Найти в Дзене

«Алиса в Зазеркалье»: шахматная партия взрослеющей души

В то время, как Дзен полнится рецензиями на новый фильм «Алиса в стране чудес», я решила сделать разбор другого произведения Кэрролла. Современные интерпретации любимых книг я искренне боюсь смотреть: как правило, разочарование неизбежно. А вот поговорить о том, как великий писатель, логик, математик и философ написал не просто сказку, а многоуровневый текст об инициации, - это да. Если первая часть «Алисы» - это развернутый детский сон (конечно, там полным-полно смыслов и загадок, которые очень интересно распутывать), а пространство сна не подчинено логике, то вторая часть – это осознанная игра, символизирующая взросление. Недаром автор выбирает фоном для повествования шахматную партию – что может быть логичнее для демонстрации четких законов мироздания, которые предстоит познать героине? И Алиса успешно проходит инициацию, последовательно двигаясь от пешки к королеве. Да, здесь тоже сон (иначе как бы логик Кэрролл объяснил наличие Зазеркалья?), но сон другой. Логика Зазеркалья не а
Оглавление

В то время, как Дзен полнится рецензиями на новый фильм «Алиса в стране чудес», я решила сделать разбор другого произведения Кэрролла. Современные интерпретации любимых книг я искренне боюсь смотреть: как правило, разочарование неизбежно. А вот поговорить о том, как великий писатель, логик, математик и философ написал не просто сказку, а многоуровневый текст об инициации, - это да.

Pinterest
Pinterest

«Алиса в Зазеркалье»: переход от хаоса к осознанной структуре

Если первая часть «Алисы» - это развернутый детский сон (конечно, там полным-полно смыслов и загадок, которые очень интересно распутывать), а пространство сна не подчинено логике, то вторая часть – это осознанная игра, символизирующая взросление.

Недаром автор выбирает фоном для повествования шахматную партию – что может быть логичнее для демонстрации четких законов мироздания, которые предстоит познать героине? И Алиса успешно проходит инициацию, последовательно двигаясь от пешки к королеве. Да, здесь тоже сон (иначе как бы логик Кэрролл объяснил наличие Зазеркалья?), но сон другой. Логика Зазеркалья не абсурдна, а инверсивна, причинно-следственные связи идут вспять, но они ЕСТЬ. Смысл выявляется через обратное, «отраженное» мышление. Зазеркалье – пространство, где наша героиня одновременно и действует, и видит себя как бы со стороны.

Моя любимая Алиса - от Barry Moser
Моя любимая Алиса - от Barry Moser

Встреча с архетипами

По сути, каждый шахматный ход в книге – это определенный этап психологического развития. Пешка – наименее самостоятельная, зависимая фигура, неспособная сделать ход ни вправо, ни влево. По мере взросления она встречается с различными фигурами, символизирующими архетипы. Да и само погружение в Зеркало – это метафора встречи со скрытой частью себя. Примечательно, что встречают ее по ту сторону семья Белого короля, Белой королевы и малютки-пешки. Именно Белой пешкой, неофитом, предстоит стать Алисе в начале пути. Можно предположить, что Белая королева – образ архетипической Матери, а Белый король символизирует старый порядок, который отжил в душе Алисы и которому она больше не подчиняется. Недаром он такой смешной, нелепый и неуклюжий.

Встречает новоявленную Пешку уже другая королева – Черная. В противовес Белой, она символизирует разум, волю и закон. Она сразу же погружает Алису в мир новой рациональности, подчиняющийся пока не знакомым для нее законам. В контексте инициации можно сказать, что Алиса встречается с понятиями границ, ответственности за свои действия и даже принципов мироздания, которое раньше разворачивалось для нее – ребенка – совсем иначе.

Про человека-яйцо Шалтая Болтая можно писать отдельную статью! (Pinterest)
Про человека-яйцо Шалтая Болтая можно писать отдельную статью! (Pinterest)

Проводник и защитник Алисы – это Белый рыцарь. Здесь я предлагаю вспомнить миф о короле Артуре и рыцарях круглого стола, ищущих Грааль. Для того, чтобы обрести вожделенную чашу, им предстоит войти в темный лес (я знаю, что есть различные версии этой истории, я опираюсь на тот вариант, где Грааль находится в замке Короля-рыбака посреди чащи). Говоря языком юнгианской психологии – встретиться со своей Тенью. И именно там они обретают Грааль. Можно провести параллель между Мерлином (Вергилием, да даже Гэндальфом, если хотите) и Белым рыцарем, который помогает Алисе пройти через лес.

Коронация Алисы в финале – это юнгианский архетип Самости. То есть целостности психики, гармоничной личности, полноты бытия, Бога внутри человека. Кстати, Самость символизирует и вышеупомянутый Грааль.

«Зазеркалье» - алхимическая сказка

Еще один интересный способ понять «Алису в Зазеркалье» - рассмотреть ее через призму трех стадий алхимического процесса. Первая – Nigredo, чернота, очищение через возникающий хаос. Психологически – это «темная ночь души», кризис идентичности. Начало пути Алисы и хаос Зазеркалья.

Вторая стадия – Albedo, осветление. Постепенно из мрака начинают проступать персонажи, отражающие те или иные явления или аспекты души героини. Черное становится белым, сознание очищается, хаос структурируется, проявляется интуиция. Тот момент, когда возникает озарение, рождается сознание, которое видит себя. Алиса учится различать реальное и отраженное, сталкивается с двойниками и зеркальными версиями, а также с важными для нее белыми фигурами, Белой королевой (женское начало) и Белым рыцарем (мужское), отражающий принцип дуальности в Albedo.

Финальная стадия – Rubedo – это соединение полученного опыта и обретение Самости. Это пробуждение, когда сознание становится живым. Финальное торжество – это практически свадебный пир, кульминация. Белая и Черная королевы поддерживают бывшую Пешку с обеих сторон («Они так навалились на меня, что будто хотели раздавить» – жалуется потом сестре Алиса. В течение всей взрослой жизни ей предстоит мучиться между чувствами и разумом!). И в финале Алиса возвращается в настоящую жизнь, телесное тепло. И в руках держит котенка – тоже живого, теплого, настоящего. Она стала новой, и этот мир ее принял.

Я не претендую на точность и грамотность этой попытки разобрать сложнейшее произведение: у «Алисы в Зазеркалье» невероятное количество интерпретаций, отсылок, аллюзий. Кэрролл не был бы Кэрроллом, если бы не наплодил миллиард загадок, которые интересно раскрывать и по сей день. Но я надеюсь, что вам было интересно прочесть еще одну попытку прикоснуться к его тайнам, хотя бы в формате статьи в Дзен. Буду благодарна за лайк!