Найти в Дзене
Олег Платонов

Почему российские власти боятся Хеллоуина и почему мы не умеем снимать фильмы ужасов

Приехал Альфред Хичкок на «Мосфильм». - Никогда не видел ничего ужаснее, - признался маэстро хорроров. Как запрет Хеллоуина напрямую сказывается на качестве российских фильмов ужасов, почему в нашей стране до сих пор не сняли ни одного достойного представителя этого жанра и чем плохи только хорошие сказки. Все прогрессивное человечество в эти выходные нещадно отмечает Хэллоуин. При этом, приходят новости из российских вузов о том, что будут бороться с этим праздником, насколько возможно и даже в МГУ на журфаке заслали предупреждение, что если администрация увидит элементы Хеллоуина на каком то из студентов, то будут санкции и предупреждения. Если так дело пойдет дальше, то и валентинками с влюбленностями в следующем году запретят обмениваться. Хэллоуин видится нынешним российским властям как элемент тлетворного влияния Запада. Этот советский пропагандистский штамп уже можно без каких-то кавычек применять по отношению к мышлению правителей. Всё, что идёт с Запада, всё плохое, поскольку
Оглавление

Приехал Альфред Хичкок на «Мосфильм».

- Никогда не видел ничего ужаснее, - признался маэстро хорроров.

Как запрет Хеллоуина напрямую сказывается на качестве российских фильмов ужасов, почему в нашей стране до сих пор не сняли ни одного достойного представителя этого жанра и чем плохи только хорошие сказки.

ВЛАСТИ РОССИИ НИКОГДА НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ О СМЫСЛЕ ХЕЛЛОУИНА

Все прогрессивное человечество в эти выходные нещадно отмечает Хэллоуин. При этом, приходят новости из российских вузов о том, что будут бороться с этим праздником, насколько возможно и даже в МГУ на журфаке заслали предупреждение, что если администрация увидит элементы Хеллоуина на каком то из студентов, то будут санкции и предупреждения. Если так дело пойдет дальше, то и валентинками с влюбленностями в следующем году запретят обмениваться.

Хэллоуин видится нынешним российским властям как элемент тлетворного влияния Запада. Этот советский пропагандистский штамп уже можно без каких-то кавычек применять по отношению к мышлению правителей. Всё, что идёт с Запада, всё плохое, поскольку это самое популярное.

-2

Но Хэллоуин на западе, по-настоящему и не был, он больше в Америке любимый детский праздник. Мне кажется, в России никто толком до конца не понял, что это вообще в принципе детский праздник.
Страшилки, пугалки делаются для детей, начиная с самых маленьких малышей, которые обожают этих привидений, чертей и ведьм и заканчивая теми взрослыми, которые играют в детей и в этот праздник. На самом деле, когда ты взрослеешь, вот уже в студенческом возрасте этот праздник не сильно кого то возбуждает и радует. Просто есть атрибуты чего-то яркого в довольно унылой осени.

-3

Понятно, что в нашей стране объявлены гонения против несуществующих движений, так и против Хеллоуина Ну и никто, разумеется, не пытается вдуматься в то, что этот праздник вообще значит. И в принципе глупо российским законодателям и разнообразным держимордам объяснять, какова семантика этого явления.

У Гоголя него есть «Майская ночь или Утопленница», или идея «Ночи перед Рождеством». Почему там столько нечисти? Потому что она вылезает перед Рождеством, перед самым святым праздником. В Хеллоуин эта нечисть вылезает перед днём всех святых.

Вся нечисть как раз накануне и лезет, чтобы быть поруганной, повергнутой и преодолена верой в Господа нашего Бога Иисуса.
А если не влезать в основы христианства, это просто детский карнавал.

-4

В самые мрачные времена средневековья карнавал процветал. Когда вокруг творится всякая жесть, люди хотя бы на день разрешают себе быть ряженными и вообще позволяют то, что обычно запрещено. Поэтому смысл Хеллоуина в репрессивном государстве - он особенно глубокий, оно не может этому празднику радоваться. Даже сиюминутные на один вечер свободы от каких то навязанных государством правил, запрещены. Тут же и РПЦ, ближайший помощник Кремля, им тоже неприятно, что появляются какие-то не одобряемые православной церковью праздники.

