Найти в Дзене
Олег Платонов

Александр Петров стал матерью дракона русского, но помогло ли это Горынычу? Стоит ли смотреть?

Кажется, что сказки – это главный жанр современного отечественного кинематографа. Если в 90-е и 2000-е годы режиссеров нельзя было заставить снять что-то для детей, то теперь складывается ощущение, что именно они главные посетители отечественных кинотеатров. «Горыныч» должен был выбиваться из этой череды волшебства, но что-то снова пошло по накатанной. Кому стоит смотреть российское фэнтези, в которое каким-то неведомым способом попал даже Виктор Цой? Похоже, нашу страну решили утопить в сказках. Особенно на праздники. Когда в реальном мире постоянно повышаются цены, геополитическая обстановка оставляет желать лучшего, вновь забряцело ядерное оружие, проще создать иллюзию, что хотя бы в сказочном мире все в порядке. Нас впереди на Новый год еще ждут своего коронного часа экранизация «Простоквашино», новая версия «Буратино» и вторая часть про «Чебурашку». Ноябрьские праздники тоже не остались без волшебства. Идеи настолько иссякли, что теперь экранизируют даже пластинки. Но какие. В кин
Оглавление

Кажется, что сказки – это главный жанр современного отечественного кинематографа. Если в 90-е и 2000-е годы режиссеров нельзя было заставить снять что-то для детей, то теперь складывается ощущение, что именно они главные посетители отечественных кинотеатров. «Горыныч» должен был выбиваться из этой череды волшебства, но что-то снова пошло по накатанной. Кому стоит смотреть российское фэнтези, в которое каким-то неведомым способом попал даже Виктор Цой?

Кадр из фильма Горыныч
Кадр из фильма Горыныч

СКАЗКА БЕЗ ОТВРАЩЕНИЯ

Похоже, нашу страну решили утопить в сказках. Особенно на праздники. Когда в реальном мире постоянно повышаются цены, геополитическая обстановка оставляет желать лучшего, вновь забряцело ядерное оружие, проще создать иллюзию, что хотя бы в сказочном мире все в порядке. Нас впереди на Новый год еще ждут своего коронного часа экранизация «Простоквашино», новая версия «Буратино» и вторая часть про «Чебурашку».

Ноябрьские праздники тоже не остались без волшебства. Идеи настолько иссякли, что теперь экранизируют даже пластинки. Но какие. В кино вышла «Алиса в стране чудес» на стихи Владимира Высоцкого. Я бы посмотрел эту картину прежде всего из-за уважения к первоисточнику. Но у пиратов на меня были другие планы. И слава богу. Для того, чтобы посмотреть «Горыныча» вовсе не обязательно идти в кинотеатр.

Кадр из фильма Горыныч
Кадр из фильма Горыныч

Давайте отметим сразу. Смотрел я этот фильм без отвращения, а это уже очень хороший результат для современных российских сказок. Наверное, многое еще зависит от настроения, и внутри меня действительно был запрос на хорошее доброе кино. И я это кино получил. Не без огрехов, конечно, но в целом не пожалел потраченных полутора часов своей жизни. И даже радуясь некоторым режиссерским удачным ходам.

Я бы наверное, охарактеризовал это кино на утро 1 января. Когда все хорошо, еды дома много, думать ни о чем не надо и можно просто посмотреть на что-то, не сильно напрягая мозг. Всей семьей и без пошлостей.

Но поругать «Горыныча» уж, конечно, есть за что.

ДОСТАВЩИК ЕДЫ – ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Сюжет этот уже как только не эксплуатировался. Современный парень попадает в старинную общину на пару веков назад, шутит про интернет и оплату картой, а потом влюбляется в местную наивную красавицу. В принципе, проще было бы назвать эту картину «Александр Петров и княжна». «Горыныч» – это слишком не оправдано для данного кино. Насколько мы помним по сказкам, у змея должно быть как минимум три головы. Тут же денег хватило, чтобы нарисовать одну. Да и к ней обращались крайне редко. Зачем стараться придумывать что-то новое, искать свой собственный уникальный подход к сценарию, если трафарет работает?

А так бы можно было бы такое фэнтези снять на русский мотив.

Но обо всем по порядку.

- 5 этажей вверх, 5 этажей вниз. Мы находимся в цитадели российской науки, где наши учёные находятся на грани...

Именно с этих правдивых слов ведет свой репортаж на первых минутах фильма корреспондентка телеканала. Оказывается, ученые находились на грани открытия древней формы существования животных на земле. Но на дне Балтийского моря. И чтобы проверить гипотезу, нужно спустить глубоководный аппарат. А кого можно позвать на эту миссию? Конечно, Леху Алехина, а точнее Александра Петрова, который в прошлой своей жизни так отважно сражался с Кракеным.

Да вот незадача. Леха перед погружением всю ночь протусил в клубе. И непонятно, под какими веществами он находился, поскольку на протяжении всего вечера думал, что на многочисленных часах, которые расставлены по заведению было 3:30 ночи. А в итоге – это название клуба, а на дворе 7 утра, и Алехин кажется опаздывает на свою миссию. И парень не находит ничего лучшего, как угнать велосипед и форму доставщика еды, чтобы быстрее добраться до своей морской базы.

Похоже, конечно, на сюр, но слава богу, именно в этом месте обошлось без продукт плейсмента. К этой сцене не стали привлекать никого из компаний – агрегаторов, а то смотрелось совсем уж кринжово. И вот почему.

Кадр из фильма Горыныч
Кадр из фильма Горыныч

Российское кино начинает активно мимикрировать в сторону Болливудского. Это когда герои место, ни к месту начинают неожиданно петь и танцевать. Причем, вне зависимости от сюжета. Не знаешь, как убить время на экране, врубай постановочные песни и пляски. Вот и здесь огромная армия доставщиков погналась за петровым на велосипедах именно в этом жанре. Хотя в афише нигде про мюзикл сказано не было. Хотя бы несколько людей не славянской внешности засунули в эту армию, а то совсем уж выглядит не правдоподобно.

ДРАКОНА ОТ ЗАТОЧЕНИЯ НЕ СПАСЛО ДАЖЕ ТО, ЧТО ОН РУССКИЙ ПОНИМАЕТ

В общем, успевает Леха на свое погружение. В батискафе вырубается, но просыпается от того, что в иллюминатор ему смотрится какое-то чудовище. Тут опять начинаешь переживать то ли за образование морячка, то ли за его адекватное восприятие действительности, поскольку парень принимает морского обитателя за… крокодила. Ага. На глубоководье то?

Оказывается, это архипопулос кальмарововидный попался на пути. Борьба батискафа с кальмаром была эпичной, но не долгой. Это же жанр приключений, а не блокбастер. Денег на дорогую компьютерную графику много не выделили. В общем, затянуло чудище корабль отечественный на дно морское, после чего всплыл батискаф уже на озере, а не на море. И рядом с ним – яйцо невиданное. Как это произошло – тут два варианта: либо загадка дыры, либо магия монтажа. Зрителям это чудо никто не объяснил.

Кадр из фильма Горыныч
Кадр из фильма Горыныч

Выбрался Леха из своего железного бункера, сплавал на берег вместе с яйцом, а батискаф возьми – и утони…

И тут на берегу еще эти люди ряженные в старинных костюмах. Да с угрозами Ну наш Леха то видный киноман, знает, что происходит в мире отечественного кинематографа. Так и спрашивает:

- А вы чего тут, третьего «Холопа» снимаете»?

То есть, двух он уже точно посмотрел…

Тут то и несдобровать нашему доброму молодцу, если бы не чудо. Оказывается, современные драконьи яйца не надо высиживать. Достаточно встать на него сапогом бусурманским, оно и расколется. В общем, вылупился наш птенчик и испугал злодеев.

И тут бы начаться неизведанной сказке про выпускника Нахимовского училища и дракона, но наш Леха – он не такой. Драконов то он, по всей видимости, часто видел в своей голове, этим его не удивишь. Упаковал детёныша в короб для перевозки еды и пошел путешествовать. Естественно, через березовый лес, какой же еще может быть в России. Иногда мне кажется, что стереотипную клюву наши режиссеры сами с удовольствием развешивают…

Кадр из фильма Горыныч
Кадр из фильма Горыныч

Дракона от заточения не спасло даже то, что он понимает русский язык…

ПРОЕЗДОМ ИЗ СТАМБУЛА СЛОМАЛ ДВА СТУЛА

Ну и дальше начинается стандартная сказка про молодого и красивого, про дочь царя, ой, князя. Тут княжья форма управления государством. Ну в общем, все стандартное. И прям жалко становится, что пока там наши голубки воркуют, история с Горынычем остается не раскрыта. Он томится один дома. Мало его в кадре. Причем, очень.

Еще у меня складывалось впечатление, что кино снимали в дорогом, очень хорошем, но глемпинге. Вроде Трын-Травы. Но этот то не дорогой в плане цены. А виной тому деревянная дорожка по середине всего поселка. Единственная. Чего-то она мне в глаза постоянно бросалась.

Ну и сказка то хорошая. Сергей Маковецкий в его вечно царском образе, злодеи хорошо прописаны, складывался вайб этих добрых старых сказок еще со времен Советского Союза. Хоть иногда это больше походило на экранизацию спектакля областного ТЮЗа, чем на современное кино, но тем не менее.

Хорошо, что создатели не пошли по пути перепевок известных хитов, а создали свои, новые. Звезд с неба не хватали, но пару строчек после кино в голове затаилось. «Жизнь средневековая очень бестолковая», или «Бамбула – Бамбула сломал два стула, Бамбула – Бамбула проездом из Стамбула».

Кадр из фильма Горыныч
Кадр из фильма Горыныч

Была даже одна действительно хорошая шутка.

- Если там, в твоем мире тебя кто-то ждёт, - вопрошает дочь князя Александра петрова. .

- Ипотека меня ждет...

- Девушка твоя?

Создатели картины умудрились вплести в сказку и Виктора Цоя. Каким образом? Не хочется спойлерить, сами все увидите.

Очень странная попытка была обыграть историю с трубой, которая для российской армии сегодня имеет чуть ли не сакральное значение.

По 10 бальной шкале все-таки поставлю 7, несмотря на все недочеты. Смотреть «Горыныча» можно, но только с детьми.

Читайте также

Лайкайте, подписывайтесь и поддерживайте автора

А как вам современные российские сказки? Что больше всего понравилось в последнее время?