- Получает зритель хорошие эмоции от отечественной картины, вышедшей на экраны на майские праздники? Несомненно, да. «Кракен» действительно вышел необычным в фестивале российских перепевок старых добрых сюжетов. Есть ли за что к нему придраться? Конечно, к любой картине можно найти претензии. Но почему на него все же нужно идти и именно в кино?
- Без врагов не обошлось
- Так любовь не показывают
Получает зритель хорошие эмоции от отечественной картины, вышедшей на экраны на майские праздники? Несомненно, да. «Кракен» действительно вышел необычным в фестивале российских перепевок старых добрых сюжетов. Есть ли за что к нему придраться? Конечно, к любой картине можно найти претензии. Но почему на него все же нужно идти и именно в кино?
Без врагов не обошлось
Это, наверное, первый серьезный блокбастер, который вышел в отечественном кинематографе после начала специальной военной операции. И в нем ни слова нет о войне и вообще, о реальности. И даже больше. Это фантастика с элементами ужасов, или наоборот.
Хотя, несомненно, внешний враг и тут найдется. Его в слух не называют, но он точно имеется. Создатели картины умудрились по возможности максимально обойтись без какой либо пропаганды, и это у них практически получилось.
Сюжет о морских чудовищах, против которых сражаются отважные герои, не нов, но режиссёр Николай Лебедев («Легенда №17», «Экипаж», «Нюрнберг») и сценарист Алексей Сидоров («Бригада», «Бой с тенью», «Т-34») создали картину, которая держит в напряжении и не даёт заскучать.
Главный герой — Виктор Воронин в исполнении Александра Петрова. Он командир подводной лодки «Заполярье» и вместе с экипажем отправляется на поиски атомного подводного крейсера «Атаман Ермак». Во главе «Атамана Ермака» — брат Виктора, капитан Александр Воронин (в роли Виктор Добронравов).
На борту «Атамана Ермака», пропавшего в водах Гренландского моря, находится новое сверхсекретное оружие. И ни в коем случае нельзя, чтобы оно каким-то образом досталось врагу. Русские же не могут без врагов, обязательно на горизонте должна быть мнимая, а может быть и нет, опасность. Тем более, причина пропажи подлодки неизвестна.
Команде героя Петрова предстоит спасти пропавший экипаж, избежать встречи с непонятным по началу морским явлением и решить внутренние конфликты. И всё это в на фоне морских глубин, которые показаны великолепно.
Так любовь не показывают
В фильме переплетаются несколько сюжетных линий: отношения двух братьев, борьба за «штурвал» с контр-адмиралом Алексеем Ольшанским (Алексей Гуськов), любовная история шведки Джули с русскими корнями (Диана Пожарская), которая влюбляется в командира Виктора Воронина.
Но тут даже нет поцелуя. А за считанные минуты, которые видятся герои на экране, поверить в любовь с первого взгляда не получаются. Слишком безликие персонажи друг для друга, и нет химии между ними. Вот у Юлии Снегирь и Евгения Циганова в «Мастере и Маргарите» химия ощущается. А тут оба персонажа как будто разыгрывают почти без эмоциональных роботов. Эта линия проработана слабо, и в принципе, не было бы ее, картина ничего не потеряла бы. А так выглядит просто виньеткой.
Надо отдать должное, что фильм держит в напряжении и вызывает сильные эмоции, позволяя зрителям почувствовать себя частью происходящего на экране. Напряжённая атмосфера в замкнутом пространстве, да еще и в морских глубинах способствует полному погружению в сюжет.
Дно поднимается?
Именно так определили опасность для своей субмарины герои на глубоководье. Поэтому поговорим о минусах. Недостаточное присутствие монстра - зрители видят Кракена крайне редко, только пару раз мелькают его щупальца и глаз. При этом сам подводный монстр выглядит не слишком реалистично. По всей видимости, денег на хорошую компьютерную графику не хватило. С другой стороны, это сыграло и плюсом для фильма.
Так как монстр полностью не появляется на экране, остается эффект таинственности, что добавляет напряжение. Ну и еще складывается ощущение, что монстр существует как бы в параллельной реальности, отдельно от моряков.
На удивление, в фильме нет ни одной шутки, все «на серьезных щах», хотя юмор, несомненно, мог бы разрядить обстановку.
Неправдоподобность некоторых сюжетных линий. Как вы думаете, как долго можно выжить в условиях крайнего севера в Северном ледовитом океане во время сильного бурана, не имея возможности куда-то от него спрятаться? У героев картины удается выжить чуть менее суток…
Я, конечно, не уверен, есть ли на подводной лодке стеклянная посуда и почему тарелки на кузне никак не прикреплены? Ходил как-то в Турции на посудине с баром, так там все было предусмотрено, чтобы ни один стаканчик, ни одна бутылочка не сорвалась при качке. А тут…
Морячек и «Орешник»
Поражает величие неведомого российского оружия, которое из глубин океана пробивает своей огненной стрелой до такой степени, что добивает до космоса. Зрителю ничего про секретное оружие не рассказывают, и правильно. Оно же секретное. По всей видимости, не хуже «Орешника».
Хоть фильмы потом отдельно снимай про эту секретную разработку и потом на высокопоставленных совещаниях показывай или на прямых линиях с народом, угрожая кулаком мифологическому врагу… То есть, матерью Кузьмы
Вы думаете, «Заполярье» пошел людей на «Ермаке» спасать? Там четко была команда от начальства, чтобы оружие ни в коем случае не попало к врагам. Про экипаж там и слова не сказано.
Мне не хватило хорошего доброго саунтрека к картине. Чтобы была песня, которая потом цепляет и возвращает к фильму. Мне кажется, и старый «Моряк» «Агаты Кристи» мог бы подойти. Хотя нет, в сегодняшнюю идеологию текст уже явно не вписывается.
Ну и напоследок. Построение сюжета настолько было предсказуемо и старомодно, что мне все казалось, что из-за какого-нибудь отсека вылезет Брюс Уиллис и начнет спасать мир. Ну то есть, где-то я уже видел. Но кто сказал, что копия не может быть хорошей?
Главное – не догонять Запад
Сам Александр Петров считает, что не нужно российскому кино соревноваться с западным. Я с ним абсолютно согласен. Наше кино, как бы ого не было сделано, сегодня не в конкуренции с мировым. Потому что отечественный прокат зачищен от капиталистических излишков, к 9 мая сплошные фильмы про войну, от которой, возможно, зритель немного устал. И хочется немного развлечений. Поэтому русский «Кракен» в этом отношении точно не в конкуренции.
Тем более, что слово в мировом кинематографе, да и само чудовище точно не новое. У меня лично четко ассоциировалось с «Пиратами Карибского моря», а музыка композитора Артема Васильева в напряженные моменты очень уж напоминала мелодии Ханса Циммера. Но это уж так, придирки. Главное, как говорит звезда отечественного экрана, с мировыми блокбастерами не соревноваться, а брать только лучшее.
Петров считает, что российская киноиндустрия на хорошем уровне и идет вперед семимильными шагами — и технически, и инновационно, и смыслово. Хорошо, что в «Кракене», по сути, никаких глубоких и идеологических смыслов заложено не было. Поэтому он и смотрится хорошо. Только вот опять Захар Прилепин будет жаловаться то на актеров, которые не хотят сниматься в патриотическом кино, то на режиссеров, которые не хотят снимать такие фильмы.
Я поставил «Кракену» 8, но только потому, что смотрел его в кинотеатре. Все-таки отечественные эффекты лучше рассматривать на большом экране. Дома перед телевизором или монитором, эта картина тянет на твердую семерку.
Читайте также
Лайкайте, подписывайтесь и поддержите автора!
А вам понравилось кино, или даже не пойдете?