Какие еще сказки, удивится современный читатель, что это за эскапизм? Но сказки — жанр не только для детей, особенно когда речь идет о великом датчанине Хансе Кристиане. Когда мы читаем сказки сейчас, привычные истории перестают быть «про добро и зло», они вдруг превращаются в зеркало нашей собственной жизни. Вернуться к сказкам — значит вернуть себе способность удивляться. Сказки открывают те смыслы, которых мы не замечали в детстве, и помогают проживать взрослые тревоги через простые, но глубокие образы. А еще сказка — это универсальный язык души. Она одинаково понятна ребенку и взрослому, но каждый услышит в ней свое: ребенок — приключение, взрослый — истину о себе. Давайте попробуем взглянуть на Андерсена по-новому.
Сказки Андерсена – это христианская проповедь для детей и взрослых
Зачитываясь «Снежной королевой» или «Русалочкой» в детстве, мы вряд ли думали о том, какие мотивы объединяют эти и другие сказки датского писателя. Связующей нитью во всем творчестве писателя проходит христианское мировосприятие. И как это часто бывает с гениальными произведениями (в отличие от бездарных чисто педагогических потуг, имеющих посыл во что бы то ни стало научить добру), это не бросается в глаза и не вызывает отторжения. Изучить тему христианства в сказках Андерсена интересно не только с религиозной, но и с культурологической точки зрения.
Советская цензура пыталась стереть слишком очевидные символы и образы: например, в классическом переводе Ганзен «Снежной королевы» звучала молитва Герды о брате, на помощь ей приходило целое ангельское воинство, а Кай, пытающийся произнести по памяти «Отче наш», вспоминал лишь таблицу умножения. Дьявол в начале сказки усилиями цензоров превратился в злобного тролля, а дети пели обычные песенки вместо псалмов. Но несмотря на эти идеологические сокращения, дух христианства из сказок вырезать не удалось. Настоящим торжеством христианства звучит мотив жертвенной любви девочки к своему брату, позволяющей преодолеть немало искушений на пути.
Еще одна сказка о жертвенной любви – это «Русалочка». Главная героиня может спасти свою жизнь, но предпочитает отдать себя ради любимого и его счастья с другой. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»! В финале сказки она получает надежду на бессмертие, поднимаясь вверх вместе с дочерями воздуха.
В сказке «Дикие лебеди» именно невинность и чистота Элизы служит ей надежным щитом от всех козней злой колдуньи. Очевидным аккордом звучит тема мученичества: спасая братьев, Элиза терпит телесные страдания, поношения, клевету «даже до смерти крестной». Даже перед лицом казни она продолжает терпеливо плести рубашки из крапивы, одними губами произнося молитвы, и вера ее оказывается не постыжена.
Во многих сказках сквозит тема бессмертия, вечной жизни и райского блаженства. Несмотря на трагизм святочного рассказа «Девочка со спичками», финал его полон надежды и ликования: девочка возносится на небо к любимой бабушке и к Богу, люди видят ее маленькое тело, и никто не знает, с каким сиянием и радостью уходила она в вечность. В сказке «Оле Лукойе» Яльмару последовательно являются семь снов – семь образов иной жизни: уже во втором он видит картину райского блаженства, а к седьмому постигает идею вечной любви и красоты грядущего. Оле Лукойе сажает в финале к себе на лошадь и детей, и стариков, фактически верша суд по земным делам тех и других. Яльмар его не боится, а Оле Лукойе подбадривает его: главное, иметь хорошие отметки, когда попадешь к нему на лошадь.
Сказка «Русалочка» - предупреждение родителям подростков
Если девочка читает знаменитую сказку Андерсена в детстве, то отождествляет себя с главной героиней. Но что если попробовать перечитать ее во взрослом возрасте, например, с точки зрения родителя 15-летней девушки? Интересную трактовку психологического аспекта сказки дает в своей научной работе дает Валерия Матвеева.
Сперва – пара биографических штрихов о главной героине. Матери она не знала, воспитывалась бабушкой, была младшей дочерью морского царя. Если у вас в семье больше одного ребенка, то вы знаете, что младшие дети неизбежно получают меньше внимания, чем старшие. А если это дочь царя? Вряд ли она видела от отца много заботы и ласки: у государя полно дел – простите за тавтологию – государственной важности. Вот и Андерсен говорит: дитя выросло странным, тихим, задумчивым, постоянно убегала от сверстников и пряталась в своем маленьком мирке – садике с земными фигурами, воплощающими ее мечты.
Вот он, пятнадцатилетний подросток-интроверт, недоласканный родителями, непонятный сверстниками, мечтательный, ищущий уединения и иной реальности.
И дальше – классический сценарий для неопытной барышни. Ради того, чтобы быть вместе с тем, кого она по сути сама себе придумала, Русалочка отказывается от самого прекрасного, что есть у нее – от своего голоса. Возможности быть высказанной, услышанной и понятой. Что это за отношения, где один обесценивает себя и приносит в жертву? Любил ли ее принц? Вряд ли. Ведь она ему лишь напомнила ту девушку, которую он встретил в день, когда чуть не утонул. Он милостиво называет Русалочку «найденышем» и разрешает спать на подушках возле двери его комнаты. Он ждет Ту Самую, а жертвенную любовь Русалочки принимает как должное.
Возможно, что сказка «Русалочка» - не только гимн настоящей любви, а предупреждение юным читательницам и их родителям. Как это часто бывает с большими произведениями искусства, эта жемчужина в творчестве Андерсена представляет собой возможность для различных толкований.
Андерсен писал не только сказки
Знаменитый датчанин подарил миру столько узнаваемых образов – Гадкий утенок, Русалочка, Снежная королева, Дюймовочка, Принцесса на горошине… Однако сам он был недоволен своей известностью в качестве сказочника. И писал много чего другого, как удачного, так и не очень.
Например, его ранние пьесы для театра сочли откровенным графоманством. Куда более по душе читателям пришлись повести и романы. В 1835 году вышел почти автобиографический роман «Импровизатор», где Андерсен устами итальянского поэта рассказал обо всем, что мучило его самого. Роман 1837 года «Всего лишь скрипач» о юноше по имени Кристиан подчеркнуто реалистичен. Кажется, что здесь нет места привычному сказочному антуражу. Однако, в притчевом языке можно узнать того самого Ханса Кристиана. Кстати, главного героя зовут тоже Кристиан. В этих двух романах, как и в «Счастливчике Пере» (1870) писателя больше всего волнует тема взаимоотношений между творцом и реальной действительностью.
Во многих произведениях отчетливо звучит еврейская тема. Например, в коротком рассказе «Еврейка» девушка по имени Сара всем сердцем тянется к христианству, но вынуждена следовать заветам родни и испытывает сильнейшие внутренние противоречия. Этот мотив повторился позже в романе «Быть или не быть», когда принявшая христианство Эстер конфликтует со своим дедушкой-иудеем. В романе «Пер-счастливчик» один из героев цитирует Талмуд. Писатель с уважением относился к еврейским ценностям с детства, когда учился в еврейской школе. И категорически осуждал любые проявления антисемитизма.
Андерсен – певец одиночества
Когда человек впервые осознает свое одиночество? Психологи не дают точных ответов на этот вопрос, но ясно одно: во взрослом возрасте каждый из нас, вне зависимости от семейного статуса, наличия или отсутствия друзей и близких, постоянно пробует одиночество на вкус. И Андерсен – тот самый писатель, который поможет разобраться в том, как нам быть с нашим одиночеством.
Сам Андерсен вкусил одиночество в полной мере. Он никогда не был женат, у великого сказочника не было детей. Он любил, но каждая история его любви заканчивалась печально. Мотив одиночества – центральный в его сказках. Но одиночество это очень разное. Есть одиночество «брошенности», когда герои чувствуют себя ненужными и предаются ностальгии о былых временах, как Ель из одноименной сказки. Еще одно одиночество – «отверженности», когда персонаж по разным причинам чувствует себя чужаком в своей среде. Отвержен Гадкий утенок, изгой – Девочка со спичками.
Есть одиночество «дурного нрава» - задумавшийся о женитьбе щеголь Воротничок. А есть одиночество «как путь» - к примеру, Бутылочное горлышко.
Для Андерсена одиночество - это метафора существования человека в мире, где он всегда «не до конца свой». Для него одиночество – это не только спутник боли, изоляции и смерти. Это путь к внутреннему возвышению и преображению: Русалочка через одиночество получает шанс на бессмертие, а Гадкий утенок становится прекрасным лебедем. Понять Андерсена без этого мотива невозможно: именно через одиночество он говорит о человеческой уязвимости, поиске себя и надежде на высшее преображение.
Какая ваша любимая сказка Андерсена и почему? Буду благодарна за лайк, если вы узнали что-то новое о великом датчанине и вдохновились перечитать его. Обратная связь мотивирует меня к дальнейшим литературоведческим поискам!