Прежде чем открыть секрет, почему у нас сегодня постоянно возникают сложности с воспитанием в семье и в школе, расскажу о своём октябрятском детстве.
Надеюсь убедить вас, что иногда самые, казалось бы, сложные задачи имеют очень простые решения.
Как я была октябрёнком.
Начальная школа (1-3 кассы) у нас располагалась в отдельном здании, в ней протекала моя "октябрятская жизнь", а "пионерская жизнь" началась уже в другой школе.
Я совершенно не помню, как нас принимали в октябрята (более полувека прошло, как-никак))) ), наверное, это было ближе к 7 ноября?
После этого класс был поделён на "звёздочки", по 5 учеников в каждой. В некоторых "звёздочках" было и шесть детей))).
В каждой звёздочке между учениками были распределены обязанности: кто-то был санитаром, кто-то оформлял стенгазету, кто-то отвечал за успеваемость в классе и т.д.
Не помню уже, как в 1 классе, но к 3-му классу мы худо-бедно начали выполнять свои октябрятские обязанности.)))
Хотя, вы можете себе представить, чтобы дети начальной школы могли так легко сорганизоваться, чтобы все эти внеклассные дела выполнять самостоятельно?
А какими ресурсами времени и здоровья должна была располагать наша учительница, чтобы ежедневно проводить с младшешкольниками такой огромный объём работы?
Как же учителя справлялись?
Очень просто (хотя, наверное, и не совсем просто) - им помогали вожатые!
Раньше вожатые были не только в пионерских лагерях, но и в школах.
Повторяться я не буду, только скажу, что пионервожатые поначалу руководили "звёздочками", устраивали между ними какие-то соревнования, выявляли отстающих в учёбе в некоторых звёздочках.
Чтобы не создалось впечатление, что только вожатые нас и тянули вперёд, скажу, что мы и сами были на многое способны.
Например, сами (даже без вожатых) мы могли подготовить небольшой спектакль, изготовить к нему костюмы, и показать его в школе на перемене.
Один раз как-то мы решили показать спектакль в ближайшем от школы детском саду, и отправились туда с узлами костюмов.
Но... нас туда не пустили из-за отсутствия взрослого руководителя... (не хватило у октябрят ума договориться с администрацией детсада))) ).
Почему у нас в стране плохо с воспитанием.
Не буду обижать те семьи, где с воспитанием всё хорошо. Таких много. Как без них? Совсем было бы дело - труба.)))
Но, в целом, сегодня многие родители испытывают затруднения в воспитании своих детей, а уж в школах - так совсем этим нечем похвастаться.
Хотя и штатные советники директора по воспитанию появились, и вот "Орлята в России" начинают оперяться. А всё - никак.
В чём же я вижу причину проблем с воспитанием детей?
Произошел разрыв в глобальном процессе воспитания (социализации) старшим поколением младшего, исчезло промежуточное звено.
Сегодня нарушена естественная передача жизненного опыта от старших поколений к младшим.
Воспитание - передача разнообразного социального, жизненного опыта, наработанного человечеством, от старшего поколения младшему: от взрослых - детям.
Это всегда было, есть и будет. Родители и педагоги всегда будут делиться имеющимися знаниями и навыками со своими подопечными.
Но, кроме взрослых, детям передавали опыт "старшие друзья" - старшие дети в семье, подростки в дворовых компаниях, пионервожатые в школах.
Сегодня это ПРОМЕЖУТОЧНОЕ звено воспитания, фактически, выпало из единой цепи ЕСТЕСТВЕННОЙ передачи жизненного опыта от старших поколений к младшим.
Почему так важно наличие промежуточного звена в воспитании?
Давайте разберёмся.
Кто раньше в семье, кроме родителей, передавал свои навыки, свой жизненный опыт детям?
В многодетных семьях у детей были СТАРШИЕ братья и сёстры!
1. Старшие дети в семье - первое промежуточное звено передачи жизненного опыта младшим.
СТАРШИЕ дети в семье передают младшим полученный от родителей опыт более доходчиво. И для младших детей он более понятен.
У родителей лишний раз не спросишь - они чаще бывают заняты, а старших брата или сестру всегда можно расспросить подробнее.
Родители - взрослые люди со своими интересами, а старшие дети - не слишком ещё далеко ушли по возрасту от младших, и хорошо их понимают.
А у самих "старшаков", при этом, прекрасно развивается такое важное качество личности, как ответственность за себя и за тех, кто рядом!
Кто сегодня может похвастаться наличием старших братьев и сестёр?
Только единицы из современных детей. Большинство семей малодетны.
2. Дворовая компания - второе промежуточное звено передачи жизненного опыта от старших детей младшим.
Возьмём более позднее время, когда в семьях становится всё меньше детей. Что тогда являлось промежуточным звеном передачи жизненного опыта?
ДВОР и УЛИЦА!
Дети проводили всё свободное время на улице в дворовых компаниях, где старшие дети передавали младшим свой жизненный, чаще - игровой опыт (не всегда хороший, но на то были свои причины).
Старшие играли, постепенно включая и более младших в свои игры, обучая их правилам игр и правилам жизни.
А сегодня детей на улицу не выгонишь! Откуда им получать необходимый жизненный опыт?
3. Вожатые в школах и пионерлагерях - третье промежуточное звено передачи жизненного опыта от старших детей младшим.
Был ещё один вид естественной передачи жизненного опыта от старших поколений к младшим - это ПИОНЕРВОЖАТЫЕ.
Пионервожатые были близки по возрасту и интересам своим подопечным, с ними можно было поговорить по любому вопросу гораздо проще, чем с учительницей.
О пионервожатых и о советских пионерлагерях у меня немало статей:
==============================
Здесь хочу сделать лирическое отступление и ещё раз вспомнить свою начальную школу.
В школе, во время перемены, мы не носились, сломя голову, по коридору, а пели и водили хороводы.
Любимым хороводом была игра: "Арим-шим-шим..."))) (непереводимое на русский язык буквосочетание).
Вы когда-нибудь водили такой хоровод?
Ясно, что её придумали не младшеклассники, а "занёс" кто-то из пионервожатых, побывавших в пионерлагерях, где этот хоровод пользовался большим успехом.
Но когда я нашла несколько роликов с "Арим-шим-шим" в Интернете - это уже небо и земля... Современный хоровод - это уже игра с поцелуйчиками.)))
А когда играли мы - мы больше танцевали: двигались в хороводе вприпрыжку под непонятные слова, а тот кто был внутри хоровода, плясал с платочком.
Вот такие вот метаморфозы...
========================
Сегодня налицо - явный разрыв в передаче естественного социального опыта от старшего поколения к младшему ввиду исчезновения промежуточного звена - "старших друзей".
Именно поэтому развал пионерской и октябрятской организаций так сильно сказался на потере воспитательных ориентиров. Их вполне можно было оставить без идеологической составляющей ради сохранения идеи воспитания.
Разве нельзя было оставить в школе деятельность вожатых (пусть и без приставки "пионер-"?) Разве нельзя было делить класс на более мелкие подгруппы с какими-то иными названиями, чем "звёздочки"?
Но в те годы было некогда, потом многое забылось, а сегодня основы детских организаций понимаются часто неправильно.
Сегодня передачу естественного жизненного опыта заменили искусственным: детей развлекают массовики-затейники, аниматоры, или придумали вот движение "Орлята России".
Да и сегодня, похоже, с "Орлятами России" собираются проводить разные мероприятия "тётеньки 40-50+", как будто не понимая, что нужно "восстанавливать" традиции "школьных вожатых".
И на первый случай можно пока назначать вожатыми студентов пединститута, засчитывая эту работу в счёт практики. Им, в конце концов, "по штату положено" работать с детьми.
А как вы считаете?
#октябрята #орлятароссии #воспитание #дети #школа #вожатые #пионервожатые #семья #братьясёстры #ученики