Найти в Дзене

В Астане построено первое в СНГ метро с беспилотными поездами

В столице Казахстана Астане появилось первое на постсоветском пространстве метро с беспилотными поездами. Уже состоялся технический пуск, идут испытания составов на линии. Ожидается, что после их завершения в первом квартале 2026 года станции откроют двери для пассажиров. Сегодня расскажу любопытные подробности этого уникального и многострадального проекта. Первая линия метро в Астане - полностью наземная. Это так называемое "легкое метро". Поезда идут на эстакадах, станции наземные и надземные. Линия соединяет аэропорт и новый железнодорожный вокзал, проходя через центр города, основные общественные центры и достопримечательности. Всего 18 станций. Протяженность трассы - 22 км. Метро в Астане напоминает метро в Дубае - там тоже в основном наземные станции, линии на эстакадах и автоматические поезда без машинистов. Обслуживать трассу будут 19 беспилотных поездов «TRITON» китайской вагоностроительной компании CRRC Tangshan. Каждый состоит из четырех секций и способен вместить до 652 чел

В столице Казахстана Астане появилось первое на постсоветском пространстве метро с беспилотными поездами. Уже состоялся технический пуск, идут испытания составов на линии. Ожидается, что после их завершения в первом квартале 2026 года станции откроют двери для пассажиров. Сегодня расскажу любопытные подробности этого уникального и многострадального проекта.

Метро в Астане. Фото CTS
Метро в Астане. Фото CTS

Первая линия метро в Астане - полностью наземная. Это так называемое "легкое метро". Поезда идут на эстакадах, станции наземные и надземные. Линия соединяет аэропорт и новый железнодорожный вокзал, проходя через центр города, основные общественные центры и достопримечательности. Всего 18 станций. Протяженность трассы - 22 км.

Схема метро астаны
Схема метро астаны

Метро в Астане напоминает метро в Дубае - там тоже в основном наземные станции, линии на эстакадах и автоматические поезда без машинистов.

Обслуживать трассу будут 19 беспилотных поездов «TRITON» китайской вагоностроительной компании CRRC Tangshan. Каждый состоит из четырех секций и способен вместить до 652 человек. Максимальная скорость - 80 км/ч. Первые два поезда прибыли в Астану в мае 2025 года, весь подвижной состав должен поступить до конца года.

Поезда уже вышли на линию. Пока без пассажиров. Технический пуск необходим для проведения испытаний и наладки всех систем. Первоначально в сентябре движение началось между двумя станциями, но постепенно будут задействованы все станции и перегоны. Необходимо проверить кабельную сеть, габариты подвижного состава и инфраструктуры, подачу питания на контактный рельс.

На втором этапе испытаний состоится тестирование системы обеспечения безопасности и управления движением, работы платформенных дверей. Будут отрабатываться различные эксплуатационные сценарии.

Поезда уже вышли на линию. Пока без пассажиров. Фото: Nurken
Поезда уже вышли на линию. Пока без пассажиров. Фото: Nurken

Планируется, что после завершения испытаний в первом квартале 2026 года метро будет открыто для пассажиров. Интервалы движения и стоимость проезда пока неизвестны.

Возведение метро в Астане имело весьма драматичную историю. Проект появился в связи с ростом дорожного трафика в новой столице Казахстана. Цель - создать удобную альтернативу личным автомобилям. Церемония начала строительства состоялась в 2011 году. Планировалось соорудить первую линию за 2, 5 года. Однако работы растянулись на 14 лет.

Станция метро в аэропорту Астаны - рендер
Станция метро в аэропорту Астаны - рендер

Проект несколько раз замораживали. Виной всему - многомилионные хищения. В результате 9 человек были осуждены на 7 лет, еще несколько получили условные и заочные приговоры.

В результате власти даже хотели вовсе отказаться от завершения долгостроя. Рассматривался вариант превращения недостроенной линии в воздушный парк, как это сделали в этом году в Москве с монорельсом. Были сценарии полного сноса недостроенных опор или сокращения числа станций с 18 до 8. Однако в результате решили, что метро необходимо для развития города и полузаброшенную линию достроили буквально за два года.

Строительство одной из станций. Фото CTS
Строительство одной из станций. Фото CTS

С момента открытия метро в Москве в 1935 году в СССР было построено 13 метрополитенов. После развала Союза в 1991 году за 34 года на постсоветском пространстве открыто только три. В 1995 году с трудом достроили первую очередь подземки в Днепропетровске, начатую еще в советское время. В 2005-м открылся пока единственный построенный в новой России метрополитен в Казани. В 2011 году состоялся пуск подземки в Алма-Ате. Сооруженная в традициях советского метростроения она первой на постсоветском пространстве сразу закупила южнокорейские поезда Hyundai Rotem. Метро в Астане станет вторым в Казахстане.

Интересно, что последний построенный в СССР метрополитен, 13-й по счету, открылся за несколько месяцев до развала Союза в Свердловске. Он состоял всего из трех станций (больше достроить на тот момент не смогли), его даже хотели внести в книгу рекордов Гиннеса как самый короткий в мире. Однако со временем уральская подземка стала самой глубокой в России после Москвы и Петербурга, а на одну из глубоких станций один из местных миллиардеров даже прорыл отдельный частный вход. Загадки и тайны последнего метрополитена СССР и других подземок здесь:

Все тайны метро в одной книге
Александр Жестков. Коллекция впечатлений
3 июля 2023

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel