Обычно я выбираю балет.
Красиво, понятно, предсказуемо.
Но must-see листы созданы для того, чтобы однажды оказаться в Венской опере на FIN DE PARTIE и внезапно задуматься о конце игры.
Я всегда думала, что Венская государственная опера — это что-то из разряда «слишком красиво, чтобы быть по-настоящему доступным». Ну знаешь, когда место существует скорее как мечта, чем как пункт в маршруте.
Но жизнь любит сюжеты с поворотами.
Поездка в Европу в 2025 — ещё тот квест. В августе случайно увидели билеты на конец сентября — и решили не медлить. Тогда же родилась мысль: а давай в Венскую Оперу? Хотя обычно я выбираю балет, а не оперу — но must-see list иногда обязывает выходить из зоны комфорта.
И, как водится, в тот единственный свободный вечер в Вене в афише — современная постановка FIN DE PARTIE.
💸 Билет на «галёрку»
Мне обошёлся в 52€.
В Петербурге галёрка на «Даму с камелиями» на условное "завтра" в Михайловский театр стоит 3 000 ₽ — вроде бы недорого, пока не поймёшь, что это 3% средней зарплаты, тогда как венская галёрка на Куртага за 52 € — всего 2% дохода венца, хоть номинально и дороже.
В Вене искусство встроено в повседневность, билеты разбирают за два месяца вперёд и "на завтра" в оперу попасть шансы крайне низкие, в Петербурге же культура чаще тянет на «особый случай». И вот в этом тихом дисбалансе — между привычкой и возможностью — внезапно становится ясно: где искусство действительно доступно, а где оно лишь кажется таким..
👗 Дресс-код?
За день пришло письмо с просьбой не надевать шлёпки и шорты — иначе могут не пустить.
На деле в зале были:
- пары в вечерних платьях и костюмах,
- люди «с работы»,
- туристы в casual.
Я сама шла из Альбертино пешком, переодеться не успела.
И это было нормально.
Главное — не опаздывать: вход открыт с 18:00, спектакль — в 19:00.
Wiener Staatsoper — Венская опера: немного контекста
Построена в 1861–1869 годах в стиле неоренессанс.
Архитекторы:
August Sicard von Sicardsburg — архитектурная часть
Eduard van der Nüll — художественное оформление
История тут драматичная: когда здание почти было готово, критики заявили, что опера выглядит «слишком маленькой» на фоне новой Рингштрассе. Ван дер Нюлль не выдержал давления и покончил с собой. Сикардсбург умер вскоре после.
Они так и не увидели, что опера станет одним из символов Вены и архитектурной жемчужиной.
Внутри Опера — это смесь ренессансного дворца и театра XIX века. Атмосфера — богато, но не вычурно.
1. Фойе (Vestibül)
Сразу при входе — высокие своды, колонны, светлый камень.
На потолке — аллегорические фигуры: Музыка, Поэзия, Танец.
2. Лестница (Feststiege)
Одна из самых красивых лестниц Европы.
Бархатные ковры, мрамор, золотистые перила.
Это место для «входа, как в фильме».
3. Зрительный зал
- Красно-золотой,
- подкова классической формы,
- хрустальная люстра весом более тонны.
Выглядит нарядно, но компактно — на 2300 мест.
4. Императорская ложа
Сразу напротив сцены.
Там всегда сидели «главные лица», вход туда отдельный.
5. Коридоры, где гуляют в антракте
С большими зеркалами, бархатными диванами и бокалами шампанского — настоящая атмосфера «светского вечера».
В целом меня спасло то, что я пришла на час раньше и успела подробно прочесть содержание произведения. Уверена, что не все зрители успели так тщательно подготовиться, ибо часть из них просто вышла посередине постановки. Fin de partie - одноактное произведение. Собственно было бы двухактное - ушло бы больше, а я бы успела в буфет.
FIN DE PARTIE — опера венгерского композитора Дьёрдя Куртага (György Kurtág), премьера которой состоялась в 2018 году в миланском театре La Scala.
Она написана на либретто самого Куртага по пьесе Сэмюэля Беккета «Fin de partie» («Конец игры», 1957)— одной из ключевых пьес театра абсурда.
Либретто на французском, но у каждого кресла — планшет с субтитрами. У меня были английские, соседи выбирали немецкие.
В зале свет гаснет, и сцена почти пустая: несколько предметов, много тени. Музыка Куртага начинается неожиданно — то вспышки звука, то паузы, голос словно часть оркестра, не только носитель слов. Сюжет разворачивается медленно.
📖 Сюжет:
Действие происходит в замкнутом, почти апокалиптическом пространстве. Четыре персонажа:
- Хэмм — слепой и прикованный к креслу хозяин,
- Клов — его слуга, который не может сесть,
- Нелль и Нэгг — родители Хэмма, живущие в мусорных баках.
Герои обитают в мире после катастрофы, где за пределами их убежища, возможно, нет больше жизни. Персонажи ведут бесконечные диалоги о времени, смерти, зависимости друг от друга, о невозможности разорвать связи, даже когда они мучительны.
Ты иногда ловишь себя на том, что смотришь не столько на сцену, сколько слушаешь, как композитор “рисует” пространство звуком. В зале тишина, никто не кашляет — это как медитация, но тяжёлая, с оттенком безысходности.
🎶 Музыка Куртага:
- предельно сжатая, фрагментарная, как сама пьеса Беккета;
- камерная по духу, несмотря на использование большого оркестра;
- изобилует паузами, тишиной, резкими вспышками звука, хрупкими интонациями;
- почти каждая реплика превращена в музыкальный жест;
- не помню, чтобы на уроках музыкальной литературы нам рассказывали о Куртаге, но уверена, что моя учительница по специальности Елена Дмитриевна бы высоко оценила эту постановку.
В итоге Fin de partie — это опера-размышление о конце: конце игры, конце отношений, конце жизни. Куртаг, которому было уже за 90 лет на момент премьеры, воспринимал это произведение как своё собственное творческое завещание.
Я вышла из оперы не с восторгом, а с вопросом:
«А что, если конец игры уже идёт, просто мы привыкли смотреть в сторону?»
Мне понравилось.
И если моя любовь к опере начнётся именно с Вены — будет красиво.
Как с оливками: сначала странно, потом невозможно отказаться.
Подписывайтесь на Пора собирать чемоданы, чтобы оставаться ближе к культуре и искусству.
Спешите прочесть, если еще не успели: