

В посте использованы снимки обложек и иллюстраций к названным тут книгам
В посте использованы снимки обложек и иллюстраций к названным тут книгам

Это пост большой любви к старой фантастике. Поэтому не надо закидывать автора поста тапками.

Большинство любителей книг середины XX в. сегодня на самом деле перечитывать книги с тем же интересом, что в юности, не смогли бы.

Если не верите – перечитайте сами.

Мы все просто храним в душе приятное волнение со времен знакомства с этими книгами, но к самим книгам не возвращаемся. А если возвращаемся, то поверхностно и (или) «кусочками».

Таких гениев, как Жюль Верн, которого до сих пор можно стать с упоением, увы, немного.

Но они есть.

А остальные…

Тяжело читать сейчас «средневековую» фантастику ХХ в., допустим «Саргассы в космосе» Андрэ Нортон, или «Аэлиту» Алексея Толстого, или книги о Стивене Дейне от Роберта Шекли, или романы о роботах от Айзека Азимова. Столь же остро, как раньше, вы их воспринимать, скорее всего, не будете. Либо острота будет касаться сугубо художественных моментов, но не собственно фантастики.

-2

Все эти реле, железные перфокарты, легенды о космических «летучих голландцах» и прочие истории и байки Среднего Запада. Как сюжет проходного голливудского фильма для подростков.

Для людей, смотревших множество фантастических фильмов и живущих в XXI в., читать про эти шестеренки и космические гамбургеры даже не смешно, а уныло.

Над бедным сиротой потешаются местные мажоры, он поступает летать на консервную банку и т. д. и т. п. Экипаж, нанятый из кунсткамеры, и всё такое. И вот сейчас пойдут размахивания бластерами и шестиногие инопланетяне…

Многое из того, о чем мэтры фантастики, гении придумок тогда писали всерьез, в наши дни воспринимается как что-то детски наивное.

Сейчас же это развлечение больше для историков литературы или совсем фанатов. Почти как «Броненосец "Потемкин"», которого в 2020-е гг. смотрят для разных целей (самообразование, ознакомление с историей человечества и культуры, находка кайфа от самого первого цвета в мировом кино и т. п.), но не для наслаждения.

Можно ли в наши дни действительно переживать восторг, упоение и «улет» от фантастики XX в.?

Все эти данные на микрофильмах, микрофильмы на микропленках… Дэйн сбежал по трапу и уселся в кар, на котором приехал Ван Райк. Включив сцепление, он оглянулся…

Позвольте, какое сцепление у кара в XXV космическом веке?

-3

Раньше мы не замечали, а сегодня можем отследить самые обыденные обывательские штампы, которыми грешат писатели. Допустим:

  • он снял трубку телефона;

или

  • он поднял руку, чтоб остановить такси…

Хотя идеально было бы написать: «Он ответил на вызов» или просто: «Он вызвал такси».

И как же без бесконечной гидропоники на кораблях?

Отдельная тема – забавно читать в космическом веке про кинокамеры; радиопередатчики не голосом, но азбукой Морзе; полное отсутствие приборов ночного видения и тепловизоров... Просто писатели часто не знали (а иногда и не задумывались), что всё это появится буквально через 5–10–15 лет уже при их жизни.

Даже внутрикорабельной связи иной раз нет, и экипаж бегает по палубам и трапам от шлюза в рубку, чтоб доложить капитану сверхсрочную новость, от которой зависит судьба звездолета. Лифты/подъемники в кораблях – это, видимо, тоже роскошь, как, впрочем, и нормальные каюты. Народ часто ютится в мелких каютах-пеналах, как на подлодках, или даже в подвесных койках, как будто на дворе век парусников.

И это особенности, отличающих не-классиков от классиков: первые постоянно палятся попадаются на подробностях.

Напиши автор: «Герой включил передатчик в шлеме», – и нормально. Нет – ему надо написать: «Герой включил коротковолновой радиотелефон», – и сразу чепуха из XX в.

Или как у инженера Гарина – гиперболоид на горящих угольных (!) пирамидках. Понятно, что 1930-е гг. Но сразу просто-таки древний стим-панк возникает. Придумать любой другой мощный источник энергии фантазии не хватило…

Та же «засада» с вычислениями. Представить, что компьютеры станут компактными и мощными, не-классикам фантазии не хватало. Поэтому всё на реле, лампах и с толстыми книгами (сводами) программ, в которые на каждой планете (!) допечатывались новые. Ох…

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день гроссбух для звездных штурманов.

И мы уж молчим про это бесконечное «раз атмосфера пригодна для дыхания, значит, можно спокойно шляться без скафандров».

И очень немногие, к примеру, Иван Ефремов (не просто умница, а настоящий классик!) сразу учитывали возможность наличия опасных бактерий и вирусов, и его экипажи всегда принимали меры против их проникновения на звездолет или Землю (увеличенное давление внутри корабля, спецобработка в шлюзе, карантин и т. д.).

Коллаж с fabulae.ru
Коллаж с fabulae.ru

Ладно бы фантасты писали в разные эпохи, когда ряд знаний еще был недоступен. Так ведь нет: Ефремов написал «Туманность Андромеды» в 1957 г., Нортон начала серию про «Королеву Солнца» в 1955 г.

Но разница между ними – как небо и земля.

При этом вторая прямо пишет о чyмных кораблях: «Мрачный призрак на космических трассах. Блуждающий склеп с мертвым экипажем, заразившимся неизвестным недугом на неведомой планете».

То есть про болезни все экипажи отлично знают, но элементарно принять превентивные меры против биологической опасности у опытных космических волков ума не хватает…

И это признанная классик американской фантастики, с кучей премий и всемирным признанием.

Словом, во многом фантастика прошлого века стала архаикой, которую в наши дни читают чисто ради слога, юмора и захватывающих приключений, а если их нет – то и читать неувлекательно.

Да и в целом фантастика – самый неустойчивый жанр…

-5

Итак, классика фантастики прелестна. Как первая любовь. Но немногие авторы XX в. сегодня вызывают такие же острые, бурные эмоции при прочтении их книг, как 70–50–30, даже 20 лет назад.

Уважаемые читатели, а каких авторов фантастики вы можете сегодня перечитывать полностью и наслаждаться не меньше, чем десятки лет назад?

П. с. И читайте посты «"Капитан Немо": устарел ли советский фильм о подводной фантастике», а также «Недо-Толкиен: почему любители "Властелина колец" караулили Перумова в подворотнях» и еще «4 книги Лукьяненко, более достойные экранизации, чем его "дозоры"».

+ отвечайте на тест «А вы смогли бы вы трудиться в НИИЧАВО?».

#книги #литература фантастика #чтение #культура #психология #будущее #фэнтези #футурология