Любитель котов, карикатурист, иллюстратор известных детских книг. А ещё человек, без которого символ Олимпиады-80 был бы совершенно другим. Сегодня отправимся на выставку в Москве, приуроченную к 90-летию художника под названием "Искусство видеть сказку. Уроки Виктора Чижикова".
Как добраться
Выставка проходит в Доме Остроухова в Трубниках по адресу Трубниковский переулок, дом 17. До него удобно добираться от станций метро "Смоленская" и "Арбатская" - пешком дорога займёт минут 10. Переулок уютный)
А вот и нужный нам дом.
В помещении есть гардероб и кулер.
Взрослый билет стоит 350 рублей, детям до 16 лет - бесплатно. Купить можно как на сайте, так и в кассе. Выставка открыта с 11:00, во вторник и с пятницы по воскресенье работает до 18:00, в среду и четверг - до 21:00. Понедельник - выходной день. Зал с выставкой расположен рядом с кассой, на двери висит цифра "2". За мной)
Иллюстрации
Первые несколько залов посвящены иллюстрациям детских книг. Устроители выставки позаботились о посетителях: под каждую книгу отдали по одной или две стены, крупно указаны автор и название произведения, да и самих иллюстраций представлено много.
Чижиков любил детскую иллюстрацию. Говорил:
Встреча с новой книгой похожа на встречу с новым человеком. Симпатия возникает сразу, приходит постепенно или не возникает вовсе. Самое интересное для меня - придумывать рисунки. Воображение работает, когда стоишь в очереди за хлебом, едешь в метро, даже во сне, по-моему. И так всю жизнь, потому что одна книга сменяет другую. В этом и состоит счастье художника-иллюстратора. В его сказочную страну проникает лишь эхо житейских гроз. Созданные им герои книг встанут стеной и защитят от бед.
Вот рисунки к Шварцу и "Сказке о потерянном времени".
А здесь Перестукин в Стране невыученных уроков. Ну помните задачку с ответом в полтора землекопа или раздумья, где поставить запятую в "казнить нельзя помиловать".
А эту книгу я очень любила в детстве - повесть "Аля, Кляксич и буква "А" Ирины Токмаковой и два продолжения. Правда мою книгу иллюстрировал другой художник, но все равно приятно посмотреть на знакомых героев)
По воспоминаниям Чижикова, он долго не мог придумать главного злодея - Кляксича. Но выход нашёлся неожиданным образом.
...на Палашевском рынке был один дворник, паршивый такой. Вредный-вредный. Скажем, люди встали в очередь, стояли себе спокойно за какой-нибудь картошкой, так он начинал мести на них мусор:
- Закругляйтесь-закругляйтесь туда, я тут мести буду!
Сгонит очередь, а потом опять:
- Закругляйтесь в другую сторону, я там мести буду!
Ему говорили:
- Ты подметай, когда люди уходят с рынка. Уйдут, ну и мети в любую сторону!
А он:
- Вы мне не указ! Давайте там это...
Разогнав одну очередь, он брался за другую и начинал гнать мусор туда...
Я, значит, его изобразил, этого дворника, летающим на метле в небе над Палашёвским рынком. Ну и посетители рынка увидели, смеялись вовсю, пальцем показывали. Ну, а сам дворник уволился: он понял, что тут уже не открутишься, достать-то он не может, чтобы уничтожить.
...Ира Токмакова, значит, звонит:
- Вить, ну ты нарисовал Кляксича, в конце концов или нет?
- Ириша, все в порядке, нарисовал!
На выставке представлены и рисунки к диафильму по "Але, Кляксичу..."
Здесь же, в первом зале, есть развлечения - викторина по сказкам и "уроки рисования".
У стены со "Сказками старинного города" можно полюбоваться не только иллюстрациями, но и макетом нашей Земли.
Чижиков писал:
Мне лишь бы книжка посмешней, и в ней было побольше драк, авантюр, стремительнее сюжет, чтобы все куда-то неслись по какому-нибудь делу. Мне важна динамика: всегда очень интересно, чтобы заваруха какая-нибудь была, а вот космическая фантастика мне не близка. Земля - очень хорошая почва и для творчества, и для проживания. Я очень привязан к Земле: все самое смешное происходит здесь. Мне важна Земля с её персонажами.
