Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. САУ СУ-100П — несостоявшийся солдат, ставший прародителем династии, 1947

История «Объекта 105», более известного под обозначением СУ-100П, это не рассказ о боевых победах, а повесть о смелом инженерном поиске и о том, как технически взвешенное решение, воплощенное в металле, может оказаться важнее судьбы отдельного образца вооружения. Хотя сама САУ СУ-100П так и не стала массовой, предложенное для нее шасси оказалось настолько удачным, что послужило базой для создания более двух десятков различных боевых и специальных машин, некоторые из которых остаются на вооружении и по сей день. Таким образом, СУ-100П нужно рассматривать не только как отдельную боевую единицу, но и как технологический прорыв, открывший дорогу новому поколению советской самоходной артиллерии. Окончание Второй мировой войны не остановило развитие бронетехники по всему миру - наоборот, оно дало мощный толчок к переосмыслению боевого опыта и созданию машин нового поколения. Немалую роль в этом сыграла и трофейная техника, захваченная у немецких и японских войск в ходе Великой Отечественной
Оглавление

История «Объекта 105», более известного под обозначением СУ-100П, это не рассказ о боевых победах, а повесть о смелом инженерном поиске и о том, как технически взвешенное решение, воплощенное в металле, может оказаться важнее судьбы отдельного образца вооружения. Хотя сама САУ СУ-100П так и не стала массовой, предложенное для нее шасси оказалось настолько удачным, что послужило базой для создания более двух десятков различных боевых и специальных машин, некоторые из которых остаются на вооружении и по сей день. Таким образом, СУ-100П нужно рассматривать не только как отдельную боевую единицу, но и как технологический прорыв, открывший дорогу новому поколению советской самоходной артиллерии.

Опытная САУ СУ-100П в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке. Фотография в свободном доступе.
Опытная САУ СУ-100П в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке. Фотография в свободном доступе.

История создания

Окончание Второй мировой войны не остановило развитие бронетехники по всему миру - наоборот, оно дало мощный толчок к переосмыслению боевого опыта и созданию машин нового поколения. Немалую роль в этом сыграла и трофейная техника, захваченная у немецких и японских войск в ходе Великой Отечественной войны и Квантунской операции 1945 года. Трофейные образцы техники оказались весьма интересными и на протяжении полутора лет их разбирали по винтику и всесторонне изучали, стремясь адаптировать ранее незнакомые технологии под реалии советской промышленности. И уже к концу 1946 года были готовы первые эскизные наработки по новой самоходной артиллерийской установке. Новая САУ предназначалась для вооружения артиллерийских полков танковых дивизий и должна была заменить устаревшие легкие самоходки СУ-76М. Причем разработки эти носили сугубо инициативный характер, однако в послевоенном СССР строить опытную военную технику без одобрения “сверху” запрещалось - поэтому, в конце того же 1946 года эскизная проектная документация была передана на одобрение в ГАБТУ. Там проект рассмотрели и уже в весной 1947 года разрешили построить опытный образец для проведения испытаний - так, в конструкторского бюро Свердловского машиностроительного завода «Уралтрансмаш» под руководством главного конструктора Г. С. Ефимова, началась работа над новой перспективной самоходной артиллерийской установкой, получившей внутреннее обозначение «Объект 105». При ее разработке инженеры стремились учесть все уроки прошедшей войны, создав машину, которая бы отвечала новым требованиям к мобильности и огневой мощи.

Для упрощения конструкции, боевое отделение САУ строилось по полуоткрытой схеме. Фотография в свободном доступе.
Для упрощения конструкции, боевое отделение САУ строилось по полуоткрытой схеме. Фотография в свободном доступе.

Однако на тот момент еще полностью оформившейся САУ не было даже на чертежах - на протяжении полутора лет конструкторы искали решения, которые позволили бы создать боевую машину, способную полностью заменить легкую САУ СУ-76 на современных полях сражений. Определившись с идеями, которые составили облик будущей самоходной артиллерийской установки, инженеры приступили к ее созданию на бумаге - это заняло еще около полугода, и в начале 1949 года, на “Уралмаше” все-таки начали сборку опытного образца СУ-100П. Завершить постройку прототипа смогли уже середине мая того же года, а к заводским испытаниям машину подготовили уже ко второму июня - на протяжении двух недель машину гоняли на полигоне “в хвост и в гриву”, и результаты этих испытаний оказались довольно неоднозначными. С одной стороны, машина имела отличную маневренность и подвижность, которая была на голову выше аналогичных машин того времени. С другой - орудие было слишком мощным для этого выбранного шасси, что вызывало недостаточную устойчивость всей установки при стрельбе. Поэтому машину отправили на доработку, чтобы новая САУ прошла испытания военных. Но прежде, чем работы по доработке машины начались, в ГАБТУ ушло сообщение о том, что машина будет готова к испытаниям не позднее января 1950 года.

