Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Опытная тяжелая САУ СУ-152П, 1946

В истории советского бронетанкового вооружения есть страницы, посвященные не серийным машинам-победителям, а смелым экспериментам, раздвинувшим границы инженерной мысли. Одной из таких страниц является самоходная артиллерийская установка СУ-152П, носившая обозначение «Объект 116». Этот проект стал одним из амбициозных и мощных образцов советской самоходной артиллерии, разработанных в первые послевоенные годы. Он был не просто очередной боевой машиной, а неким воплощением новой конструкторской философии, рожденной из суровых уроков Второй мировой войны. И хотя СУ-152П в конечном итоге так и осталась опытным прототипом, не принятым на вооружение, история ее создания, особенности конструкции и причины закрытия проекта дают представление о технологических вызовах и эволюции доктрин советского бронетанкостроения конца 1940-х годов. Это рассказ о смелой концепции, которая довела инженерные возможности своего времени до предела, и чей провал оказался не менее поучительным, чем любой успех. Во
Оглавление

В истории советского бронетанкового вооружения есть страницы, посвященные не серийным машинам-победителям, а смелым экспериментам, раздвинувшим границы инженерной мысли. Одной из таких страниц является самоходная артиллерийская установка СУ-152П, носившая обозначение «Объект 116». Этот проект стал одним из амбициозных и мощных образцов советской самоходной артиллерии, разработанных в первые послевоенные годы. Он был не просто очередной боевой машиной, а неким воплощением новой конструкторской философии, рожденной из суровых уроков Второй мировой войны. И хотя СУ-152П в конечном итоге так и осталась опытным прототипом, не принятым на вооружение, история ее создания, особенности конструкции и причины закрытия проекта дают представление о технологических вызовах и эволюции доктрин советского бронетанкостроения конца 1940-х годов. Это рассказ о смелой концепции, которая довела инженерные возможности своего времени до предела, и чей провал оказался не менее поучительным, чем любой успех.

САУ СУ-152П собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
САУ СУ-152П собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Вопрос по созданию проекта «Объект 116», а именно создания новых образцов самоходной артиллерии возник сразу после окончания войны. Опираясь на опыт успешного применения, но уже устаревающих машин военного времени, таких как тяжелые СУ-152 и ИСУ-152, советское военное руководство инициировало разработку нового поколения самоходных орудий. Программа по их разработке была запущена в 1946 году, отражая стремление не только развить уже имеющиеся собственные идеи, но и переосмыслить трофейные немецкие концепции, а также подвергнуть анализу уже знакомые образцы подобной техники, стоящие на вооружении у союзников. Особый интерес командования вызывала схема с полуоткрытой установкой орудия на мобильном шасси, которая давала определенные преимущества в массе, компоновке и удобстве работы расчета, например Rheinmetall Scorpion или Hummel.

Так мог выглядеть Rheinmetall Scorpion (если не ошибаюсь, никогда не был построен). Изображение в свободном доступе.
Так мог выглядеть Rheinmetall Scorpion (если не ошибаюсь, никогда не был построен). Изображение в свободном доступе.

Ключевой особенностью проекта стало то, что «Объект 116» не был единичной разработкой, а являлся частью большого семейства боевых машин, созданных на базе нового, специально спроектированного универсального шасси. Работы начались с создания САУ СУ-100П («Объект 105»), но в дальнейшем они вышли за рамки создания единичной САУ, фактически создав массовую платформу под индексом ГМ-100, позволяющую установку более тяжелых артсистем, таких как 152-мм гаубица для проекта СУ-152Г («Объект 108»). Данный подход знаменовал собой отказ от практики военного времени, когда САУ создавались путем модификации существующих танковых баз, к более продуманной и системной послевоенной конструкторской философии. Целью было создание стандартизированной гусеничной платформы, способной служить основой для машин различного назначения. В дальнейшем платформа и вовсе могла стать решением универсальным, позволяющим создавать целый кластер боевой техники на общей базе — это значительно удешевляет сам процесс создания и производства новой техники, а также обучение экипажей.

Еще одна опытная САУ СУ-152Г. Фотография в свободном доступе.
Еще одна опытная САУ СУ-152Г. Фотография в свободном доступе.

