Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Опытный истребитель танков «Таран», 1957

Самоходная артиллерийская установка СУ-152 «Таран» cтала одной из последних попыток восстановить доброе имя ствольной артиллерии в борьбе с танками противника, несмотря на стремительное развитие реактивных противотанковых гранатомётов и ракетных комплексов. Основной задачей, которую военные ставили перед новой машиной, было поражение любых бронированных целей вероятного противника в любой плоскости и на любых дистанциях вероятного боя. Для этого потребовалось создать не только новую машину, но и новое орудие. Во второй половине 50-х годов, когда в странах Запада начали появляться новые тяжелобронированные машины, с которыми советские танки могли бороться только ограниченно, военным потребовалась новая боевая машина, настоящий «охотник на танки» — малогабаритная боевая машина, прекрасно защищённая и вооружённая до зубов. Понимая, что руководство СССР на тот момент чрезмерно увлеклось ракетным вооружением, а также перспективы этого вида оружия, военные заказали разработку гладкоствольног
Оглавление

Самоходная артиллерийская установка СУ-152 «Таран» cтала одной из последних попыток восстановить доброе имя ствольной артиллерии в борьбе с танками противника, несмотря на стремительное развитие реактивных противотанковых гранатомётов и ракетных комплексов. Основной задачей, которую военные ставили перед новой машиной, было поражение любых бронированных целей вероятного противника в любой плоскости и на любых дистанциях вероятного боя. Для этого потребовалось создать не только новую машину, но и новое орудие.

Опытная САУ СУ-152 «Таран» собственной персоной. Фотография с сайта парка Патриот.
Опытная САУ СУ-152 «Таран» собственной персоной. Фотография с сайта парка Патриот.

История создания

Во второй половине 50-х годов, когда в странах Запада начали появляться новые тяжелобронированные машины, с которыми советские танки могли бороться только ограниченно, военным потребовалась новая боевая машина, настоящий «охотник на танки» — малогабаритная боевая машина, прекрасно защищённая и вооружённая до зубов. Понимая, что руководство СССР на тот момент чрезмерно увлеклось ракетным вооружением, а также перспективы этого вида оружия, военные заказали разработку гладкоствольного орудия, способного вести огонь не только привычными снарядами разных типов, но и противотанковыми ракетами.

Георгий Сергеевич Ефимов, руководитель проекта «Таран». Фотография в свободном доступе.
Георгий Сергеевич Ефимов, руководитель проекта «Таран». Фотография в свободном доступе.

Полный список требований к новой машине был указан в Постановлении Совета Министров СССР от 28 мая 1957 года, он же и дал старт работам над новым истребителем танков был дан Постановлением Совета Министров СССР от 8 мая 1957 года — согласно ему, ОКБ-3 Уральского машиностроительного завода поручалось разработать броневой корпус, ходовую часть и силовую установку новой машины, а СКБ-172 Пермского машиностроительного завода имени В. И. Ленина поручалось разработать орудие калибра 152,4 миллиметра. Снаряды для нового орудия поручили разработать московскому НИИ-24. Все работы стартовали в рамках научно-исследовательской работы по теме №9, получившей шифр «Таран», а руководителем всей программы был назначен Георгий Сергеевич Ефимов. Головным исполнителем по созданию самоходной установки и интеграции в нее артиллерийской системы был назначен Уральский завод транспортного машиностроения (Уралмашзавод) в Свердловске. Перед конструкторским бюро была поставлена довольно амбициозная задача — создать гусеничную бронированную машину закрытого типа с боевой массой в пределах от 25 до 30 тонн. Экипаж должен был состоять из трех или четырех человек. Требования к подвижности включали максимальную скорость от 55 до 65 км/ч. Бронирование лобовой проекции корпуса и башни должно было обеспечивать защиту от 57-мм бронебойных снарядов с ударной скоростью 950 м/с.

Михаил Юрьевич Цирюльников, конструктор орудия. Фотография в свободном доступе.
Михаил Юрьевич Цирюльников, конструктор орудия. Фотография в свободном доступе.

Центральным элементом проекта был выбор вооружения — разработку орудия поручили специальному КБ-172 под руководством конструктора Михаила Юрьевича Цирюльникова. Несмотря на то, что в постановлении СовМина был указан предпочтительный калибр орудия, в СКБ разработали сразу две пушки — 130-мм М-68 и 152,4-мм М-69 и в дальнейшем провели исследования обоих орудий с целью выбрать оптимальный вариант. Анализ испытаний орудий показал, что достижение требуемых боевых характеристик возможно только при использовании калибра 152,4-мм. Решающее совещание, на котором определилась дальнейшую судьба вооружения, состоялось 6 марта 1959 года — в ходе прений выбрали 152,4-мм системы М-69 с длиной ствола в 59,5 калибров. Ключевым аргументом стало то, что для этого орудия, уже имелся бронебойный подкалиберный оперенный снаряд, а также незадолго до испытаний был разработан и кумулятивный боеприпас. В то же время для 130-мм орудия, тоже довольно неплохого по характеристикам, был готов только бронебойный снаряд и более того — вести огонь из него полагали только бронебойными подкалиберными снарядами. Тем более, что ещё свеж был боевой опыт Великой Отечественной войны, где 152-мм орудия «Зверобоя» прекрасно показали себя в борьбе с немецкими тяжелыми танками, хоть и не были для этого предназначены. Сложившиеся обстоятельства подтолкнули военных, которые лучше всего понимали как возможности, которые могло дать более тяжёлое орудие, так и недостатки конструкции «длинноносого» орудия, к выбору.

