Как известно, электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из контроллера (ЭБУ) нескольких датчиков и нескольких исполнительных устройств (в зависимости от модификации).
Неисправность какого-либо элемента этой системы сразу же негативным образом отражается на работе двигателя. В ряде случаев в комбинации приборов даже загорается контрольная лампа Check Engine (Проверь двигатель). Но не всегда. Рассмотрим основные неисправности элементов ЭСУД автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте. А так же их влияние на работу двигателя - признаки таких неисправностей. Которые можно определить предварительно, без специальных диагностических приборов.
Эта общая информация которая наверняка поможет автовладельцу при появлении каких-либо проблем с двигателем быстро разобраться, что к чему. Более подробный разбор неисправностей датчиков, исполнительных устройств и контроллера ЭСУД и их возможных причин мы рассматриваем в отдельных статьях на нашем сайте.
Основные неисправности ЭСУД двигателей автомобилей ВАЗ
1. Вышел из строя ДПКВ - датчик положения коленчатого вала двигателя.
Признак такой неисправности - двигатель автомобиля вообще не запускается. Либо, если, например, датчик плохо закреплен, загрязнен или вышел из строя синхродиск, то двигатель будет троить на холостых, глохнуть, возможна детонация.
Подробно об этой неисправности в статье "Признаки неисправности датчика положения коленчатого вала ЭСУД".
2. Неисправен датчик массового расхода воздуха - ДМРВ ЭСУД.
Признаками неисправного датчика расхода воздуха являются проблемы с запуском прогретого двигателя (двигатель запускается и глохнет), «провалы» и «рывки» при нажатии на педаль «газа», потеря мощности и приемистости двигателя, повышение расхода топлива, неустойчивый ХХ. Выйти из строя может сам датчик (возможно из-за загрязнения и замасливания чувствительных элементов) или провода, ведущие к нему, что необходимо учитывать при выявлении неисправности. Помимо этого «подсос» не учитываемого воздуха во впускной тракт после датчика может привести к возникновению аналогичных проблем в работе двигателя (так как топливная смесь при этом обедняется).
При отказе ДМРВ контроллер переводит систему управления двигателя на резервный режим. В этом случае на щитке приборов загорается лампочка «Проверь двигатель», в ОЗУ записывается код неисправности. Регулятор холостого хода устанавливается в 120 шагов (повышенные обороты холостого хода). При расчете топливоподачи в такой ситуации контроллер пользуется показаниями с датчика положения дроссельной заслонки и рассчитанных оборотов двигателя. Расход топлива на резервном режиме возрастает.
В ряде случаев, восстановить работоспособность ДМРВ, можно проведя его прочистку жидкостью для очистки карбюраторов (актуально, на двигателях с большим пробегом, изношенной ЦПГ, забитой системой вентиляции картера) с сопутствующей заменой воздушного фильтра двигателя.
3. Отказал датчик положения дроссельной заслонки - ДПДЗ.
Основной признак неисправности ДПДЗ - неустойчивые обороты холостого хода двигателя автомобиля. А так же снижение мощности и приемистости. Плюс, провалы, рывки или подергивания при нажатии на педаль газа.
Все потому, что контроллер (ЭБУ ЭСУД), в случае неисправности ДПДЗ получает неверный сигнал о положении дроссельной заслонки и соответственно неправильно рассчитывает топливоподачу.
Помимо этого неисправный ДПДЗ является одной из причин повышенных оборотов холостого хода (иногда зависания их на уровне 1500-2000 об/мин), перебоев при сбросе «газа» и переключении передач, ухудшения динамики автомобиля, повышения топливного аппетита двигателя.
4. Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости - ДТОЖ.
Выход из стоя датчика температуры не дает ЭБУ правильно рассчитать количество топлива необходимого двигателю в данный момент, а это в свою очередь приводит к невозможности запуска двигателя, особенно в холодную погоду, перебоям в его работе на ХХ и в движении, повышенному расходу топлива. Помимо этого неисправность ДТОЖ может являться одной из причин перегрева двигателя (несвоевременного включения вентилятора системы охлаждения) или наоборот, его длительного прогрева.
Так же возможно постоянно включение и выключение вентилятора на радиаторе, повышенные обороты холостого хода двигателя. увеличение расхода топлива, рывки и провалы при нажатии на газ.
5. Отказал датчик детонации - ДД.
При отказе датчика детонации обычно возникает детонация в двигателе, снижается его приемистость, появляются рывки и провалы при нажатии на педаль газа.
6. Вышел из строя датчик кислорода - ДК (Лямбда-зонд).
Одним из первых признаков выхода из строя датчика кислорода является появление неустойчивого холостого хода двигателя (хотя эта неисправность может быть связана с другими причинами), а через некоторое время вообще отказ двигателя работать на холостом ходу.
Если поверхность датчика кислорода загрязнена сажей в связи с постоянным переобогащением топливной смеси из-за пропусков зажигания при неисправности системы зажигания, применения некачественного топлива. В этом случае на контроллер поступает сигнал о том, что топливная смесь бедная, и он увеличивает ее обогащение. Как следствие возрастает расход топлива. Нейтрализатор, дожигающий богатую смесь, перегревается, его соты оплавляются и через некоторое время он выходит из строя.
7. Отказал датчик неровной дороги -ДНД.
В таком случае появляются рывки и провалы при нажатии на педаль газа во время движения автомобиля по неровной дороге.
8. Неисправен датчик положения распределительного вала двигателя - ДПРВ (датчик фаз).
При выходе из строя датчика фаз контроллер переводит систему с фазированного впрыска топлива на попарно-параллельный. Так называемый резервный режим. Расчет момента впрыска в этом случае производится на основании данных о положении коленчатого вала полученных с датчика положения коленчатого вала. Впрыск производится уже раз за один оборот коленчатого вала. Это сказывается на топливной экономичности и мощностных характеристиках двигателя автомобиля.
Так же его неисправности возникает нестабильная работа двигателя на холостом ходу, повышается расход топлива и появляются рывки и провалы при нажатии на газ.
Больше информации по признакам неисправности ЭСУД автомобилей далее в полной версии этой статьи на нашем сайте twokarburators.ru - "Неисправности ЭСУД автомобилей ВАЗ и их признаки".
Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.
- Как определить, что клапан продувки адсорбера вышел из строя?
- Лямбда-зонд (датчик кислорода) ВАЗ 2113, 2114, 2115
- Какой датчик детонации ставится на двигатель 2111 ВАЗ 2114, 2115, 2113?
- Основные симптомы забитого топливного фильтра инжекторного двигателя