И действительно, в середине января 1950 года прототип СУ-100П был доставлен на полигон для новых испытаний. Согласно задуманной программе, САУ прошла более трех тысяч километров, а также сделала более 150 выстрелов. Что-то в обновленной машине похвалили, однако недостатков сильно не уменьшилось. В заключении военные говорили, что образец государственные испытания не прошел и должен был подвергнуться новой доработке. Требовалось повысить надежность трансмиссии и подвески, уменьшить высоту орудийной установки, переработать боевое отделение и сделать еще множество изменений конструкции. В общем, машину вновь отправили на доработку — на моей памяти еще не было такого, чтобы инициативный проект был подвержен такому вниманию военных.

Вид на левый борт и боевое отделение СУ-100П. Фотография в свободном доступе.
Вид на левый борт и боевое отделение СУ-100П. Фотография в свободном доступе.

Новый пакет доработок проводили до середины 1951 года — за это время немного доработали ходовую часть, серьезно переделали орудийную установку. Изменилась конструкция опорной тумбы, средств крепления орудия — за счет этого линия огня была опущена на 110 мм, что в определенной мере упростило работу заряжающего. Кроме того, для стрельбы прямой наводкой теперь использовали прицел ОП-2-5. Для повышения эффективности боевой работы экипаж был увеличен до пяти человек. Но и это не особо помогло — после первых же заездов машины по заводскому полигону, САУ отправили в мастерские для доводки механизмов, и со скрипом и скрежетом успели “допилить напильником” почти все недостатки к началу 1952 года. Новые испытания военные назначили на конец января 1952 года, которые вновь подтвердили, что САУ СУ-100П не совсем отвечает требованиям современной войны, а также имеет множество технических недоработок. Тем не менее, на вооружение машину условно приняли и даже рекомендовали к серийному производству — но только после того, как устранят все выявленные недостатки конструкции. И в январе 1953 года ГБТУ передало Уралтрансмашу заказ на десять машин установочной партии. Причем в заказе потребовалось довести машину до максимального соответствия технической документации — в частности, развернулась настоящая борьба за обеспечение требуемой массы конструкции. Детали, масса которых превышала проектную, стачивались и доводились до нужных показателей. В некоторых случаях подобной «доработке» подвергались даже броневые листы, что приводило к некоторому сокращению их характеристик. В 1954 году десять машин опытной партии были переданы войскам для проведения очередных испытаний. Спустя несколько месяцев «Объект 105ВК» (такой индекс был присвоен последней модификации СУ-100П) рекомендовали к принятию на вооружение и постановке в серию. В ближайшее время завод ожидал заказ на массовое строительство подобной бронетехники, но вмешался случай — в то время высшее руководство страны решило коренным образом пересмотреть свои взгляды на бронетехнику сухопутных войск, фактически уничтожая целые серии боевых машин.

Опытная САУ СУ-100П. Фотография в свободном доступе.
Опытная САУ СУ-100П. Фотография в свободном доступе.

Причиной тому было появление тактического ядерного оружия и медленное развитие ракетных систем вооружения — они ставили под вопрос будущее ствольной артиллерии на поле боя. Под этим соусом, были закрыты несколько программ разработки самоходных артиллерийских систем. Чуть позже работы по самоходной артиллерии возобновят, поняв ошибочность суждений по тактическому ядерному оружию, но это будет уже совсем другая история, в которой СУ-100П еще суждено сыграть свою роль. В связи с принятием решения о прекращения работ почти все имевшиеся в наличии самоходки СУ-100П были утилизированы. Сохранившуюся машину опытной серии сейчас можно увидеть в бронетанковом музее г. Кубинка.

Описание конструкции

Конструктивно СУ-100П стала настоящим прорывом и радикальным отходом от привычной для советских САУ архитектуры. Вместо полностью бронированной неподвижной рубки, характерной для машин военного периода, «Объект 105» получил принципиально новую компоновку. Силовая установка была размещена в передней части корпуса, а боевое отделение — в кормовой, причем оно было выполнено полуоткрытым, по образу немецких Waffentrager. Такое решение позволило не только снизить общую высоту и силуэт машины по сравнению с предшественниками, но и обеспечить лучшие условия для работы расчета орудия. При длине с пушкой вперед 7,66 м и ширине 3,1 м, высота САУ составляла всего 2,26 м. Экипаж самоходки состоял из пяти человек.

Бронированный корпус

Корпус СУ-100П представлял собой сварную конструкцию из катаных броневых листов, в которой функциональность и весовые характеристики явно преобладали над защищенностью. Внутреннее пространство было разделено на три отсека: в передней левой части располагалось отделение управления с местом механика-водителя, в передней правой — моторно-трансмиссионное отделение, а вся центральная и кормовая часть корпуса была отдана под просторное боевое отделение. Видимо, таким образом конструкторы решили сделать экипаж более защищенным, даже если требовалось рисковать подвижностью машины.

Корпус машины обладал "условным" бронированием. Фотография в свободном доступе.
Корпус машины обладал "условным" бронированием. Фотография в свободном доступе.

Бронирование машины было сугубо противопульным и противоосколочным. Толщина лобовых и бортовых листов корпуса не превышала 15 мм, в то время как корма, крыша и днище имели толщину 8 мм, что обеспечивало защиту экипажа только от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Некоторые источники указывают толщину брони корпуса в 25 мм, а боевой рубки — в 15 мм, но подтверждений этим словам мне найти не удалось. Легкое бронирование было сознательным конструкторским выбором — в отличие от штурмовых орудий, таких как СУ-100 с ее 75-мм лобовой броней, предназначенной для боя на первой линии, СУ-100П не предназначалась для прямых столкновений с танками противника. Главной концепцией ее применения была тактика “подлетел — укусил — улетел”, и экипажам предлагалось опираться на высокую скорость движения и низкий силуэт. Для защиты от непогоды открытая часть боевого отделения могла закрываться специальным брезентовым тентом, а боковые броневые листы боевого отделения были выполнены откидными.

Вооружение

Орудием главного калибра СУ-100П на поле боя являлась ее мощная 100-мм нарезная пушка Д-50, разработанная в 1947 году в конструкторском бюро Завода №9, под руководством Ф. Ф. Петрова специально для данной машины и фактически, было адаптацией хорошо зарекомендовавшей себя танковой пушки Д-10Т. Орудие имело ствол длиной 59,3 калибра, оснащалось дульным тормозом для снижения силы отката, и клиновой полуавтоматический затвор, который повышал скорострельность, доводя ее до 5-6 выстрелов в минуту. Спуск орудия мог осуществляться как вручную, так и с помощью электроспуска.

Танковая пушка Д-10, послужившая основой для Д-50. Фотография в свободном доступе.
Танковая пушка Д-10, послужившая основой для Д-50. Фотография в свободном доступе.

Пушка устанавливалась на специальной тумбовой установке в кормовой части боевого отделения. Данное решение обеспечило ей превосходные углы горизонтального наведения: сектор обстрела составлял 143 градуса. Углы вертикальной наводки находились в диапазоне от −4 до +37 градусов, что позволяло экипажу вести огонь даже с закрытых позиций. Для ведения огня прямой наводкой наводчик использовал телескопический прицел ОП-2, а для стрельбы с закрытых позиций — артиллерийскую панораму ЗИС-3. Боекомплект самоходной установки состоял из пятидесяти унитарных выстрелов, включающих бронебойные (например, 53-УБР-412) и осколочно-фугасные снаряды. Никакого вспомогательного противопехотного оружия на машины не устанавливалось — объяснялось это тем, что СУ-100П, по факту, была машиной второй линии, поэтому экипажу оставалось уповать лишь на наступающую далеко впереди пехоту, а также на свое личное оружие.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Выдающиеся ходовые качества СУ-100П обеспечивались мощной силовой установкой и совершенной ходовой частью. Сердцем машины был V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-54-105, развивавший мощность 400 лошадиные силы. Этот мотор являлся дефорсированной версией танкового двигателя В-54, в конструкцию которого внесли ряд изменений (в частности, изменили конструкцию топливного насоса, впускных и выпускных коллекторов, системы охлаждения) с целью повышения ресурса и надежности. Объединенный вместе с трансмиссией в один агрегат, расположенный в передней части корпуса, двигатель придавал 21,6-тонной машине отличную удельную мощность, что позволяло развивать на шоссе максимальную скорость до 65 км/ч и обеспечивало запас хода в 300 км.

