Всегда есть соблазн сочинить дома опорный конспект и представить его ученикам в готовом виде. Так делать можно, но эффективность метода падает. Особенно сейчас, когда дети пресыщены информацией и ваш конспект станет лишь одной из тысяч картинок, которые школьник видит за неделю в интернете.
Гораздо лучше составить конспект вместе. Прямо на уроке.
И пусть он будет кривоват, зато прожит. И ученики его запомнят гораздо лучше.
Материал, который я сегодня предлагаю, получился комбинированным. С одной стороны, очевидно, что мой конспект составлен заранее. Но в то же время пошаговая инструкция позволит составить нечто подобное на уроке с нуля.
Если есть возможность посвятить тканям два урока, то лучше это сделать. Потом будет легче давать тему эволюции растений, которую можно назвать эволюцией тканей.
На первом из этих уроков рассмотреть ткани под микроскопом, а на втором теоретически систематизировать и закрепить материал путем составления опорного конспекта.
На этом втором уроке ткани рассматриваем по картинкам. Начинаем с образовательной ткани - без нее не будет всех остальных, из нее состоит зародыш. Но на самом деле определенного порядка в рассматривании тканей нет. Начать можно с любой и продолжить тоже в произвольном порядке.
Прошу учеников описать клетки. Должны назвать размер (мелкие с заметным ядром) и плотность прилегания друг к другу. Записываю эти признаки на рисунке (фото ниже). То есть если демонстрация на экране, то все подписи заготовлены заранее. А если есть интерактивная доска, то, конечно, записывать можно и нужно на ней в соответствующем месте урока.
А затем придумываем значок (пиктограмму) для обозначения функции образовательной ткани.
Самое очевидное - стрелка вверх. То есть образовательная ткань обеспечивает рост растения. Вот она, на экране, красная стрелка.
Далее рассматриваем картинку с покровной тканью. Напоминаю, что порядок рассмотрения может быть произвольным, но в моей логике покровная ткань важнее других для жизни на суше.
Снова прошу учеников подметить особенности клеток. Должно прозвучать, что у клеток покровной ткани утолщенные оболочки и что они тоже плотно прилегают друг к другу. Записываю на доске и прошу придумать пиктограмму.
Наша пиктограмма (фото ниже) обозначает и травмирующее воздействие извне (стрелка), и непосредственно защиту (штрих поперек хода стрелки), и препятствование избыточному испарению воды.
Что хочется поменять, так это место расположения пиктограммы. В идеале она должна располагаться непосредственно возле изображения клеток покровной ткани. А не сбоку, как на моем слайде.
Для механической ткани так ничего и не придумали) Если только слово "прочность" сократить до двух первых букв. Но на слайде пока слово целиком.
Для проводящей ткани пиктограмма очевидна. Кстати, отличный способ увидеть клетки проводящей ткани - раздать детям китайские палочки для еды, изготовленные из бамбука. Если не боитесь, конечно, что кто-то этой палочкой соседу... ну, вы поняли.
Лет двадцать назад я спокойно раздавала препаровальные иглы и могла повернуться спиной к ученику (а иначе на лабораторной работе и не получится). Сейчас это как-то рисково. Не в каждом классе практикую. Вот и с палочками то же самое. Зато сосуды на срезе видны изумительно. Рассматриваем палочки не на лабораторной, а именно на этом уроке, чтобы разнообразить приемы работы.
По такой же картинке обсуждаем основную ткань.
Вот такой слайд (ниже) у нас идет для повторения и закрепления материала.
И финальное задание - составить опорный конспект, на котором все ткани будут взаимосвязаны. Спрашиваю учеников, как это изобразить. И если кто-то сообразительный предложит за основу конспекта взять какой-либо орган растения, то это победа. Ученику пятерку, на доску - вишенку:
Очень хороший прием - заготовить аппликации и раздать в группы, чтобы каждая группа соединила элементы в единый конспект. Для этого нужно много времени на подготовку, много времени на уроке, клей и желательно эпидиаскоп, чтобы группы могли показать всему классу свои результаты.
Быстрее и даже нагляднее будет заготовить элементы на интерактивной доске и во время урока подвигать их так, чтобы получился конспект.
Вариант того, что должно получиться, на фото ниже:
В качестве бонуса для тех, кто дочитал до этого момента, предлагаю опорный конспект второго поколения. Смысл в том, чтобы все уроки одной темы расположить на одном листе. Данный конспект включает в себя все уроки по теме "Клеточное строение растений".
Опорные конспекты 5 и 6, которые можно увидеть на листе, рассмотрены в следующих публикациях:
А вы практикуете опорные конспекты? А как даете тему "Ткани растений"? Делитесь в комментариях)