Найти в Дзене
Друг Истории

Иван Старшов, гвардия и Петр 1 в сериале Собор. Истерн про 18 век.

Закончилась демонстрация сериала Собор по 1 каналу. Логично теперь задать вопрос, в каком жанре сделано это художественное кино. Назвать этот сериал исторической или псевдоисторической драмой у меня лично как-то не поворачивается язык. Что же делать? Отвлечемся от старого мира.) Скажем, можно ли утверждать, что фильмы "Белое солнце пустыни", "Свадьба в Малиновке", "Служили 2 товарища" - это исторические фильмы? Разумеется, все они прекрасно показывают эпоху гражданской войны, но, строго говоря, это не совсем исторический жанр. Например, в Википедии по поводу фильма "Белое солнце пустыни" вы найдете утверждение, что это кино сделано в жанре "истерн", или вестерн. К жанру исторического истерн-вестерн можно отнести и Собор – это как "будто бы историческая" драма. О чем повествует сериал "Собор"? – Он призван показать перипетии жизненного пути Ивана Старшова? Не совсем так, не в этом состоит замысел.. Иван - это выдуманный персонаж, такого героя" из холопов" не было в петровскую

Закончилась демонстрация сериала Собор по 1 каналу. Логично теперь задать вопрос, в каком жанре сделано это художественное кино. Назвать этот сериал исторической или псевдоисторической драмой у меня лично как-то не поворачивается язык. Что же делать? Отвлечемся от старого мира.) Скажем, можно ли утверждать, что фильмы "Белое солнце пустыни", "Свадьба в Малиновке", "Служили 2 товарища" - это исторические фильмы? Разумеется, все они прекрасно показывают эпоху гражданской войны, но, строго говоря, это не совсем исторический жанр. Например, в Википедии по поводу фильма "Белое солнце пустыни" вы найдете утверждение, что это кино сделано в жанре "истерн", или вестерн.

К жанру исторического истерн-вестерн можно отнести и Собор – это как "будто бы историческая" драма.

О чем повествует сериал "Собор"? – Он призван показать перипетии жизненного пути Ивана Старшова? Не совсем так, не в этом состоит замысел.. Иван - это выдуманный персонаж, такого героя" из холопов" не было в петровскую эпоху и вряд ли он мог быть в личном окружении Петра. Режиссер сериала Сергей Гинзбург фантазийно поиграл на социальной теме и развил поговорку "из грязи в князи" для выявления духовных пластов, стоящих за поведением человека. Спорить с режиссером я не собираюсь по этому поводу, учитывая благородство его творческих намерений. Определенные социальные лифты для людей невысокого сословия Петр первый, конечно, обеспечил. Например, в состав элиты той эпохи включен бывший, как утверждается, крепостной Василий Ершов (1672-?), московский вице-губернатор в 1711-1719г. Как Василий “взлетел из грязи”? Увы, старт карьеры Ершова нам непонятен, уже в 1692 он стал думным дьяком. Кстати, сразу после нарвского сражения 1700г. никого из солдат-гвардейцев в офицеры не произвели, с этим фактом Гинзбург спорить не стал и отразил производство Старшова "только" в сержанты.

см. первый очерк - Сериал Собор и реалии начала Северной войны. Битва с фантазией - в тумане

Перейдем, однако, от крепостных рабов к историческим параллелям сериала.

1.В лице Ивана Старшова, как я это увидел, зрителю подается не просто уникальный герой, а обобщенный образ гвардии Петра первого. Иван – один из гвардейцев, верная опора престола. Поэтому "Собор" – это надо сказать, оригинально поданный сериал о первой российской гвардии - о Преображенском полке. Эту мысль подтверждает само название сериала, так как речь в нем по факту идет о Спасо-Преображенском храме в Петербурге.

Собор всей Гвардии был возведен по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1743-1754 по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты Преображенского полка. Храм построен в память о восшествии на престол дочери Петра первого в 1741г. с помощью солдат и офицеров этого полка.

Неслучайно стрела времени сериала не позволила осуществить замысел Ивана во плоти к 1725г., то есть раньше "задокументированного времени" хотя и возвысила его духовно. Лейб-гвардеец даже получил завещание Петра завершить начатое строительство. Как подчеркивает в комментарии Наталья В. (см.ниже), - это и есть главная мысль сериала - строительство храма в собственной душе как смысл её существования.