После принятия решения по орудию, работы ускорились — уже в январе 1960 года завод №172 изготовил два опытных орудия М-69 и отправил их на Уралмашзавод для монтажа на шасси. Чуть позже, в марте того же года, был собран единственный опытный образец САУ СУ-152 «Объект 120», который сразу же был направлен на заводские испытания. Однако, пока САУ проходила заводские испытания, все работы по ней приказали остановить — 30 мая 1960 года опытно-конструкторские работы по теме «Таран» были официально завершены постановлением Совета Министров СССР. Единственный собранный экземпляр САУ поначалу оставили на заводе, а чуть позже передали в подмосковную Кубинку, где истребитель танков, созданный по программе «Таран» находится по сей день.

Описание конструкции

Самоходная установка «Объект 120» представляла собой полностью закрытую бронированную машину, построенную по нетипичной для советских САУ компоновочной схеме с кормовым расположением боевого отделения. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней части корпуса, что было сделано для уравновешивания машины. Боевое отделение, выполненное в виде поворотной башни, находилось в кормовой части. Такая компоновка позволила разместить длинноствольное и массивное орудие, обеспечив при этом приемлемое распределение веса и условия для работы экипажа.

Бронированный корпус

Конструкция САУ «Объект 120» была построена по образу и подобию одной из предыдущих моделей — СУ-152П. Корпус сварирался из листов катаной брони различной толщины и предполагалось создать защищённую от снарядов противника машину, но всё упёрлось в её боевую массу — именно поэтому толщина лобовой брони не превышала 30 миллиметров. Борта корпуса собрали из плит стальной брони толщиной в 15 миллиметров, а корма собиралась из листов толщиной в 10 миллиметров. Для машин того времени показатели были чрезвычайно низкими — в ближнем бою машина оставалась беззащитной даже против крупнокалиберных пулемётов.

Чертёж-схема опытной САУ «Таран». Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема опытной САУ «Таран». Изображение в свободном доступе.

Ещё более странным было строение башни — она также собиралась из листов катаной стальной брони толщиной от 10 до 30 миллиметров, вмещала в себя трёх членов экипажа, орудие и всё сопутствующее оборудование. Во многих источниках указывается, что она могла вращаться на 360 градусов, однако на самом деле вращение башни ограничивалось в пределах 140°, то есть по 70 градусов вправо и влево. Это слишком большой диапазон, учитывая мощность орудия — ограничение было более чем сознательным, ведь задав башне больший угол поворота, можно было повредить ходовую часть машины, а при стрельбе на нетвёрдых грунтах и вовсе привести к её опрокидыванию.

Корпус САУ в разрезе. Изображение в свободном доступе.
Корпус САУ в разрезе. Изображение в свободном доступе.

Уровень бронирования машины был изначально задан как противопульный и противоосколочный, с элементами противоснарядной защиты — объяснялось это тем, что СУ-152 «Таран» не должна была идти в бой в качестве штурмовой машины, её удел определялся засадной тактикой применения, где главным фактором победы в бою была скорость и точность выстрела. Противоснарядная защита планировалась только от попаданий 57-мм бронебойных снарядов, выпущенных со скоростью 950 м/с, при курсовом угле обстрела в 0 градусов. Конструкторы пожертвовали защищенностью ради достижения высокой подвижности и возможности установки сверхмощного орудия, оставаясь в рамках жесткого ограничения по боевой массе в 27 тонн.

Вооружение

Орудием главного калибра «Тарана» стала, как уже сказано выше, 152,4-мм гладкоствольная пушка М-69 с длиной ствола в 59,5 калибров (или 9045 миллиметров), для некой компенсации отдачи оснащенная мощным дульным тормозом. Несмотря на устрашающий калибр, конструкторы сделали всё для экипажа — установили на пушку полуавтоматический затвор, установили пневматический досылатель снаряда, облегчая труд заряжающего (таскать 35-кг снаряды, да ещё и отдельно метательный заряд в условиях весьма тесной башни непросто). Благодаря вышесказанному, скорострельность орудия в руках опытного экипажа достигала пяти выстрелов в минуту.

152,4-мм гладкоствольная пушка М-69 с длиной ствола в 59,5 калибров было черезвычайно мощным и черезвычайно длинным. Фотография в свободном доступе.
152,4-мм гладкоствольная пушка М-69 с длиной ствола в 59,5 калибров было черезвычайно мощным и черезвычайно длинным. Фотография в свободном доступе.

Но скорострельность «Тарану» вредила — возимый боекомплект вмещал всего двадцать два снаряда, и особо пострелять из орудия не удалось бы, особенно с учётом тактики его применения — «кто первый выстрелил, тот молодец». То есть, САУ предписывалось вести огонь по цели, используя принцип выстрел-смена позиции-выстрел. В список возимых снарядов входили подкалиберные оперённые, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды, что позволяло работать по широкому спектру целей. При этом снаряды покидали ствол со скоростью до 1720 метров в секунду, что позволяло уверенно поражать цели на дистанциях в два километра, защищённые бронёй до 200 миллиметров! А на дистанции реального танкового боя, при выстреле бронебойным оперённым подкалиберным снарядом, пробивалась броня толщиной в 315 миллиметров. То есть, ни один танк вероятного противника не был защищён от «Тарана».

От объекта 120, он же САУ «Таран» отказались в угоду него — ИТ-1 «Дракон», о котором я писал в другой публикации.  Изображение в свободном доступе.
От объекта 120, он же САУ «Таран» отказались в угоду него — ИТ-1 «Дракон», о котором я писал в другой публикации. Изображение в свободном доступе.

Никакого вспомогательного вооружения на машину не устанавливалось — оборонять её от противника, если таковой прорвётся к позициям самоходки, предлагалось при помощи двух автоматов Калашникова и двадцати ручных гранат Ф-1. Возможно, если бы машина попала на армейские испытания, её доработали бы установкой пулемётов, но ведь мы помним, что этого не произошло.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовая установка САУ представлена дизельным V-12 жидкостного охлаждения. При этом, в разных источниках приводятся разные данные о его модели и мощности — чаще всего говорят о двигателе В-105-В мощностью 400 л.с. (294 кВт). При снаряженной массе в 27 тонн удельная мощность машины составляла около 17,8 л.с./т, что обеспечивало ей высокую скорость движения — кое-где указывается 64 километра в час по шоссе. Запас хода в различных источниках указывается от 280 до 350 километров, что является довольно неплохим показателем.

Ходовая часть и агрегаты силовой установки были заимствованы у другой опытной машины — СУ-152П («Объект 116»), которая, в свою очередь, была создана на базе узлов САУ СУ-100П. Это решение по унификации позволило значительно ускорить и удешевить разработку прототипа, сосредоточив усилия конструкторов на интеграции нового боевого отделения. Однако это привело и к серьезному недостатку — шасси не было рассчитано на установку орудия с длиной ствола в 9 метров, что привело к очень большому вылету ствола вперед. Общая длина машины с пушкой достигала почти 11 метров при длине корпуса около 6,9 метра, что серьезно затрудняло маневрирование на пересеченной местности, в лесных массивах или в городских условиях, делая машину уязвимой на марше.

Приборы наблюдения и связи

Для наведения орудия на цель наводчик использовал телескопический прицел ТШ-22. Командир машины имел круговой обзор при помощи стандартных для того времени приборов наблюдения МК4, а мехводу оставалось обозревать окрестности через похожий прибор с полем зрения в 120 градусов. О других приборах наблюдения никакой информации мне найти не удалось.

Внешняя связь между машинами и с командованием обеспечивалась с помощью радиостанции Р-113. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась, скорее всего, через устаревшую модель ТПУ на три абонента без возможности подключения внешнего вывода (для десанта на броне). Подробная информация о приборах наблюдения командира и механика-водителя в доступной мне документации не фигурирует.

Электрооборудование

Доступные архивные материалы не содержат детальных сведений о системе электрооборудования САУ «Объект 120». Нет данных о типе и мощности генератора, емкости аккумуляторных батарей или особенностях бортовой электрической сети. Тем не менее, известно, что наведение орудия в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществлялось с помощью электрогидравлического привода. Это косвенно указывает на наличие достаточно развитой и мощной электрической системы, необходимой для питания приводов и другого бортового оборудования, однако ее конкретные характеристики остаются неизвестными.

Заключение

Самоходная противотанковая установка СУ-152 «Таран» («Объект 120») по праву может считаться одним из самых выдающихся образцов советской инженерной мысли конца 1950-х годов. Для своего времени она обладала исключительным сочетанием огневой мощи и подвижности, превосходя по этим параметрам многие зарубежные аналоги. Проект был закрыт не из-за технических просчетов или недостатков конструкции, а по причине фундаментального сдвига в приоритетах развития противотанковых средств в СССР. На смену узкоспециализированным истребителям танков приходили новые, более универсальные и эффективные системы вооружения. Начало работ по созданию 125-мм гладкоствольной пушки Д-81, которая впоследствии стала основным вооружением советских танков на десятилетия вперед, а также активное развитие противотанковых управляемых ракет (ПТУР) сделали дальнейшее совершенствование проекта «Таран» нецелесообразным. Судьба «Объекта 120» стала наглядным примером внутренней технологической конкуренции в оборонно-промышленном комплексе. Проект проиграл не зарубежным конкурентам, а будущим отечественным разработкам, которые предлагали более комплексные решения задач на поле боя. Таким образом, СУ-152 «Таран» осталась в истории уникальным памятником эпохи, который символизировал технологический апогей и одновременно закат целой эпохи классических ствольных истребителей танков.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.