Найти в Дзене

Жан Бера: история самого бесстрашного гонщика мира

Оглавление
Источник: лизинговая компания CARCADE
Источник: лизинговая компания CARCADE

«Жан Бера, обладал такой смелостью и бесстрашием, которых не наберется у большинства современных пилотов вместе взятых. Он просто не понимал значение слова «страх» и гораздо чаще управлял автомобилем за границей безрассудности, нежели не пересекая ее…» — писал в 1959 году известный автоспортивный журналист Дэннис Дженкинсон.

Начало пути и первая команда

Бера родился в Ницце и сделал себе имя в мотогонках, где стал многократным чемпионом Франции. Затем, в 1952 году, он присоединился к небольшой команде Gordini. В июне того же года, вопреки ожиданиям, он одержал победу над доминировавшей Ferrari, включая Альберто Аскари, на Гран-При в Реймсе.

Кромбак - швейцарский журналист и писатель, добавляет: «Эта победа была невероятной. Невозможно переоценить её значение во Франции. Всего две недели назад на Ле-Мане Пьер Левег, пытаясь пройти всю гонку в одиночку, загнал двигатель «Talbot» и уступил победу Mercedes, немцам! Прошло не так много времени после войны, и французы не могли этого простить. Когда Жан выиграл в Реймсе, он мгновенно стал национальным героем. Побить итальянцев было особенно приятно!»

Последующие достижения с Gordini, которая постоянно испытывала финансовые трудности, были редкими.

Источник: f1-legend.ru
Источник: f1-legend.ru

Счастливая часть карьеры

В 1955 году Жан Бера заключил контракт с Maserati, что стало началом самого счастливого периода его карьеры. Для него каждый день без гонок казался потерянным. Он регулярно проводил тестовые заезды в Модене, останавливаясь в гостинице «Albergo Reale». Там он наслаждался вечерами за игрой в карты, вином и обсуждением гонок, что полностью удовлетворяло его.

Рэймонд Мэйз, за команду которого Бера выступал позже, рассказывал анекдот о его страсти к работе. «Мне кажется, Бера не до конца верил, что ему платят за управление гоночной машиной. Он был отличным гонщиком и очаровательным человеком, но очень темпераментным французом. Когда что-то шло не так, его мотивация падала, но это было временно».

Источник: f1-legend.ru
Источник: f1-legend.ru

В первый сезон в Maserati Бера, вероятно, часто утешался, глядя на свои прошлые гоночные результаты, потому что в гонках доминировали Mercedes. Конечно, у него были победы в внезачетных гонках и соревнованиях спорткаров, но это продолжалось ещё пару лет. В 1957 году в Касабланке он опередил всех, включая своего напарника Фанхио.

В конце года, когда Бера одержал победы за British Racing Motors в Каене и Сильверстоуне, он заключил с ними контракт на сезон 1958 года после ухода Maserati из чемпионата. В Формуле-1 сезон оказался неудачным, но в гонках спорткаров Бера достиг успеха с Porsche. В 1959 году Жан перешёл в Ferrari, и начало его карьеры в этой команде выглядело многообещающим: на потрясающем Dino 246 он одержал победу на Эйнтри-200, опередив Тони Брукса. Однако это стало его последним триумфом.

Источник: f1-legend.ru
Источник: f1-legend.ru

Трагедия

В те годы команда Cooper совершила настоящий прорыв, и переднемоторные Ferrari не могли с ними сравниться нигде, кроме скоростных гоночных трасс. В последние месяцы Бера был на грани срыва, управляя машиной. Он знал её досконально, что было необычно для того времени, но всё равно умудрялся перегружать двигатели, как это произошло в Реймсе.

Источник: f1-legend.ru
Источник: f1-legend.ru

Менеджер команды Ромоло Тавони посмотрел на индикатор скорости и выразил недовольство гонщику, который в ответ ударил менеджера. Неудивительно, что гонщик сразу же был уволен. Бера вернулся в BRM на Гран-При Германии в Авусе. Рэймонд Мэйз вспоминает: «К сожалению, у нас не было времени подготовить для него всё необходимое, поэтому Жан выступал на своей собственной Porsche F2. Авус — это опасная трасса с двумя длинными прямыми участками, крутой шпилькой на одном конце и крутым спуском на другом».

За день до Гран-При состоялась гонка спорткаров, в которой участвовал и Бера. Погода была ужасной — шел сильный дождь. Его друг, Ханс Херман, настоятельно рекомендовал Жану остаться в боксах. Но тот решил рискнуть и выйти на старт. Во время борьбы за лидерство его Porsche RSK поскользнулась на вираже и врезалась в бетонный блок. Бера вылетел из машины, на фотографии он был словно Икар на фоне серого неба. Мэйз вспоминает: «Он был на пит-лейне рядом с нами, и мне было невыносимо жаль его. Он выглядел бесконечно одиноким в свои последние часы жизни. Это была настоящая трагедия».

Источник: drive2.ru
Источник: drive2.ru

Жан Бера навсегда останется в истории автоспорта как символ бесстрашия и страсти к скорости. Его жизнь, полная ярких побед и горьких разочарований, оборвалась трагически, но его наследие продолжает вдохновлять. Он шёл на риск там, где другие отступали, и именно за эту безудержную отвагу его помнят, как одного из самых отчаянных и преданных гонщиков своего времени.

С вами были CARCADE. Свободных вам дорог!