Так вот — сегодня мы это развенчаем. Братислава вообще не про разруху и серость. На самом деле это тихая, уютная, интеллигентная столица с отличной атмосферой и очень уверенной экономикой. Но начнём по порядку.
🚆 Ночной поезд из Кракова
До Братиславы я добралась ночным поездом из Кракова. Ехать ~7 часов, и если покупать заранее на сайте, билет стоит около 50 евро.
У меня сайт отказался продавать — и за день пришлось брать в кассе уже за 80 евро.
Купе в три яруса только с одной стороны — есть столик, зеркало, вешалки, и даже завтрак утром: кофе и булочка. Мелочь, а приятно.
Вышла на вокзале Bratislava Hlavná stanica в 6 утра — город ещё спал. Привела себя в порядок, взяла кофе и к 9 утра пошла пешком в сторону Bratislava-Petržalka — это уже другой вокзал, откуда идут электрички в Вену.
Вышла я на вокзале Bratislava Hlavny в 6 утра - почти все было закрыто. Я привела себя в порядок, выпила кофейку и в 9 пошла в сторону Bratislava-Petržalka - вокзала, с которого уходят электрички в Вену.
Памятный камень Карлу Крылу (Pamätný kameň Karlovi Krylovi) — это мемориальная плита в Братиславе, установленная в честь Карела Крыла (Karel Kryl) — знаменитого чешского поэта, барда и диссидента времён Чехословакии.
Площадь Свободы (Námestie slobody) — большая современная площадь. В 1989 году здесь собирались люди во время Бархатной революции. Место, где «свобода» — не слово в буклете, а прожитая история.
Президентский дворец (Grassalkovich Palace) — элегантный дворец середины XVIII века. Спереди — государственный фасад. Сзади — тихий сад с фонтаном. Как если бы кто-то в одной точке объединил парад и утреннюю прогулку.
По дороге к Michalská brána встречаются старые вывески и символы Словацкой почты — маленькие детали, которые создают атмосферу города.
Михайловские ворота — единственные сохранившиеся средневековые ворота Братиславы. Когда-то через них проходила коронационная процессия венгерских королей.
Вид на город
Дальше — Собор Святого Мартина. Готика, высокий шпиль, и наверху — венгерская корона весом 150 кг как память о тех самых коронациях. Внутри — витражи и крипта, тихо и серьёзно.
И потом — Дунай.
Он везде разный, но всегда красивый. Я впервые влюбилась в него в Будапеште. И вот снова — вода, пространство и ощущение свободы.
🇸🇰 Чтобы понимать контекст — очень краткая история Словакии
- IX век — Великоморавское княжество (Кирилл и Мефодий, христианство).
- X–XX вв. — входила в состав Венгрии и Австро-Венгрии.
- 1918 — создание Чехословакии.
- 1939–1945 — Словакия под влиянием Германии.
- 1945–1989 — соцлагерь, Чехословакия.
- 1989 — Бархатная революция.
- 1993 — мирный развод с Чехией, появилась независимая Словакия.
- 2004 — вступление в ЕС.
- 2009 — евро.
🚗 А теперь к самому интересному — миф про «бедность» Словакии
В Братиславе живёт всего 450–500 тыс. человек.
Но при этом Словакия — один из крупнейших производителей автомобилей на душу населения в мире.
Здесь работают заводы:
Volkswagen (в самой Братиславе), Kia, Peugeot/Opel, Jaguar Land Rover.
Страна производит более 1 миллиона машин в год.
Из-за этого и близости Вены уровень жизни высокий, город богатый, спокойный, зелёный и хорошо развивающийся — особенно вдоль Дуная (новые районы, офисы, рестораны, набережные).
То есть это не «Евротур». Это маленькая, уверенная европейская столица.
А мы едем в Вену.
Подписывайтесь на Пора собирать чемоданы, чтобы оставаться ближе к культуре и искусству.
Спешите прочесть, если еще не успели: