Закончилась демонстрация сериала Собор по 1 каналу. Логично теперь задать вопрос, в каком жанре сделано это художественное кино. Назвать этот сериал исторической или псевдоисторической драмой у меня лично как-то не поворачивается язык. Что же делать? Отвлечемся от старого мира.) Скажем, можно ли утверждать, что фильмы "Белое солнце пустыни", "Свадьба в Малиновке", "Служили 2 товарища" - это исторические фильмы? Разумеется, все они прекрасно показывают эпоху гражданской войны, но, строго говоря, это не совсем исторический жанр. Например, в Википедии по поводу фильма "Белое солнце пустыни" вы найдете утверждение, что это кино сделано в жанре "истерн", или вестерн.
К жанру исторического истерн-вестерн можно отнести и Собор – это как "будто бы историческая" драма.
О чем повествует сериал "Собор"? – Он призван показать перипетии жизненного пути Ивана Старшова? Не совсем так, не в этом состоит замысел.. Иван - это выдуманный персонаж, такого героя" из холопов" не было в петровскую эпоху и вряд ли он мог быть в личном окружении Петра. Режиссер сериала Сергей Гинзбург фантазийно поиграл на социальной теме и развил поговорку "из грязи в князи" для выявления духовных пластов, стоящих за поведением человека. Спорить с режиссером я не собираюсь по этому поводу, учитывая благородство его творческих намерений. Определенные социальные лифты для людей невысокого сословия Петр первый, конечно, обеспечил. Например, в состав элиты той эпохи включен бывший, как утверждается, крепостной Василий Ершов (1672-?), московский вице-губернатор в 1711-1719г. Как Василий “взлетел из грязи”? Увы, старт карьеры Ершова нам непонятен, уже в 1692 он стал думным дьяком. Кстати, сразу после нарвского сражения 1700г. никого из солдат-гвардейцев в офицеры не произвели, с этим фактом Гинзбург спорить не стал и отразил производство Старшова "только" в сержанты.
см. первый очерк - Сериал Собор и реалии начала Северной войны. Битва с фантазией - в тумане
Перейдем, однако, от крепостных рабов к историческим параллелям сериала.
1.В лице Ивана Старшова, как я это увидел, зрителю подается не просто уникальный герой, а обобщенный образ гвардии Петра первого. Иван – один из гвардейцев, верная опора престола. Поэтому "Собор" – это надо сказать, оригинально поданный сериал о первой российской гвардии - о Преображенском полке. Эту мысль подтверждает само название сериала, так как речь в нем по факту идет о Спасо-Преображенском храме в Петербурге.
Собор всей Гвардии был возведен по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1743-1754 по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты Преображенского полка. Храм построен в память о восшествии на престол дочери Петра первого в 1741г. с помощью солдат и офицеров этого полка.
Неслучайно стрела времени сериала не позволила осуществить замысел Ивана во плоти к 1725г., то есть раньше "задокументированного времени" хотя и возвысила его духовно. Лейб-гвардеец даже получил завещание Петра завершить начатое строительство. Как подчеркивает в комментарии Наталья В. (см.ниже), - это и есть главная мысль сериала - строительство храма в собственной душе как смысл её существования.
2. Покушения на жизнь Петра (на манер покушений во многих фильмах на Сталина) в сериале выдуманы, они призваны показать близость рос.гвардии (Ивана) к Петру. Но жизнь на земле, увы, не бесконечна. За 15 часов до смерти Петра офицеры гвардии в числе других приближенных прощались с умирающим царем в его опочивальне. Поэтому появление Старшова перед постелью Петра имеет какое-то реальное основание, хотя тема с завещанием царя подана, как и в недавнем сериале "Елизавета", очень и очень фантазийно. Конечно, царь уже не шептал ничего перед смертью офицеру, такого не было.
Как известно, гвардия перенесла свою привязанность к Петру на его жену Екатерину, чем обеспечила силой желание Меншикова возвести Екатерину на престол. На заседание Сената явились офицеры гвардии из Преображенского полка, вышибив дверь в комнату и заявив, что разобьют голову старым боярам, если те пойдут против их матери Екатерины. В этом историческом контексте появление в Сенате преображенца Ивана Старшова с его потайной правдой-маткой о последних словах Петра (не подразумевающих Екатерину наследницей) - это абсурд, обычный для истернов.
3. Другой интересный момент, иллюстрирующий близость гвардии к царю в сериале, - это Полтавское сражение 1709г. В простой схеме боя 27 июня (8 июля) - атака шведов на передовые редуты, их взятие, решение Петра вывести войска в боевую линию, затем атака шведов на неё, наконец, наша контратака с Петром во главе - в этом плане сериал следует историческому руслу событий. Однако, когда речь заходит о роли гвардии в Полтавском сражении, тут возникают противоречия. Со школьной скамьи мы слышали рассказ о том, что Петр велел переодеть опытный Новгородский полк в форму новобранцев, чтобы ввести в заблуждение шведов. По совпадению или нет, именно на батальон новгородцев "в левом центре" линии пехоты и пришелся основной удар шведов. Строго говоря, обмен залпами с 30 шагов, показанный в сериале, это эпизод ближе к истории Новгородского полка. Семеновский же и Преображенский полки стояли в это время на правом фланге пехоты, где сражение не принимало такого ожесточенного характера.
Вспомогательное участие в главном сражении Северной войны преображенцев! - такое историки полка не могли допустить. Поэтому в памятных полковых книгах мы читаем фразу о том, что после того, как шведы потеснили новгородцев - "В эту решительную минуту, когда дело шло быть или не быть, судьба ещё более скрепляла великое сочувствие Царя с Преображенцами, ему надо было средство разрушить врага. Где же нашел он начало этого средств? Второй батальон Преображенского полка первый попался под руку, и Петр с ними бросился навстречу Шведам."
В первоисточниках Петровского времени указание на такую атаку преображенцев историки не находят. Поэтому мнения склоняются, что во второй линии ближе всех к месту событий стоял второй батальон Новгородского же полка, и с именно ним, и возможно, ещё с кем-то Петр бросился в атаку. "Неприятельские пули осыпали Петра, одна пробила его шляпу, другая ударила в арчак седла, третья в грудь: её удержал бывший на груди святой крест. (очень символическое утверждение, его поэтому часто не цитируют - О.Д.)" Тема для дискуссии об участии в контратаке Петра преображенцев до сих пор не закрыта. Также интересно, что вторая линия нашей пехоты в основном в Полтавском сражении участие не принимала ввиду большого численного превосходства русских войск.
Если придираться, то или Старшов в первой линии пехоты на правом фланге был далеко от места атаки Петра, или, будучи во второй линии, он не сближался со стройной шеренгой шведов для обмена залпами, а просто бросился на подмогу новгородцам.
#преображенский полк
4.Злоключения выдуманных князей Бадариных в сериале также оказываются связаны с историей Преображенского полка. Оказывается, старый князь Бадарин еще до Полтавского сражения становится предпринимателем и поставляет то ли шерсть, то ли сукно, которое используется Меншиковым для пошива мундиров для гвардейцев. Петр отрывает рукав у солдата, что вызывает его гнев, отправляющий Бадарина сначала на эшафот, а затем на каторгу. В этом эпизоде мы видим перекличку с романом Алексея Толстого "Петр первый", где Меншиков неудачно пытается заняться импортозамещением.
"Петр 1": Не успели спохватиться – Петр вошел в спальню и, не здороваясь, прямо к Александру Даниловичу – ткнул ему под нос солдатский кафтан: – Это лучше гамбургского? Молчи, вор, молчи, не оправдаешься."
Между прочим, этот художественный эпизод Толстого не проходит простую хронологическую проверку, поскольку в романе он имеет место до Северной войны (1700-1721), а Меншиков был приставлен надзирать за суконным делом в 1701г. Небольшие партии сукна в России делали мелкие мануфактуры, управляемыми купцами. Однако сукно для армии и в первую очередь для гвардии приходилось в основном везти из-за границы (Германии, Англии). Именно из импортного сукна делались кафтаны, камзолы и штаны (3000 компл.) для Преображенского полка в 1706г. под присмотром Меншикова.
Суконный двор в Москве был основан в 1704/5г., это было казенное предприятие по выработке «немецких сукон» для обмундирования новой регулярной армии. Петр носил в 1705г. самолично мундир из выработанной здесь ткани. Но качество сукна оказалось невысоким, и Суконный двор перешел на производство преимущественно каразеи – тонкой подкладочной ткани. Никого на каторгу из-за этой неудачи не отправляли. Намаявшись с убытками, в 1720г. Суконный двор передали в частные руки.
Очерк включен в подборку Исторические сериалы канала Друг Истории
В сериале явно спешат выявить у старинного княжеского рода предпринимательскую жилку и отправляют князей Бадариных "за срыв гособоронзаказа" в период войны на каторгу - задолго до Полтавского сражения. Но "факты говорят о том, что Петр I прекрасно знал о масштабах коррупции среди своего окружения и среди дворянской «элиты», но не предпринимал никаких решительных мер для борьбы с ней." - До поры, до времени (до 1714г.). Напомню, про одно из первых резонансных дел гвардейского поручика Ржевского в 1712г.; - и то поручик был сослан не за чисто хозяйственные преступления, а за взятки за пропуск товаров в шведскую Ригу.
Конечно, выявлять исторические неувязки и белые нитки в их покрое можно долго. Как и полагается истерну “про 18 век”, сериал Собор больше отражает проекции нашего времени на ту эпоху, чем строгие исторические реалии. Основная "фишка" кино - это драма героев, и она в сериале показана по-своему увлекательно.
Признателен за лайки и подписку) Олег Душин ©, Друг Истории №132, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории