Рим. Москва. Петербург. Горячо люблю эти города. Именно поэтому, когда в столице анонсировали выставку к 225-летию Карла Брюллова с таким названием, загорелась её посетить) На днях я выбралась в Новую Третьяковку на свидание с художником. Теперь делюсь впечатлениями)
Как добраться и сколько стоит билет
Выставка проходит в здании Новой Третьяковки. Добраться можно на общественном транспорте: от станций метро "Октябрьская" и "Парк Культуры" ездят автобусы Б и Т10 до остановки "Парк Горького". Можно и пешком дойти - путь займёт минут 10-15, да и указатели повсюду.
Если планируете приехать на авто, то перед зданием Новой Третьяковки есть платная парковка. Другие - на Крымском валу и в Мароновском переулке.
Цена билета:
- 900 рублей - для взрослого
- 540 рублей - для пенсионеров, студентов, сотрудников музеев и художников
- 450 рублей - для детей от 7 до 17 лет
- Бесплатно - для детей до 6 лет, членов многодетных семей, инвалидов, ветеранов и студентов факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства.
Ещё есть категория билетов "два взрослых и ребёнок/два ребёнка от 7 до 17". Стоимость получается такая же, как если брать билеты отдельно. Но! При такой покупке администратор бесплатно выдаст издание "Музейный маршрут для всей семьи. 7 шедевров Карла Брюллова".
Можно взять аудиогид под залог в две тысячи рублей или заказать экскурсию за 500 рублей. Билеты продаются на сайте и в кассах галереи на каждые полчаса с 10:00 до 16:30 во вторник, среду и воскресенье, с 10:00 до 19:30 с четверга по субботу. Понедельник - выходной.
Если пришли раньше 10 утра, то можно скоротать время в Музеоне.
Экспозиция
Пространство поделили на несколько тематических зон: "Рим", "Москва", "Петербург" - здесь картины, которые художник создал в этих городах. Ещё один зал посвящён эскизам росписи купола Исаакия. Дальше - акварель с греческими, турецкими и итальянскими мотивами. В зале наверху - карикатуры и незаконченные работы Брюллова. Отдельно представлена одна из самых известных картин Карла - "Всадница". С неё и начнём осмотр)
"Всадница"
Заходим в зал и погружаемся в темноту: чёрные стены, подсвечиваются только картины, чтобы ничто не отвлекало от созерцания. Осматриваемся и слева видим её на вороной лошади. Рядом девчушка и две собаки.
Брюллов написал "Всадницу" в Милане в 1832 году. Заказчицей была его муза - Юлия Самойлова. На полотне мастер изобразил ее воспитанниц - Джованину (ту самую на коне) и Амацилию (маленькую девочку в розовом платье). Картина находилась в коллекции Самойловой и лишь незадолго до её смерти покинула владелицу. Графиня разорилась, имущество ушло с молотка. После долгих мытарств полотно попало к Павлу Третьякову и "прописалось" в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.
Рим
Брюллов 12 лет провел в Италии. Кроме столицы посетил и осмотрел художник немало: Милан, Беладжо, Тренто, Верона, Венеция, Болонья, Неаполь и, конечно, Помпеи. Его передвижения запечатлели на выставке.
Он пишет много портретов итальянской знати и соотечественников. Например, великой княгини Елены Павловны.
Есть и Италия.
Или автопортрет.
Но главным итальянским полотном становится "Последний день Помпеи" - о страшном моменте, когда Везувий уничтожил город. Брюллов загорелся идеей изобразить то событие, когда побывал на раскопках в Помпеях. Действие происходит на Дороге гробниц, ведущей из Помпей в Геркуланум.
Карл работал над полотном шесть лет. Сначала заказчицей выступила графиня Разумовская, но в итоге контракт художник подписал с коллекционером Демидовым - потомком знаменитых горнозаводчиков. Готовое полотно Демидов подарил Николаю I. Брюллов же получил от Императора бриллиантовый перстень и орден Святой Анны 3-й степени.
В Русском музее я не была и картину до этого не видела. Да, каюсь, вот так получилось) И во многом я хотела посетить выставку, чтобы познакомиться со знаменитым полотном. Впечатление одно - мощно!
Но больше всего эмоций вызвали не действующие лица - упавшие с колесницы женщина с ребёнком, Плиний с матерью, сыновья, несущие отца, мать с двумя дочерьми, новобрачные или помпеянец, укрывающий семью плащом. Главный герой здесь - пламенеющий Везувий. Зарево вдали, но трагедия близка. Ещё я засмотрелась на падающие со здания статуи: мгновение - и они разобьются. Но мы этого не увидим.
Москва
"Русскому, после Рима, можно жить только в Москве..." В белокаменной Брюллов провел несколько месяцев, зато каких: и генерал-губернатор Голицын его принял, и Маковские радушно встретили, и с Пушкиным познакомился, и скульптору Витали позировал.
Художник и Кремль посмотрел: колокольня Ивана Великого, Царь-колокол, а Успенский Собор сравнил с церковью Святого Марка в Венеции. В общем, типичный турист в Москве)
Перед одной картиной "московского периода" я стояла долго - это "Гадающая Светлана". И ведь это не просто иллюстрация к балладе Жуковского - вы только посмотрите, как точно переданы эмоции девушки!
А когда я узнала, что полотно хранится в Государственном художественном музее любимого Нижнего Новгорода, то радости прибавилось)
Ещё обратила внимание на любопытную картину: она называется "Последний день разрушения города Помпеи". Создал её не Брюллов - "постер" издали в Москве до приезда шедевра в Россию, чтобы "разогреть подписчиков", то есть подготовить публику ко встрече с гениальным полотном.
Петербург
После Италии родной город принимал художника как героя: его чествовали в Рафаэлевском зале Академии художеств и назначили профессором 2-й степени, а также руководителем исторического класса.
Император Николай I удостоил Брюллова аудиенцией и посоветовал создать историческое российское полотно. Карл решил запечатлеть оборону Пскова. Начал с эскиза.
В 1843 году свет увидело огромное масштабное полотно "Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году". И вот здесь образы завораживают: монах на коне и с крестом, простой мужик, в гневе заносящий меч над врагом, воевода Шуйский под убитым конем, псковитянка, поддерживающая воина...Картину нужно увидеть!
В Петербурге Брюллов изображал много известных людей того времени: "Портрет Авроры Карловны Демидовой", "Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой". И, конечно, свою музу. Да, снова она) Даже на "Последнем дне Помпеи" Самойлову можно увидеть в нескольких образах. Ну а почему бы и нет? Творческие люди всегда посвящают любимым стихи/песни/картины. Чем Самойлова хуже? Она ему помогла. Да и просто красивая женщина. Ну посмотрите)
Роспись купола Исаакиевского собора
Отдельный зал посвящён работе в Исаакиевском Соборе. На входе в зал посетителей встречает автопортрет Карла. Тот самый. Знаменитый. Отдельно от эскизов. Только гипсовый бюст рядом. На противоположной стене транслируют фильм о росписи купола. Можно сесть и посмотреть.
А дальше один за другим идут эскизы.
Брюллов расписывал купол в тяжёлых условиях: слабое освещение, большая высота, строительная пыль (собор ещё не завершили в то время), сквозняки. Все это не могло не сказаться на здоровье живописца. Карл заболевает, семь месяцев проводит в постели и в итоге передаёт заказ художнику Басину, который по эскизам Брюллова закончил купол. Карл же отправляется в Италию лечиться, где и ушёл в мир иной...
Графические работы и акварель
Ещё один зал отдан под "малые формы" - акварель, сепия, графика. Здесь и эскизы "Помпей", и восточные мотивы, и Греция.
А моя душа ликовала, когда я любовалась итальянскими пейзажами - давно не была в Италии. Да, сцены идеализированы, но ведь Италия) Мамма мия)
Аристократы заказывали себе такие работы как итальянский сувенир. Эдакие "магниты на холодильник" того времени)
Карикатуры и неоконченные работы
Обязательно посетите ещё один зал: рядом с "Всадницей" нужно пройти по возвышению. Вы его не пропустите - надпись "продолжение осмотра" сориентирует. Здесь другой Брюллов: не портретист, а карикатурист. Да, неожиданно, хотя карикатуры он создавал ещё с детских лет.
Ещё в зале много неоконченных работ: Брюллов быстро загорался, а потом также быстро перегорал. Даже говорил: "Для меня скучен процесс писания красками".
Здесь же перед нами разворачивается любовная драма. В 1838 году Брюллов женился (единственный раз) на юной Эмилии Тим - дочери рижского бургомистра. И портрет любимой под стать.
Только вот рядом притаился эскиз, где у Эмилии закрашено лицо...
Брак продлился всего месяц. Причиной разрыва стала неверность жены, да ещё и с близким родственником. Но обвинили художника, к тому же оклеветали. Брюллов добивался развода два года. В нелёгкое время Карла поддержала все та же Самойлова, приехавшая из Италии.
Сувениры
О них не могла не сказать, потому что нашла любопытные вещицы. Да, много стандартного - магниты, тетради, открытки, блокноты, книги, постеры, чашки, термосы.
Но нашлось и интересное. Например, саше с запахом Рима, Москвы и Петербурга. Здорово придумали! Я уже загорелась купить, но запахи показались слишком резкими. Идея же отличная!
Или объёмные открытки - редко такие видела.
Представлено много оригинальных пазлов и головоломок.
Как вы думаете, что в этой коробке?
Коломенская пастила. Как она связана с художником и его творчеством непонятно, но устроители выставки видят так)
По соседству с пастилой виднеется мармелад. В общем, забавляются ребята)
Впечатления
Выставка мне понравилась. Очень! Это не восторг, а приятное и тонкое послевкусие. Хочется больше и больше узнавать о талантливом человеке.
Отдельные аплодисменты оформлению: чёрные стены, чёрные залы, и только полотна мастера подсвечены. Они яркие, и любой цвет стен был бы лишним.
Понравилась идея с детальным указанием мест, которые посещал художник. У меня даже зародилась идея пройти по Брюлловским местам в Москве. И в следующий приезд в Петербург такие отыскать) С Римом сложнее) Но посмотрю фото из поездок.
Много интерактива создано для детей: рядом с описанием картин указаны вопросы для юных посетителей и расставлены тумбы с интересной информацией.
В общем, очень советую посетить! Выставка продлится до 18 января 2026 года.
И рекомендую ещё одну выставку в Новой Третьяковке, только в Западном крыле. Она посвящена 80-летию Великой Победы. Здесь наворачиваются слезы...