Габариты машины в высоту были не особо крупными — для сравнения рядом стоит человек ростом примерно в 170-175 см. Фотография в свободном доступе.
Габариты машины в высоту были не особо крупными — для сравнения рядом стоит человек ростом примерно в 170-175 см. Фотография в свободном доступе.

Трансмиссия включала в себя главный фрикцион сухого трения, двухпоточный механизм передач и поворота, а также два бортовых редуктора. Ходовая часть СУ-100П была выполнена на высоком для своего времени уровне. В ее состав, применительно к одному борту, входили шесть опорных катков с резиновыми бандажами и три пары поддерживающих роликов. Индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах обеспечивала плавность хода и высокую проходимость по пересеченной местности. Впервые в отечественной практике танкостроения была применена гусеница с резинометаллическим шарниром, что повышало ее ресурс. Машина могла карабкаться на склон под углом 30°, преодолевать водные преграды вброд глубиной до 1 метра, а благодаря удельному давлению в 0,68 кг на квадратный сантиметр, могла спокойно двигаться по всем видам грунта, встречающимся на материке.

Приборы наблюдения и связи, электрооборудование

Для эффективного выполнения боевых задач экипаж был обеспечен необходимым набором оптических и радиоэлектронных средств. Помимо уже упомянутых прицелов ОП-2 и ЗИС-3, предназначенных для наводчика, в распоряжении командира и других членов экипажа имелись стандартные смотровые приборы МК4. В ходе дальнейшего развития проекта, на модернизированной версии СУ-100ПМ, штатные средства наблюдения были дополнены приборами ночного видения и отдельным ночным прицелом с инфракрасным прожектором.

Внешняя связь с командованием и другими машинами поддерживалась с помощью радиостанции 10РТ-26. Для коммуникации внутри машины все члены экипажа подключались к танковому переговорному устройству ТПУ-47-3, которое также включало систему световой сигнализации для дублирования команд. Энергоснабжение всех бортовых потребителей, включая радиостанцию, переговорное устройство, приборы освещения и электроспуск пушки, обеспечивалось генератором Г-74. Этот агрегат вырабатывал электроэнергию мощностью 3 кВт, что было вполне достаточно для всех систем самоходной установки.

Заключение

Самоходная артиллерийская установка СУ-100П «Объект 105» по праву может считаться одной из знаковых, поворотных конструкций в истории советской бронетехники. Она ознаменовала собой окончательный отход от концепции тяжелобронированных штурмовых орудий военного времени и переход к новому поколению высокомобильных, легкозащищенных артиллерийских платформ. Однако наследие СУ-100П заключается не в ее собственной несложившейся военной карьере, а в успехе ее базового шасси — по сути, советские конструкторы предупредили концептуальный опыт своих британских коллег, которые чуть позже создадут шасси FV430, на базе которого “наклепают” еще несколько машин. Инновационная компоновка с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения, кормовым боевым отделением и энергоемкой торсионной подвеской оказалась настолько удачной и универсальной, что стала основой для целого семейства боевых машин. На ее базе были созданы как экспериментальные образцы, такие как мощная 152-мм САУ СУ-152П «Объект 116» (на удлиненном шасси с дополнительным опорным катком), которая не была принята на вооружение из-за сильной неустойчивости при стрельбе, и зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 «Енисей» (на модифицированном шасси «Объект 119»), так и принятые на вооружение и выпускавшиеся массово машины. Более того, заложенные в «Объекте 105» конструктивные принципы оказали прямое влияние на разработку таких знаменитых советских САУ, как 2С3 «Акация», 2С4 «Тюльпан» и 2С5 «Гиацинт».

В конечном итоге, судить о СУ-100П следует не по отсутствию боевых заслуг, а по достижениям ее многочисленных потомков. Эта машина стала важнейшим эволюционным звеном, технологическим мостом, который перенес советскую самоходную артиллерию из эпохи Второй мировой войны в современность. Ее история — яркое свидетельство того, что в военной инженерии влияние удачной концепции может оказаться гораздо долговечнее и значимее, чем срок службы конкретного изделия, впервые воплотившего эту концепцию в металле.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.