Разработка САУ СУ-152П велась, согласно имеющихся у меня документов, в Свердловске, однако в сети существуют расхождения относительно руководства проектом — часть источников утверждает, что работы проводились в конструкторском бюро ОКБ-3 Уралмашзавода под руководством главного конструктора Л. И. Горлицкого, другие источники указывают на Г. С. Ефимова, возглавлявшего КБ Свердловского машиностроительного завода «Уралтрансмаш». Но скорее всего, расхождение может говорить о типичном для советской промышленности разделении труда — коллектив под руководством Горлицкого, например, отвечал за создание всего семейства универсальных шасси (как это указано для родственного проекта СУ-152Г), в то время как команда Ефимова непосредственно занималась проектом «Объект 116» — вопросами установки орудия на специально доработанную базу. Само же 152-мм орудие М-53 было разработано отдельно, в специальном конструкторском бюро пермского «Мотовилихинского завода» (Завод №172) под руководством М. Ю. Цирюльникова.

Эскизный проект САУ был готов в 1946 году, но разработка полного пакета технической документации, а следовательно, сборка опытного образца подзатянулись — единственный опытный образец САУ был изготовлен в сентябре 1948 года, после чего сразу поступил на заводские испытания, в ходе которых инженер-конструкторы устраняли выявленные ранее недостатки конструкции. Всего в ходе заводских испытаний, длившихся на протяжении двух месяцев, машина прошла 2904 км и произвела 40 выстрелов, после чего конструкторы признали ее годной к государственным испытаниям и подали соответствующую заявку. Государственные испытания были назначены на весну 1949 года, также продлились около двух месяцев — но по их итогам проект был закрыт. Официальной причиной закрытия проекта стала «недостаточная устойчивость самоходки при стрельбе» — обладая впечатляющей огневой мощью, шасси оказалось слишком легким, чтобы служить стабильной платформой для столь мощного орудия. Следовательно, на вооружение СУ-152П принята не была, был построен лишь один прототип, который сегодня хранится в бронетанковом музее в Кубинке.

Описание конструкции

Компоновочная схема СУ-152П была выполнена по прогрессивной для своего времени схеме с кормовым расположением боевого отделения и передним размещением моторно-трансмиссионной группы, как это было сделано в случае с тяжелыми САУ СУ-101. Такое решение конструкторов позволило оптимально распределить массу, а также выделило в корме машины просторную площадку для размещения немалых размеров орудия и обеспечения комфортных условий работы для экипажа, что было значительным шагом вперед по сравнению с предыдущими образцами серийной техники.

Бронированный корпус

Корпус самоходной установки собирался из катаных броневых листов методом сварки их между собой, хотя некоторые элементы конструкции соединялись при помощи заклепок. Бронирование машины считалось противопульным, что подчеркивало ставку конструкторов на мобильность и огневую мощь, а не на защиту — машину, согласно новой доктрине применения, планировалось использовать как тыловую мобильную артиллерию, не направляя ее в передовые порядки. Данные о толщине брони в источниках разнятся: одни указывают на толщину лобовых и бортовых листов корпуса в 25 мм, другие — на максимальную толщину в 18 мм, при этом толщина остальных элементов составляла не менее 8 мм.

Чертеж-схема САУ СУ-152П. Изображение в свободном доступе.
Чертеж-схема САУ СУ-152П. Изображение в свободном доступе.

Орудие и расчет прикрывались спереди и с боков бронещитом, собиравшимся на пространственном каркасе при помощи заклепок. Он состоял из наклонного лобового листа толщиной 20 мм, имевшего угол наклона в 40 градусов от вертикали и вертикально ориентированных бортов. Щит монтировался на одной платформе с орудием и поворачивался вместе с ним в горизонтальной плоскости. Для удобства работы экипажа и посадки в машину бортовые стенки боевого отделения могли откидываться. Внутренняя компоновка корпуса предусматривала размещение трансмиссионного отделения в носовой части, за ним справа находился моторный отсек, а слева — отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Для входа и выхода водитель имел собственный люк в крыше корпуса и располагал парой смотровых приборов для вождения в боевых условиях.

Вооружение

Орудием главного калибра в опытной САУ выступала 152-мм нарезная пушка М-53, представлявшая собой глубокую модернизацию 152-мм пушки образца 1935 года Бр-2, адаптированную для установки на самоходное шасси. Орудие имело длинный цельный ствол, оснащенный эффективным дульным тормозом щелевого типа, который поглощал до 55% энергии отката. Важным нововведением стал горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор, который был значительно удобнее в эксплуатации в несколько ограниченном пространстве боевого отделения, чем поршневой затвор пушки-прародительницы, а также его установка позволяла несколько поднять скорострельность орудия.

152-мм пушки образца 1935 года Бр-2, послужившая основой для вооружения опытной САУ. Фотография в свободном доступе.
152-мм пушки образца 1935 года Бр-2, послужившая основой для вооружения опытной САУ. Фотография в свободном доступе.

Орудие устанавливалось на тумбовой установке в центре вращающейся боевой платформы, способной поворачиваться в ограниченном радиусе, составлявшем 143 градуса (±71.5 градуса от продольной оси), причем наводка могла осуществляться как вручную, так и с помощью электропривода. Углы вертикальной наводки, задававшиеся только вручную, находились в диапазоне от −5 до +30 градусов. Для облегчения работы наводчика, ввиду большой массы качающейся части орудие было оснащено пружинным уравновешивающим механизмом.

Заряжание орудия осуществлялось по раздельно-гильзовой схеме и частично было механизированным. Тяжелый 49-килограммовый снаряд досылался в казенник при помощи пружинного механического досылателя, однако гильза с метательным зарядом подавалась вручную. Такая схема заряжания позволяла достичь теоретической скорострельности до 5 выстрелов в минуту. Возимый боекомплект состоял из 30 выстрелов, в который могли входить осколочно-фугасные снаряды ОФ-530, а также бронебойные и бетонобойные, что делало САУ универсальным средством для борьбы как с любыми типами бронетехники, так и с долговременными полевыми укреплениями. Максимальная дальность стрельбы достигала внушительных 25070 метров.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В движение СУ-152П приводилась 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем В-54-105 (также встречается обозначение В-105) мощностью 400 лошадиных сил. Этот двигатель являлся развитием знаменитого семейства дизелей В-2 и отличался усовершенствованной системой охлаждения, которая позволила уменьшить габариты моторного отсека. Двигатель соединялся с механической трансмиссией, включавшей главный фрикцион сухого трения и двухпоточную коробку передач, от которой крутящий момент передавался на ведущие колеса переднего расположения.

Танковый дизель В-54 мы упомянем еще не раз в публикациях. Фотография в свободном доступе.
Танковый дизель В-54 мы упомянем еще не раз в публикациях. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть является тем элементом, в котором «Объект 116» наиболее наглядно демонстрирует свои отличия от базового шасси СУ-100П. Чтобы разместить массивное орудие и компенсировать нагрузки при выстреле, конструкторам пришлось пойти на значительное удлинение корпуса. Это, в свою очередь, потребовало полной переработки ходовой части. Количество сдвоенных обрезиненных опорных катков на каждом борту было увеличено с шести до семи, что было не просто мелкой доработкой, а решением инженерной задачи — осознавая, что штатное шасси не выдержит нагрузок, конструкторы превентивно его перепроектировали. Тот факт, что даже усиленная база оказалась недостаточно стабильной, может продемонстрировать, насколько мощным был импульс отдачи орудия М-53. Подвеска сохранила индивидуальную торсионную конструкцию, но для гашения продольных колебаний на узлах подвески первого и седьмого катков были установлены гидравлические телескопические амортизаторы. Также была добавлена дополнительная пара поддерживающих роликов. Боевая масса машины составляла около 28,7 тонн. Мощный двигатель и совершенная ходовая часть обеспечивали СУ-152П отличную для ее габаритов подвижность — скорость движения по шоссе достигала 65 км/ч, а запас хода указан в пределах 280-300 км.

Заключение

СУ-152П «Объект 116» вошла в историю как технологически передовой, но в конечном счете неудачный проект. Она стала кульминацией послевоенных усилий конструкторов по созданию мобильного крупнокалиберного истребителя танков созданного на полуоткрытой схеме. Однако именно провал этого проекта оказался, возможно, более ценным для отрасли, чем был бы его умеренный успех. Критический недостаток, а именно неспособность шасси массой менее 30 тонн выдерживать отдачу орудия, ведущего свою родословную от сверхтяжелой осадной артиллерии — преподал советским инженерам наглядный и незабываемый урок в области физики и проектирования боевых машин.

Опыт, полученный при работе над «Объектом 116», напрямую повлиял на все последующее развитие советской самоходной артиллерии — продемонстрировав пределы концепции универсального шасси для монтажа артсистем такого класса мощности, он подтолкнул конструкторов к поиску новых решений. Наследие СУ-152П еще будет продемонстрировано в более поздних и еще более смелых экспериментах, например, объект “Таран”. Однако с закрытием проекта, к конструкторам пришло понимание — для успешного создания тяжелых САУ требуется более целостный, интегрированный подход, при котором шасси и вооружение разрабатываются как единый, неразрывный комплекс.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.