Глава ✓263
Начало
Продолжение
Нынче Мэри Беннет уже не задирала свой милый, слегка курносый носик - Мэри Ларина встала с ней на одну дворянскую ступеньку.
Ну, да им обоим то на пользу пошло.
Как же хорошо, когда в дальнем далеке найдется человек, с которым можно вспомнить прошлое. Оживают в разговорах ушедшие в мир иной, вновь рядом звучат их голоса и кажется, сто́ит оглянуться - и вот они, рядышком, тихо улыбаясь, беседуют о чём-то загадочном и недостижимом миссис Беннет с миссис Шиллингворт. Резвятся у их ног малыши: сестрицы и братики Мэри Лариной и племянник Мэри Беннэт, так и не увидевший свет сынишка несчастной Лидии.
Новости из Англии не радуют: пришла весна, а с ней дожди проливные и заморозки - совсем, как в России. Мэри Ричардовна даже не побрезговала минувшим летом к свекрови за помощью обратиться - помогли пр урожаю с семенами местной, северной, устойчивой к заморозкам озимой ржи, что прорастает под снегом и зреет под бледным северным солнцем (до 360 дней вегетационный период, включая долгий сон под зимними снегами!) и устойчивых сортов пшеницы, которым от прорастания до полного созревания надо всего 3-4 месяца.
Еще в октябре минувшем отправила с "Аллюром" ценный груз, да братец упёрся рогом - и ни в какую такое сеять не стану: вымокнет, вымерзнет, сгниёт!
Да и Бог с ним!
У Мэри и других забот достаточно: расширяется её талия и ширится список торговых агентов. Вот уже и в загадочном Нижнем предложили ей открыть магазин с тканями и станками английскими. Всяко удобнее, чем за тридевять земель ехать купчине. Так отчего бы и не попробовать?! Вовремя данный совет - на вес золота! Макарьева ярмарка погорела с огненным смечем, много в ней товару сгинуло, зато в Нижнем теперь отбоя от покупателей не будет.
И всё же нет-нет да замрёт сердечко от тоски по зелёным полям родной Англии, где арендаторы миссис Лариной приняли дар семенной с поклоном и благодарностями, посеяли по осени, как расписала, озимыми, и теперь не нарадуются. Только отогрелась земля, а зелёные всходы ржи уже показали из земли зелёные клювики ростков.
На кресте поклялся мистер Роджерс, что ни зёрнышка не продаст на сторону на прокорм - на новые поля оставит, и прочих арендаторов мистеров Дарси и Бингли не обидит.
Ну да в центральных и северных графствах Королевства прошлым летом не так сурово было, и на этот год у фермеров неплохие планы, а как Господь распорядится - неведомо, но картошку всё же посадят, репы побольше, брюквы, капусту разных сортов с горохом, морковь со свеклой всегда выручат.
А вот на юге Острова два года неурожая уже привели к тому, что народишко или гибнет от голода или снимается с места, побросав пожитки, и уезжают. Кто в Лондон, надеясь прожить голодноеи холодное время в большом городе, кто в Новый Свет: в Америку и в Канаду.
Уехали и чета Уикхэмов. Деток им Небо так больше и не послало, но менее несчастными супруги от этого не стали: он всё так же нечист на руку, она всё так же порхает по жизни. В Чарльстоне супругов Уикхэм приняли приветливо, он навострился скупать хлопок и пересылать его в Петербург и Архангельск.
К удивлению всех Дарси и Бингли, дела Уикхэма пошли в гору. Хлопок в России и вправду на расхват, как сообщала им Мэри Ларина неоднократно, а своя Мэри только подтвердила.
Но вот нагрянул тёплый май и мисс Беннет покинула Санкт - Петербург, отправляясь со своей оживившейся хозяйкой в тульское имение её батюшки. Ясная Поляна, как и в 17 веке, всё так же хранит старинный уклад деревенской жизни. Здесь по-прежнему цветут необъятные яблоневые сады, на лесных полянках пчелы собирают с цветов сладкий нектар, на обширных сочных лугах, как и полтора века назад, пасутся кони. В чащобе обирают малину медведи, волки рыщут и заметают хвостом путь рыжие лисицы, токуют глухари на токовище, гуси с лебедями отражаются в зеркале озёр. Зреют хлеба и травы, совсем скоро зазвенят косы, срезая клевер и медуницу. В летние ночи горят костры юных пастушков "в ночном", звенят комары, плещут хвостами в прудах караси.
Вечерний туман опускается на тропинки и просеки, делая жизнь обитателей усадьбы таинственной и загадочной. А обильная утренняя роса напоминает всем её обитателям о пробуждении к новому дню, мычат на заре пока недоенные коровы, заливисто гогочет гигантское гусиное стадо, шумно хлопая крыльями на тропинке к пруду и шипит на нерасторопных прохожих.
Сельская благодать.
И странная метаморфоза происходит с милой княжной Марьей: под суровым взглядом папеньки она вновь теряется, робеет, сникает, гаснет.
Убираются под тяжёлые крышки сундуков нежные ткани новомодных нарядов, причудливые выдумки сменяются скромной аскезой тёмных платьев едва ли не монашеского кроя. Гаснет лукавое пламя в глазах, тонкая первая морщинка вновь ложится на чело.
Всё , чего смогла добиться от своей леди мисс Мэри в столице, смылось, как некрепкая краска на дрянно́м ситце под строгим взглядом и суровыми выговорами старого царедворца.
"Эх, матушка, коли называть человека собачкою беспрестанно, так он токмо брехать и будет, разговору не научась.
Нету в нашем господине ласки и нежности, не умеет он видеть не телесную красоту - откуда барышне нашей научиться любить себя, коли её даже батюшка её не любит? Он все покойницу жену вспоминает - та была раскрасавица, и на язык бойкая, а уж как плясать пойдёт по-ихнему, так будто лебёдушка плывёт. Наша-то Марья Николаевна больше в папенькину породу удалась, неказиста.
Да только любят не за красоту, с лица-то нечто воды пить? Нееет, за характер любят, за дела его, за свет, что от человека проистекает.
То-то!" - И старая нянька княжны, жужжа веретеном у отворённого оконца в просторной девичьей, заводит долгую песню об иве, полощущей свои ветви в омуте, где сгинула барыня-красавица, не пожелавшая идти под венец с нелюбимым.
Продолжение следует ...
Карта Сбера 2202 2069 0751 7861 для желающих поправить материальное положение автора.
Для тех, кто верит рассказам, как платит Дзен авторам, посмею привести фото от 3 ноября этого года (я пишу немного прозапас)
Итак, за октябрь я получила от Дзена .. .(барабанная дробь!) аж 796 рублей, непосредственно 3 ноября мне начислили примерно 18 рубликов. Это при том, что постоянных читателей у меня около 400 человек.
Низкий поклон тем, кто посылает денежку на карту! Не кормите Дзен!