Найти в Дзене
Друг Истории

Сериал “Государь”. Откуда взялся Меншиков и проблема с Преемником у Петра Великого. Киноверсия и факты

Первый канал показал сериал “Государь” режиссёра Сергея Гинзбурга о Петре первом (1672-1725). К трехсотлетию ухода Великого в вечность выпущена не очень большая художественная лекция о нём. Относительно лекции - это не оговорка, хронологически киносюжет охватывает всё царствование первого русского императора - 1682-1725гг. и придерживается довольно аккуратно канвы основных событий той эпохи. Сценарные отклонения от Истории в виде переиначивания некоторых фактов и перестановок в датах наблюдаются больше в последних сериях - в 10 годах 18 века – они, как водится, производятся ради остроты сюжета и по идеологических соображений. Фиксируется измена фактам и в начале, в угоду тем же резонам. Однако жизнь Петра была и так очень интересна, чтобы о ней сочинять заведомые небылицы. Поэтому разговор об этом интересном сериале мы начнем с так называемых сценарных решений вокруг белых пятнышек в биографии самодержца. Знатоки романа Алексея Толстого “Петр первый”, несомненно, обратят внимание, что
Оглавление

Первый канал показал сериал “Государь” режиссёра Сергея Гинзбурга о Петре первом (1672-1725). К трехсотлетию ухода Великого в вечность выпущена не очень большая художественная лекция о нём. Относительно лекции - это не оговорка, хронологически киносюжет охватывает всё царствование первого русского императора - 1682-1725гг. и придерживается довольно аккуратно канвы основных событий той эпохи. Сценарные отклонения от Истории в виде переиначивания некоторых фактов и перестановок в датах наблюдаются больше в последних сериях - в 10 годах 18 века – они, как водится, производятся ради остроты сюжета и по идеологических соображений. Фиксируется измена фактам и в начале, в угоду тем же резонам. Однако жизнь Петра была и так очень интересна, чтобы о ней сочинять заведомые небылицы. Поэтому разговор об этом интересном сериале мы начнем с так называемых сценарных решений вокруг белых пятнышек в биографии самодержца.

Сериал "Государь" . Сценаристы Олег Кириллов, Дмитрий Новосёлов. В роли Петра - Константин Плотников. Впечатления, отзывы, рецензия, правда, вымысел
Сериал "Государь" . Сценаристы Олег Кириллов, Дмитрий Новосёлов. В роли Петра - Константин Плотников. Впечатления, отзывы, рецензия, правда, вымысел

Появление Александра Меншикова и Лефорта

Знатоки романа Алексея Толстого “Петр первый”, несомненно, обратят внимание, что знакомство Петра с Алексашкой Меншиковым в первой серии устроено совершенно оригинально и не совпадает ни с одной из исторических версий судьбоносной для обоих высоких Другов и России встречи. У того же Толстого Алексашку берет в услужение Франц Лефорт, и парень помогает пьяному Петру добраться до опочивальни после гулянки на Кукуе. На экране же мы видим откровенного прощелыгу, который устраивает аварии на проселочных дорогах, чтобы поживиться на вынужденном ремонте.

Пётр: "Обоймица лопнула, сами не починим, дуй в Преображенское за кузнецом"
Пётр: "Обоймица лопнула, сами не починим, дуй в Преображенское за кузнецом"
Меншиков Петру: "Преображенское далеко и долгонько да и людишки там нерасторопные, а тут у меня один немчин живёт". Появление Меншикова (Евгений Ткачук) в первой серии. Рост Меншикова 196 см, рост Ткачука 172 см, рост артиста Плотникова (Петра 2,03м) 184 см.
Меншиков Петру: "Преображенское далеко и долгонько да и людишки там нерасторопные, а тут у меня один немчин живёт". Появление Меншикова (Евгений Ткачук) в первой серии. Рост Меншикова 196 см, рост Ткачука 172 см, рост артиста Плотникова (Петра 2,03м) 184 см.

При этом он знаком с Лефортом, и одалживает у него ботик, чтобы добраться по реке и незаметно до потешного лагеря. Через этот ботик Петр увлекается флотом и попадает на Кукуй – к искусному немчину Лефорту. Всё это интересно выдумано хотя бы потому, что у Лефорта не было никакого ботика. И сам Пётр рассказывал, что нашел английский ботик, могущий ходить против ветра, в амбарах двоюродного своего дед в Измайлово. Но эта находка дедушки русского флота случилась действительно, как и в сериале, в 1688г.

Никита Зотов (Сергей Барковский): "Не губи, государь". На самом деле без голландца Тиммермана Петр не смог бы плавать на ботике, здесь подошли проще к теме.
Никита Зотов (Сергей Барковский): "Не губи, государь". На самом деле без голландца Тиммермана Петр не смог бы плавать на ботике, здесь подошли проще к теме.

Важно и то, что создатели кино учли лишь чуточку мнение ряда историков (Устрялов, Костомаров), что сближение Петра с Лефортом произошло не ранее свержения царевны Софьи в сент.1689г. Да, да, полковник Лефорт служил регенту-царевне Софье, как и другие иностранные наёмники, - тот же Патрик Гордон, участвовал в Крымских походах, и у него не было особо времени отвлекаться на потешные игры. Впрочем, почему герои не могли общаться и до переворота 1689г. во внеслужебное время? Согласно, например, историку Рыженкову, Петра познакомил с Лефортом его наставник Борис Голицын незадолго до свержения Софьи – то есть, получается, летом 1689г. В любом случае, производство Лефорта в генерал-майоры кино-Петром до падения Софьи выглядит преждевременным.

Лефорт (Сергей Годин): "Я очень рад приветствовать вас в немецкой слобода"
Лефорт (Сергей Годин): "Я очень рад приветствовать вас в немецкой слобода"

Надо признать, что мнение историков бросает тень сомнений на эпизод службы Меншикова у Ф.Лефорта, развитый в романе А.Толстого. Или Меншиков тоже познакомился, как и его “шеф”, с Петром только в 1688-89г.? Через какое случай привлек внимание Царя Алексашка? Интересное решение предложил историк С.Соловьев. Он обратил внимание на упоминание в жалованной грамоте А.Д.Меншикову (1707г.) на княжеское достоинство об его отце. Из грамоты следует, что Данила Меншиков (ум.в1695) служил в потешных войсках Петра. Как и в романе Толстого, Данила был придворным конюхом, то есть из тех, кого и набирали в потешные воины. – “И тако разсуждая, что любезно намъ вѣрный Римского государства князь Александръ Даниловичь Меншиковъ, произведенный изъ ѳамиліи благородной Литовской, которого мы, ради вѣрныхъ услугъ въ нашей гвардіи родителя его и видя въ добрыхъ поступкахъ его самого надежду отъ юныхъ лѣтъ, въ милость нашего величества воспрiяти…” Хрестоматийная торговля пирожками фаворита, о чём упоминал сам Пётр, и служба его у Лефорта особо не противоречат тому факту, что Пётр имел контакты, как потешным солдатом и с отцом Алексашки.

Появление женщин в жизни Петра

Пётр Анне  Монс (Тина Стойилкович: "Зови меня так, как будто я твой друг"
Пётр Анне Монс (Тина Стойилкович: "Зови меня так, как будто я твой друг"

Знакомство Петра с Лефортом на Кукуе в первой серии синхронизировано со встречей с Анной Монс, его первой возлюбленной. Здесь отдается дань традиции изображать встречу с немкой до женитьбы Петра на Евдокии Лопухиной зимой 1689г. Можно сомневаться в том, что встреча с Монс произошла так рано - в 1688г, но погоду эти сомнения, кажется, не делают. Знал царь Монс или нет, жену ему подбирала его мать Наталья Кирилловна, она же настаивала на женитьбе. Тем не менее в сериале сценаристы дали Петру гораздо больше самостоятельности в матримониальном вопросе. Он и матери в итоге заявляет, что пора жениться, и невесту на смотринах (таковых не было) выбирает, и место свадьбы в скромной домовой церкви с.Преображенское определяет к возмущению матери. Фактам всё это противоречит. Однако смысл женитьбы как свидетельства достижения совершеннолетия юным монархом, а это актуально в свете назревающего столкновения с регентом Софьей – до зрителя как никак доносится. Увы и кстати, дикция у современных актеров не самая лучшая. Поэтому не всякий зритель поймёт, что Дуня, жена Петра, говорит сущий вздор мужу в начале третьей серии. Тот убит смертью матери, а жена ему ляпнула, что мамаша меня ещё со свадьбы не взлюбила и прочую ерунду не к месту. Этот момент взят из романа Толстого, а указанные выше сценарные отклонения помогают показать коренной конфликт между архаичной и недалёкой Евдокией Лопухиной и мужем Царём. Этот конфликт далее переходит на отношения Петра с сыном Алексеем.