ПРИ СТАЛИНЕ, В САМОЕ УЖАСН6ОЕ ВРЕМЯ, СТРАШНЫХ ФИЛЬМОВ НЕ СНИМАЛИ

У нас в России очень плохо с хоррором, как с жанром.
Потому что жизнь очень ужасна, хоррор процветает, в основном, в очень благополучных обществах и государствах. То есть, понятное дело, что хоррор выражает какие то внутренние страхи, которые есть у социума, которые есть у людей, но для того, чтобы они были выражены, это общество должно быть довольно демократическим и свободным. Иначе эти страхи запихиваются внутрь.

Кадр из фильма "Веселые ребята"
Кадр из фильма "Веселые ребята"

При Сталине в самые ужасные годы страшных фильмов или неприятных не снимали. Даже триллеров не было, снимали мюзиклы, какие то радостные мелодрамы, всё должно было быть позитивно.
И сегодня в наших современных сказках то же самое - ничего страшного в России не снимается. А если и снимается, разве, что какой-нибудь артхаус.

Хотя, в русской литературе и культуре хоррор широко представлен. Тот же самый Гоголь с хоррором связан теснейшим образом. И это не только «Вечера на хуторе близ Диканьки», где две трети текста – это и есть настоящие ужасы.

Что «Петербургские повести», что «Шинель» с выходом призраков в финале, что «Нос» - это всё формы страшных историй.

Кощей Бессмертный в фильме Александра Роу
Кощей Бессмертный в фильме Александра Роу

А собиратель народных сказок – Александр Афанасьев - этот человек для русской культуры совершенно то же самое, что братья Гримм для немецкой. Только в Германии братьев Гримм обожествляют и через запятую ставят рядом с Гёте, Шиллером и ну самыми великими писателями, а у нас в ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем никогда Афанасьева не поставят.

Но у него есть рассказы о ведьмах, о мертвецах, в его сводах даже обычные сказки очень страшные. Все эта идея, человека рубят на куски, потом надо его мёртвой водой впрыскивать, чтобы куски срослись, а потом живой… Любой Франкенштейн здесь сознание потеряет от ужаса, если это визуализировать.

Но современной России такие сказки просто не нужны.

-7

Хотя в советское время режиссеры какие-то табуированные вещи позволяли выплеснуть на экран в сказочной форме.

Даже если вспоминать те же самые сказки Александра Роу, то при существующих на то время технических средствах некоторые моменты действительность вызывали страх, особенно у детей.

ИНВЕСТОРЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ БОЛЕЕ КОМЕРЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫЕ ПРОЕКТЫ


Современному российскому кинематографу не хватает самокритичности и готовности к обучению. Это может затруднять развитие новых жанров и направлений, включая ужасы, где требуется экспериментирование и поиск оригинальных подходов.
В советское время хорроры как отдельный жанр практически не развивались, и это затрудняет формирование отечественной школы ужасов. Попытки копировать голливудские фильмы часто приводят к потере оригинальности и снижению качества.
Государство редко поддерживает хорроры, а инвесторы предпочитают более коммерчески безопасные проекты.

Гремлены
Гремлены

Качественные ужасы требуют тонкого понимания психологии страха и умения создавать атмосферу, что не всегда удаётся российским режиссёрам. Точнее, часто они и не стараются, собрав в одну картину все имеющиеся стереотипы и сливая все это в один котел. Отсюда такой результат.
Плюс ко всему, западные хорроры имеют узнаваемые элементы и приёмы, которые формируют ожидания зрителей. В России пока не сформировался своеобразный «русский поджанр» хоррора, который бы учитывал национальные особенности, фольклор и социальные реалии.
Ну вот задайте себе вопрос, какие качественные ужасы выходили в России в последнее время?
Мне в голову пришла "Юленька" аж еще 2009 года и сериал "Топи", который напрямую к ужасам всё-таки не относится.. А вам? Напишите в комментариях.

Читайте также

Фильмы и сериалы | Олег Платонов | Дзен

Лайкайте, подписывайтесь и поддержите автора.
Как вы считаете, России нужно развивать ужасы именно как кино направление? Или вокруг и так все без этого ужасно?