Те, кто «родом из СССР», помнят, с каким восторгом и увлечением зрители смотрели советский фильм – экранизацию романов Жюля Верна. Этот 3-серийник поставил в 1975 г. режиссер Василий Левин.
Бывшие в то время детьми и нынче изрядно подросшие (порой в формате «а жизнь-то тебя помотала») зрители несмотря ни на что сохраняют в душе теплую ностальгию по этой фантастическо-приключенческой картине.
Но интересна ли она нынешнему молодому поколению? И не продолжают ли ее любить те, кто «родом из СССР», исключительно как символ своего детства/юности? Не устарела ли сегодня эта подводная эпопея?
Современная публика, безусловно, избаловалась эффектными кадрами, головокружительными трюками и прочими любопытными хитростями, которые проворачиваются благодаря большому бюджету и компьютерным технологиям.
На фоне, допустим, «Посейдона» 2006 г. от Вольфганга Петерсена и «Аватара» 2009 г. от Джеймса Кэмерона наш «Капитан Немо» 1975 г. во многом может проиграть. Например, в нем:
1) слишком простые декорации. Когда персонажи совершают подводную экскурсию, мы догадываемся (почти видим это), как актеры, напялив смешные костюмы, барахтаются в бассейне перед оператором с камерой.
Да и «внутренности» корабля «Наутилус» выглядят не богато:
- герои все время ходят по одному и тому же коридору, вдоль которого расставлены на вид совсем непрактичные и не особо эффектные «скафандры для погружения под воду»;
- из всей богатой коллекции капитана Немо нам показывают только несколько подсвеченных ракушек и статуэток;
- и т. п.;
2) практически нет моря. Даже некоторые сцены с кораблями (например, разговор жены профессора на верфи с капитаном корабля, который упустил в открытое море 3 пассажиров) сняты явно в павильоне;
3) акцентировали любимый в советское время сюжет о борьбе эксплуатируемых народов с колонизаторами. Этот сюжет очень любила революционная идеология, но старалась пропускать мимо своего внимания публика;
4) нет эффектных съемок. Так, капитан Немо постоянно раздумчиво бродит перед большим иллюминатором, по другую сторону от которого явно проглядывается не море, но большой аквариум...
Так что же, выходит, устарел в наши дни фильм 1975 г.?
Нет, не устарел. И вот почему:
1) прежде всего надо принимать во внимание год съемок. Было бы смешно сравнивать компьютерные съемки 2000-х гг., даже 1990-х гг. со съемками в период, когда о широких возможностях компьютера еще и слыхом не слыхивали даже узкие специалисты;
2) далее надо иметь в виду, что фильм акцентировал не внешние зрелищные эффекты, на которые упирает современный кинематограф, но психологические моменты. Не зря ведь здесь сталкиваются несколько философий жизни:
- капитан Немо постоянно доказывает, что только в море можно быть свободным и, как следствие, счастливым;
- слуга профессора Консель и гарпунщик Нед Ленд стремятся как можно скорее вернуться домой, на Родину, куда их тянет сердце, и испытывают неприятные впечатления от этой «подводной тюрьмы»;
- а профессор Пьер Аронакс, с одной стороны, тоже тяготится тем, что для остального мира, особенно для жены, он «умер», но с другой – так не хочет сбегать из этой «морской лаборатории»;
3) наконец, важно учитывать, что фильм снят по книгам XIX в. (Экранизированы «20 000 лье под водой» и «Паровой дом».) И вот для контекста XIX в. фильм получился вполне адекватным, современным и даже… даже чуть более, чем современным, в том числе для обогнавшего свой век Жюля Верна…
Так что фильм ничуть не устарел. Важно лишь правильно его воспринимать – не сравнивать с современным кино и проч.
Вы же не станете критиковать «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», снятое и показанное братьями Люмьер в 1896 г., за отсутствие в нем экшна. И не будете сопоставлять комедии Чарли Чаплина первой половины XX в. с фильмами эпохи цветного кинематографа.
Более того, в наши дни есть авторы, которые публикуют в социальных сетях весьма талантливые стихи, которые, может быть, покажутся более интересными, чем, допустим, стихи Михайлы Ломоносова. Но Ломоносов писал первым. А первым что-то создавать всегда сложнее на несколько порядков, в этом и великая ценность первопроходцев…
П. с. В продолжение темы о советском кино читайте мои статьи «2 советских фильма, снятых в 1 помещении, но любимых зрителями», а также «Как в 1957 г. снимали высотные кадры в советском фильме "Высота", не уступавшие известным фото "Обед на небоскребе"».
#актеры #кино #телевидение #история #СССР #Россия #культура #советское_кино