Евдокия (Василиса Измайлова): "Поплакали и будет. Чай цари. Другие заботы есть". Бестактное поведение глупой жены,по версии Толстого, оттолкнуло его от Евдокии навсегда
Евдокия (Василиса Измайлова): "Поплакали и будет. Чай цари. Другие заботы есть". Бестактное поведение глупой жены,по версии Толстого, оттолкнуло его от Евдокии навсегда

Конфликт Царя с наследником

Алексей Петрович Романов (1690-1718) характером пошёл в мать. Но по сравнению с последней его судьба гораздо трагичней. Исторический выбор Петра обусловливает высокие морально-деловые требования к наследнику. К такому предначертанию, пути, полному ответственности и забот, Алексей явно не готов. Рождение у Петра I второго сына (Петра) вслед за смертью жены наследника (1715г.) после родов снижает политический вес Алексея как правопреемника. И к тому же болезнь способствует его надлому.

В 7 серии мы наблюдаем публичную истерику у наследника, которая раскрывает Петру умонастроения сына. – “Как умрёт батюшка,……….войска распущу, воевать не буду, буду тихо править!” Всё это слышит якобы его батюшка Пётр, что является киновыдумкой. Как известно, Царь с 27 янв.1716 по 9 октября 1717 находился Европе. А в предыдущем к истерике эпизоде мы видим Царя и Меншикова как раз во Франции. Визит в эту страну Петра имел место весной 1717 года. Только вот наш Меншиков с ним и без него во Франции никогда не был, а "работал" в те годы петербургским губернатором.

Во Франции (1717) Пётр почему то гневается на Меншикова на передачу им Штеттина в 1713 году Пруссии, а не Дании. Считается, что разница в росте Петра (2.03 м) и Меншикова была всего 7см. Возможно, это было причиной взаимной симпатии двух великанов в мире "лилипутов". У актеров разница в росте порядка 12 см.
Во Франции (1717) Пётр почему то гневается на Меншикова на передачу им Штеттина в 1713 году Пруссии, а не Дании. Считается, что разница в росте Петра (2.03 м) и Меншикова была всего 7см. Возможно, это было причиной взаимной симпатии двух великанов в мире "лилипутов". У актеров разница в росте порядка 12 см.

Правильней поэтому в кино было бы изобразить, что Александр Данилович пишет Царю письмо, сообщая о смелых откровениях наследника. Однако сценаристам надо показать зрителю сильный мотив бегства царевича заграницу. Без помощи пера Алексея Толстого убедительно они это сделать не смогли, а потому предпочли отступить от исторической Истины и хронологии. В 7 серии Пётр после истерики сына заявляет без обиняков, что тот должен отречься от своего права на престол и уйти в монастырь. После этого (по логике “снова”) царь уезжает заграницу. На самом деле перед большим отъездом в Европу в январе 1716г. Царь поставил только Ультиматум - или измени свой Нрав, или ступай в Монастырь. “А буде того не учинишь, то я с тобой, как со злодеем поступлю.” И сын выбрал второе! Уйти в Монастырь! Таким образом, ультиматум Царя не сработал, поскольку Петра такое "беглое" решение сына не устраивало. Он решил дать ещё время Алёше подумать.

