Найти в Дзене

Урок ботаники. Строение растительной клетки. Опорный конспект

Клетка для ученика - абстракция. Под световым микроскопом видно ядро, а электронного микроскопа в школе нет. Что там за мембраны, вакуоли, ядрышко, прости господи? В идеале на уроке нужна большая объемная разборная модель. Но даже если она есть - домой не утащишь. Поэтому домой школьник должен унести рисунок, составленный по итогам изучения этой самой разборной модели и натуральных клеток под микроскопом. Например, такой, как на первой картинке. Он составлен по итогам нескольких уроков. Сначала лабораторные работы: отдельно готовим и смотрим микропрепарат кожицы лука, потом отдельно смотрим еще мох мниум (хлоропласты), клетки рябины (хромопласты) высыпаем крахмальные зерна из среза картофеля. Опорный конспект - это способ подытожить изученное, собрать все в единую схему и ответить на все возникшие и непроясненные вопросы. Как видно на схеме, этот конспект составлен из опорных сигналов. Но чтобы за каждым сигналом стоял смысл, при объяснении материала необходимо, чтобы на доске/экране/

Клетка для ученика - абстракция. Под световым микроскопом видно ядро, а электронного микроскопа в школе нет. Что там за мембраны, вакуоли, ядрышко, прости господи? В идеале на уроке нужна большая объемная разборная модель. Но даже если она есть - домой не утащишь. Поэтому домой школьник должен унести рисунок, составленный по итогам изучения этой самой разборной модели и натуральных клеток под микроскопом.

Например, такой, как на первой картинке. Он составлен по итогам нескольких уроков. Сначала лабораторные работы: отдельно готовим и смотрим микропрепарат кожицы лука, потом отдельно смотрим еще мох мниум (хлоропласты), клетки рябины (хромопласты) высыпаем крахмальные зерна из среза картофеля.

Опорный конспект - это способ подытожить изученное, собрать все в единую схему и ответить на все возникшие и непроясненные вопросы.

Как видно на схеме, этот конспект составлен из опорных сигналов. Но чтобы за каждым сигналом стоял смысл, при объяснении материала необходимо, чтобы на доске/экране/ слова фигурировали целиком. Можно и просто в учебнике или на настенной таблице - важно, чтобы ученик видел их своими глазами полностью.

Во-первых, зрительная память переведет слово/понятие в опорный сигнал, во-вторых, надо запоминать, как пишется термин, в-третьих, ученики сами превратят термины с сигналы и тогда лучше их усвоят.

Начинаем с того, что рисуем цитоплазму.

-2

Цитоплазма - это "имущество" клетки, которое, однако, находится в водной среде и поэтому может растечься, раствориться. Школьники сами предлагают решение - оболочка. Но оболочка должна быть проницаемой для воды и других веществ, иначе цитоплазма не получит нужного и не сможет выбросить отходы. Живая, как-никак.

Дети предлагают очень тонкую оболочку. Прекрасно, у нас на рисунке появляется мембрана. Но существует еще одна проблема - защита.

К сожалению, в пятом-шестом классе рано про осмос. Защита-то от него. Поэтому я обычно говорю, что растительная клетка стремится запасти как можно больше воды и от этого ее может угораздить лопнуть. Ага, говорят ученики и предлагают поверх мягкой твердую оболочку.

Здесь же можно обсудить вопрос, нужен ли растениям костный скелет. Вдруг эволюция пошла бы по такому пути!

Кстати, такие вещи хорошо идут в инженерном классе, когда дети постарше повторяют порядком забытый материал о строении клетки.

Итак, у нас на доске появляется вот такой рисунок:

-3

Но пока это только строение клетки. Нас же волнуют еще и функции ее частей. Поэтому к изображению оболочки добавляем красные значки и договариваемся, что красный будет обозначать именно функции:

-4

Идем снизу вверх. Стрелки в обе стороны - обмен веществами между клеткой и окружающей средой. В более старших классах назовем это полупроницаемостью мембраны.

Стрелка с формулой воды означает, что оболочка не дает клетке лопнуть. Опять же, в более старших классах - защита от осмоса как основная задача твердой клеточной стенки.

Плюс, конечно, защита от испарения.

Ломаная стрелка - изначально это обозначение наличия где-либо электрического напряжения. Но в данном случае она означает какую-то внешнюю силу. Раз уж оболочка стала твердой, то она вполне может защитить от механических повреждений. Поэтому стрелка на схеме упирается в штрих, условное изображение щита. И важно, чтобы ученик произносил не просто "защита", а "защита от механических повреждений".

Следующая микротема - движение цитоплазмы (отлично видно на препарате мниума, главное, чтобы не было холодно) и взаимодействие между цитоплазмами соседних клеток. "Вместе мы - сила"!

-5

Обсуждаем ядро и его управляющую функцию, вакуоль как способ запасти питание в жидком виде. Очень любят вышестоящие инстанции спрашивать деток, как отличить старую клетку от молодой - что ж, пусть будет, Заодно выясним, что это такое течет по ножу и по рукам, когда мы режем спелый арбуз.

ЗПВ - запас питательных веществ

-6

И последнее - пластиды, обсуждаем их заносим в схему:

-7

Собственно, все. Но этот опорный конспект можно еще ужать, сократить количество символов. И сделать это лучше вместе с учениками. Пусть они предложат свои варианты. Ниже еще раз выкладываю картинку с опорным конспектом и некоторыми пояснениями.

-8

Внутри вакуоли (В) ученики предложили еще сделать пояснение, что она содержит клеточный сок (КС). Сигнал не очень удачный, потому что буквы КС уже есть и обозначают клеточную стенку. Но КС (клеточный сок) другого цвета. В черно-белом варианте лучше изменить один из опорных сигналов.

Пл - пластиды. Как видите, цвет букв, обозначающий пластиды, тоже является опорным сигналом.

Хлорофилл - новое и очень важное слово - решили оставить полностью.

Давно это было. Сейчас все слова полностью пишем, и то не помогает)

Как вам опорный конспект? Может, какие-то еще усовершенствования просятся?