Тут меня, правда, не все устраивает, но здесь мне все ясно. Всё самое красивое произрастает из земли. Правда, поганка, мухомор тоже из земли, но кому-то они нужны: лоси, оказывается, когда начинают кашлять, лечатся мухоморами.
В следующем зале я ликовала - со стен смотрели герои "Волшебника изумрудного города"! Обожаю этот цикл Александра Волкова из шести книг) Однажды даже публикация была на канале, где Элли предстала в качестве блогера-путешественника)
У меня были книги с иллюстрациями Леонида Владимирского, поэтому с любопытством посмотрела, какими предстали герои у другого художника.
"Волшебник изумрудного города" - очень личная книга для Чижикова. Он рассказывал:
Мне часто вспоминается такая сцена. Мама стелет байковое одеяло на шпалы метро. Ставит на одеяло миску с ягодами, а рядом кладёт книгу "Волшебник изумрудного города". Мы садимся на одеяло, мама читает вслух, а я ем клубнику. Происходит это во время войны. Даже больше того: происходит это во время бомбежки. Когда бомбы долбасили вокруг. Станция "Арбатская" на это время превращалась в бомбоубежище.
Так вот. Сидя на шпалах, люди ждали окончания бомбардировки. Когда был отбой, тогда по радио объявляли: "Атака немецких самолётов отбита, можете возвращаться домой!" Народу было очень много. С платформы такие деревянные сходы были сделаны, чтобы спуститься на рельсы. Читали мы при помощи фонарика.
Потом "Волшебника изумрудного города" я уже сам читал. Мы взяли книжку в эвакуацию, и там я уже научился читать.
Мне вообще везло в жизни, потому что то, что я читал в детстве, мне нравилось. И ещё везло - потом мне эти книги заказывали иллюстрировать. Вот так и "Волшебник изумрудного города" практически сопровождал меня всю жизнь. Ведь потом я её тоже иллюстрировал.
В этом же зале показаны иллюстрации книги Успенского "Вниз по волшебной реке". Здесь же пояснение: Чижиков предпочитал делать Бабу-Ягу или Кощея-Бессмертного смешными, а не злыми. Художник полагал, что детей не нужно пугать, потому что в их жизни ещё будут поводы для страха. Детскими же художниками могут стать только те, кто хорошо помнит, что им было интересно в детстве.
Ещё один зал, и здесь Чижиков открывается не только как талантливый иллюстратор, но и автор двух сказок. Сначала он оформил "Мужика и медведя" в пересказе А. Н. Толстого для одного японского издания.
Через некоторое время японцы предложили написать и нарисовать продолжение сказки. Чижиков же придумал новых героев - внуков мужика и медведя по имени Петя и Потап.
А после последовало продолжение - "Петя спасает Потапа".
И ещё один зал с до боли знакомыми книгами - "Чиполлино" и "Доктор Айболит" (который в прозе).
С книгой Родари вышло забавно. Раньше художники подавали заявку в издательство, мол, хочу иллюстрировать такого-то персонажа. Порой ожидание длилось годами. Чижиков начал забывать о некоторых заявках, но тут ему позвонили.
"Ваша заявка удовлетворена". Я говорю: "А какая?". "Джанни Родари!" "А! - говорю. -Вспомнил-вспомнил". Так я начал иллюстрировать "Чиполлино.
Над "Доктором Айболитом" художник работал на одном дыхании. Это не значит быстро, это значит, что Чижикову больше ни о чем другом не хотелось думать.
Олимпийский Мишка
Да, знаменитый талисман двадцать вторых летних Олимпийских игр тоже вышел из-под кисти Чижикова. Он, как и другие художники, участвовал в конкурсе на лучшее изображение медведя, но не был уверен в победе.
Я никогда особенно не верил во всякие там приметы. Чёрные кошки, тринадцатые числа...И вот когда я нарисовал олимпийского мишку, то очень мне хотелось, чтобы его приняли. Но все складывалось как-то...Прямо был какой-то момент отчаяния.
Я стоял на балконе и и смотрел в небо: был полон сомнений, вспоминал, как меня обижали, и всякое такое...И подумал: "Хорошо бы прошёл олимпийский мишка!" И вдруг в этот момент - фьють! - звёздочка упала! А это не было время, как бывает, какого-нибудь звездопада. Ни до, ни после неё ничего не падало. А тут одинокая такая свалилась. И я успокоился сразу. Я знал, что мой мишка победит. Но никому, конечно, не говорил. Я впервые вообще говорю об этом...
На выставке представлены эскизы медведя, правительственные награды и телеграммы.
Карикатуры, мультфильм и работа в журналах
Он долго работал в журнале "Крокодил", где был одним из ведущих художников-карикатуристов. Шаржи он рисовал ещё в школе. А в 9 классе даже показал свои работы тем самым Кукрыниксам. Они оценили рисунки. Чижиков писал:
Стали смотреть рисунки, и им очень понравились мои шаржи. "Ты личность! Бог уже позаботился о том, чтобы у тебя была хорошая профессия. Приходи к нам раз в полгода и показывай свои работы" Так я понял, чем буду заниматься в жизни.
Кроме этого Чижиков работал в журналах "Весёлые картинки", "Мурзилка", "Вокруг света", "Вечерняя Москва", "Пионерская правда", "Юный натуралист", "Молодая гвардия", "Огонек", "Пионер", "Неделя" и ещё много других.
В 1977 году Чижиков был одним из художников-постановщиков мультфильма "Бравый инспектор Мамочкин", в котором служитель ГАИ на мотоцикле борется с нарушителями ПДД. Все это транслируют на экране.
Коты
Чижиков часто рисовал котов. Признавался:
Я люблю рисовать котов: могу увидеть на улице интересный человеческий типаж и впихнуть его в кота. Мы на них похожи.
В соавторстве с Андреем Усачевым даже создал альбом "333 кота", в которой собранные за много лет рисунки "усатых-полосатых" сопровождаются стихами Усачева. Потом вышло "Полное собрание котов".
Самое смешное, что в детстве я котов боялся. Мы жили на первом этаже, и луна очень здорово освещала комнату в лунные ночи. И вот я, помню, проснулся как-то оттого, что дикий вой за окном. Гляжу: на занавеске силуэты двух котов. Как будто что-то обсуждали. А потом и драка с жуткими воплями началась. Они дрались, а луна освещала все это на нашей занавеске.
Эта история нагнала на меня такой ужас, что я стал опасаться котов. И только потом, в эвакуации, полюбил.
А рисовать котов, кошек - одно удовольствие. Как ни шагнет, как ни потянется, любое движение - это все сплошная пластика. Кошка - нечто обтекаемое и грациозное такое. Поэтому я и полюбил их рисовать.
А вот моя коллекция чижиковских котов)
О жизни и творчестве
Рисовал Чижиков с детства. Талант перешёл по наследству - родители художника были архитекторами.
Чижиков любил профессию. Признавался:
Я считаю, что мне здорово повезло, что я избрал именно эту специальность. Потому что это такой вид искусства, в котором ты можешь быть полностью самостоятельным. Я отвечаю только за себя. Это очень здорово. Ну конечно, я могу редакцию подвести, если я не сделаю вовремя рисунки. Но отвечаю только за себя. Вот это вот огромное большое счастье.
А ещё говорил:
Очень важно ощущать себя нужным. Когда тебе говорят, что если ты (именно ты!) не сдашь рисунок, то все пропало, и ты быстро садишься рисовать, а потом все уходит в печать - вот тогда ты чувствуешь себя действительно на коне.
О своей фамилии художник рассказывал так:
С тех пор как я родился, у меня спрашивают: "Чижик-Пыжик, где ты был?" Отвечаю: "В детском саду был, в школе был, в Полиграфическом институте был, в "Крокодиле" был, в "Мурзилке" был, в "Вокруг света" был, в "Весёлых картинках" был, в "Детгизе" был, в "Малыше" был. Да! Чуть не забыл. На Фонтанке тоже был. Раза два".
О скульптуре того самого Чижика-Пыжика в Питере я рассказывала)
А самое необычное, что Чижиков был дальтоником. Но это не помешало ему стать известным художником и связать свою жизнь с красками и цветом.
Выставка очень душевная: кажется, что ты на машине времени отправился в детство и снова, как маленький, засматриваешься на картинки в книге) Продлится выставка до 9 ноября (открылась в конце июля), так что успейте посетить)
А здесь я рассказывала о более "взрослых" выставках.