Пётр: "Интересный разговор у вас тут выходит". Интересно, что при ссоре Меншикова и царевича (Никита Серков) присутствует австрийский посол Плейер (Василий Реутов). Если бы эта сцена была в действительности, о ней стало бы известно мигом всей Европе.
Пётр: "Интересный разговор у вас тут выходит". Интересно, что при ссоре Меншикова и царевича (Никита Серков) присутствует австрийский посол Плейер (Василий Реутов). Если бы эта сцена была в действительности, о ней стало бы известно мигом всей Европе.

Через 7 месяцев 26 августа ст.ст.1716г. Отец из Копенгагена написал сыну, чтобы тот приехал к нему для участия в делах или шёл в Монастырь. И Алексей понимает, что это его единственный Шанс легально выбраться из России и показывает своему “надзирателю” Меншикову отцовский вызов в Данию. В сериале из этого печального события устроили большой наворот и смешение фактов.

Во-первых, в Дании Петру якобы становится плохо, и он при смерти. На самом деле, плохо ему стало в Петербурге в конце 1715 года. Чуть оправившись, царь и стал давить на старшего сына с тем, чтобы он самоопределился как наследника. Во-вторых, в Дании Пётр якобы ждёт исхода переговоров Остермана в Стокгольме. Но Остерман выезжал в Швецию - на Аландские острова - для переговоров только в 1718г. Какие такие фантастические переговоры были в 1716г., о которых объявляется в сериале? Просто сценаристы не могут аккуратно свести концы с концами.

Что же делал тогда в Дании Пётр? Он вёл долгие переговоры о совместном десанте в Швецию! Сын ему нужен для дипломатических игр как преемник. В-третьих, уговаривают в кино Алексея бежать бывший любимец Царя Кикин и австрийский посланник. Но Кикин был в это время в Европе, переговариваясь тайно как раз о судьбе друга-Царевича! Алексей выехал из Петербурга 26 сент.1716г. и встретил его в Либаве, где Кикин сказал, что в Вене беглеца – его свояк император Карл VI - примет. Вероятно, в Петербурге Кикин переговаривался с послом Плейером, иначе почему тот отписал в Вену в начале 1717 года, что здесь всё готово возмущению против Петра? В-четвёртых, Меншикова мы видим в Дании вместе с Петром, хотя на деле в Петербурге Алексей одалживал деньги у него и Сената для поездки к отцу, то есть под этим благовидным предлогом Меншиков по неведению сам и финансировал бегство.

Пётр: "Ты куда палишь, Кикин, в  крепость надо было!" 1 серия. Так же как и Меншиков, Кикин (Максим Блинов) начинал в потешных войсках Петра, а затем был денщиком царя. Пути разошлись, когда Кикин опал в немилость царя. В 1718г.Меншиков допрашивал Кикина о делу царевича, заговорщик был казнён.
Пётр: "Ты куда палишь, Кикин, в крепость надо было!" 1 серия. Так же как и Меншиков, Кикин (Максим Блинов) начинал в потешных войсках Петра, а затем был денщиком царя. Пути разошлись, когда Кикин опал в немилость царя. В 1718г.Меншиков допрашивал Кикина о делу царевича, заговорщик был казнён.

Шведский след в деле царевича

При всём этом коктейльном смешении фактов в сериале показываются заграничные переговоры царевича со шведами. Самое любопытное здесь то, что в России XVIII века об этом факте не было ничего известно. Это в кино любовница Алексея Ефросинья доносит на суженого, что тот писал шведскому королю. На деле же этот факт тогда не был раскрыт. Сценаристы опираются на открытие XX века важных документов в шведских архивах для того, чтобы усугубить вину царевича в глазах зрителя и Петра. Ведь Алексей ответил жизнью за свою измену Отечеству, а что может быть хуже вступления в переговоры с воюющим врагом? В 8 серии на переговоры с царевичем Карл XII посылает свою любовницу Аталию Десмонд.

Аталия Десмонт (Мария Лисовая) Алексею и Толстому (Сергей Лысов): "Ну что ж,не буду вам мешать".  В этом эпизоде  сценаристы обыгрывают мнение историков, что помощь шведов  царевичу запоздала
Аталия Десмонт (Мария Лисовая) Алексею и Толстому (Сергей Лысов): "Ну что ж,не буду вам мешать". В этом эпизоде сценаристы обыгрывают мнение историков, что помощь шведов царевичу запоздала

Аталия - это вымышленный персонаж, который "одолжили" из романа "Петр первый" Алексея Толстого. Однако в отличии от собирательного персонажа – Алексея Троекурова, у Аталии есть конкретный прототип, правда, не столь “удачливый”. Это Мария-Аврора, графиня фон Кёнигсмарк (1662-1728), знаменитая красавица и любовница польского короля Августа II Сильного (1670-1733). В 1702 году Август отправлял Аврору к шведскому королю для переговоров о возможном заключении мира. Однако её миссия не увенчалась успехом — она даже не удостоилась аудиенции короля. Как известно, шведский монарх был весьма и весьма равнодушен к женщинам, как и к мужчинам. Тем не менее генералы Карла XII - Аксель Спарре и Густав Хурн дрались из-за графини фон Кёнигсмарк на дуэли. В кино наш Карл, впрочем, покорен Аталией и использует её как шпионку.

Очная ставка Евфросиньи (Мария Скуратова) с Алексеем. Любопытно, что Меншиков советовал взять Евфросинью с  собой заграницу. Не была ли она тайным соглядатаем Александра Даниловича?
Очная ставка Евфросиньи (Мария Скуратова) с Алексеем. Любопытно, что Меншиков советовал взять Евфросинью с собой заграницу. Не была ли она тайным соглядатаем Александра Даниловича?

Гибель Алексея

Алексея выманили в Россию, отец клятвенно обещал простить его. Однако взятая в оборот его любовница Евфросинья наговорила лишнее, потому царевича усиленно допрашивали и выявили, что опальный царевич желал кончины своего отца. Тогда его стали пытать в присутствии отца и после 25 ударов кнутом тот заявил, что если бы у цесаря была бы возможность «вооруженною рукою» оказать ему помощь в достижении наследования российского престола, то Алексей любым способом добился бы своего наследства.

Пётр: "Твоя рука? - Моя. - Волей писал?  - Неволей, принуждал секретарь графа Шенборна. В сериале заменили признание под пыткой предъявлением каких-то письменных доказательств. Это выдумка. Таковых документов у Петра не было, были  показания любовницы и признания под кнутом.
Пётр: "Твоя рука? - Моя. - Волей писал? - Неволей, принуждал секретарь графа Шенборна. В сериале заменили признание под пыткой предъявлением каких-то письменных доказательств. Это выдумка. Таковых документов у Петра не было, были показания любовницы и признания под кнутом.

О письме шведам царевич благоразумно не сказал, но и без этого его приговорили к казни; несчастный вскоре скончался в тюрьме. В розыске по делу царевича особенно усердствовал Меншиков, тем самым он вернул расположение Государя, утерянное в результате дела о казнокрадстве Алексашки (и Кикина) в 1715г. К несчастью, маленький сын Петра скончался 25 апр.ст.ст. 1719г. После смерти Императора в 1725г. Меншиков возвёл на престол его жену Екатерину, став таким образом, по факту, преемником Петра Великого вместо убитого Алексея.

Пётр Меншикову: "На вот, читай". В сериале Меншиков убеждает Петра, чтобы тот не придавал значение показаниям Евфросиньи. Это киноверсия, о сиём науке ничего не известно. Наоборот, многие историки считают, что смерть Алексея была выгодна Меншикову, поскольку укрепляла позиции Екатерины и маленького Петра Петровича как наследника
Пётр Меншикову: "На вот, читай". В сериале Меншиков убеждает Петра, чтобы тот не придавал значение показаниям Евфросиньи. Это киноверсия, о сиём науке ничего не известно. Наоборот, многие историки считают, что смерть Алексея была выгодна Меншикову, поскольку укрепляла позиции Екатерины и маленького Петра Петровича как наследника

Продолжение следует

Очерк включен в подборку Исторические сериалы блога Друг Истории.

Признателен за лайки, подписку и донаты (подмога) на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №389, следите за анонсами публикаций - на Tелеграмм канал Друг Истории и в группе ВК