Спасо-Преображенский собор в Петербурге. https://travelinlife.ru/place/attraction/hramyi_pitera.html
Спасо-Преображенский собор в Петербурге. https://travelinlife.ru/place/attraction/hramyi_pitera.html
строительство храма в сериале
строительство храма в сериале

2. Покушения на жизнь Петра (на манер покушений во многих фильмах на Сталина) в сериале выдуманы, они призваны показать близость рос.гвардии (Ивана) к Петру. Но жизнь на земле, увы, не бесконечна. За 15 часов до смерти Петра офицеры гвардии в числе других приближенных прощались с умирающим царем в его опочивальне. Поэтому появление Старшова перед постелью Петра имеет какое-то реальное основание, хотя тема с завещанием царя подана, как и в недавнем сериале "Елизавета", очень и очень фантазийно. Конечно, царь уже не шептал ничего перед смертью офицеру, такого не было.

Старшов не раз спасает Петра, кадр из трейлера сериала
Старшов не раз спасает Петра, кадр из трейлера сериала

Как известно, гвардия перенесла свою привязанность к Петру на его жену Екатерину, чем обеспечила силой желание Меншикова возвести Екатерину на престол. На заседание Сената явились офицеры гвардии из Преображенского полка, вышибив дверь в комнату и заявив, что разобьют голову старым боярам, если те пойдут против их матери Екатерины. В этом историческом контексте появление в Сенате преображенца Ивана Старшова с его потайной правдой-маткой о последних словах Петра (не подразумевающих Екатерину наследницей) - это абсурд, обычный для истернов.

3. Другой интересный момент, иллюстрирующий близость гвардии к царю в сериале, - это Полтавское сражение 1709г. В простой схеме боя 27 июня (8 июля) - атака шведов на передовые редуты, их взятие, решение Петра вывести войска в боевую линию, затем атака шведов на неё, наконец, наша контратака с Петром во главе - в этом плане сериал следует историческому руслу событий. Однако, когда речь заходит о роли гвардии в Полтавском сражении, тут возникают противоречия. Со школьной скамьи мы слышали рассказ о том, что Петр велел переодеть опытный Новгородский полк в форму новобранцев, чтобы ввести в заблуждение шведов. По совпадению или нет, именно на батальон новгородцев "в левом центре" линии пехоты и пришелся основной удар шведов. Строго говоря, обмен залпами с 30 шагов, показанный в сериале, это эпизод ближе к истории Новгородского полка. Семеновский же и Преображенский полки стояли в это время на правом фланге пехоты, где сражение не принимало такого ожесточенного характера.

кадр из сериала, преображенцы под Полтавой. Диспозицию полка в сериале придумали, он находился в это время во второй линии
кадр из сериала, преображенцы под Полтавой. Диспозицию полка в сериале придумали, он находился в это время во второй линии

Вспомогательное участие в главном сражении Северной войны преображенцев! - такое историки полка не могли допустить. Поэтому в памятных полковых книгах мы читаем фразу о том, что после того, как шведы потеснили новгородцев - "В эту решительную минуту, когда дело шло быть или не быть, судьба ещё более скрепляла великое сочувствие Царя с Преображенцами, ему надо было средство разрушить врага. Где же нашел он начало этого средств? Второй батальон Преображенского полка первый попался под руку, и Петр с ними бросился навстречу Шведам."

Кадр из фильма Петр 1 (1937). - Воины России, сей грозный час должен решить судьбу отечества. Не помышляйте, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру врученное, за народ, за отечество. Это практически настоящие слова Петра перед битвой
Кадр из фильма Петр 1 (1937). - Воины России, сей грозный час должен решить судьбу отечества. Не помышляйте, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру врученное, за народ, за отечество. Это практически настоящие слова Петра перед битвой
Иван Старшов идет  в атаку под Полтавой с возгласом за Петра!, что является параллелью с возгласом за Сталина!
Иван Старшов идет в атаку под Полтавой с возгласом за Петра!, что является параллелью с возгласом за Сталина!

В первоисточниках Петровского времени указание на такую атаку преображенцев историки не находят. Поэтому мнения склоняются, что во второй линии ближе всех к месту событий стоял второй батальон Новгородского же полка, и с именно ним, и возможно, ещё с кем-то Петр бросился в атаку. "Неприятельские пули осыпали Петра, одна пробила его шляпу, другая ударила в арчак седла, третья в грудь: её удержал бывший на груди святой крест. (очень символическое утверждение, его поэтому часто не цитируют - О.Д.)" Тема для дискуссии об участии в контратаке Петра преображенцев до сих пор не закрыта. Также интересно, что вторая линия нашей пехоты в основном в Полтавском сражении участие не принимала ввиду большого численного превосходства русских войск.

Если придираться, то или Старшов в первой линии пехоты на правом фланге был далеко от места атаки Петра, или, будучи во второй линии, он не сближался со стройной шеренгой шведов для обмена залпами, а просто бросился на подмогу новгородцам.

#преображенский полк

Конечно, Петр рисковал жизнью под Полтавой. Кадр из сериала
Конечно, Петр рисковал жизнью под Полтавой. Кадр из сериала

4.Злоключения выдуманных князей Бадариных в сериале также оказываются связаны с историей Преображенского полка. Оказывается, старый князь Бадарин еще до Полтавского сражения становится предпринимателем и поставляет то ли шерсть, то ли сукно, которое используется Меншиковым для пошива мундиров для гвардейцев. Петр отрывает рукав у солдата, что вызывает его гнев, отправляющий Бадарина сначала на эшафот, а затем на каторгу. В этом эпизоде мы видим перекличку с романом Алексея Толстого "Петр первый", где Меншиков неудачно пытается заняться импортозамещением.

"Петр 1": Не успели спохватиться – Петр вошел в спальню и, не здороваясь, прямо к Александру Даниловичу – ткнул ему под нос солдатский кафтан: – Это лучше гамбургского? Молчи, вор, молчи, не оправдаешься."

Между прочим, этот художественный эпизод Толстого не проходит простую хронологическую проверку, поскольку в романе он имеет место до Северной войны (1700-1721), а Меншиков был приставлен надзирать за суконным делом в 1701г. Небольшие партии сукна в России делали мелкие мануфактуры, управляемыми купцами. Однако сукно для армии и в первую очередь для гвардии приходилось в основном везти из-за границы (Германии, Англии). Именно из импортного сукна делались кафтаны, камзолы и штаны (3000 компл.) для Преображенского полка в 1706г. под присмотром Меншикова.

Суконный двор в Москве был основан в 1704/5г., это было казенное предприятие по выработке «немецких сукон» для обмундирования новой регулярной армии. Петр носил в 1705г. самолично мундир из выработанной здесь ткани. Но качество сукна оказалось невысоким, и Суконный двор перешел на производство преимущественно каразеи – тонкой подкладочной ткани. Никого на каторгу из-за этой неудачи не отправляли. Намаявшись с убытками, в 1720г. Суконный двор передали в частные руки.

Очерк включен в подборку Исторические сериалы канала Друг Истории

В сериале явно спешат выявить у старинного княжеского рода предпринимательскую жилку и отправляют князей Бадариных "за срыв гособоронзаказа" в период войны на каторгу - задолго до Полтавского сражения. Но "факты говорят о том, что Петр I прекрасно знал о масштабах коррупции среди своего окружения и среди дворянской «элиты», но не предпринимал никаких решительных мер для борьбы с ней." - До поры, до времени (до 1714г.). Напомню, про одно из первых резонансных дел гвардейского поручика Ржевского в 1712г.; - и то поручик был сослан не за чисто хозяйственные преступления, а за взятки за пропуск товаров в шведскую Ригу.

Князя Бадарина  и его зятя помиловали в последний момент. Также клали на плаху и поручика Ржевского
Князя Бадарина и его зятя помиловали в последний момент. Также клали на плаху и поручика Ржевского

Конечно, выявлять исторические неувязки и белые нитки в их покрое можно долго. Как и полагается истерну “про 18 век”, сериал Собор больше отражает проекции нашего времени на ту эпоху, чем строгие исторические реалии. Основная "фишка" кино - это драма героев, и она в сериале показана по-своему увлекательно.

Признателен за лайки и подписку) Олег Душин ©, Друг Истории №132, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории