Найти в Дзене
Света Шуга

Бармино. Три легенды одного села. Деревянная церковь из сказки

Бармино, Лысковский район, Нижегородская область: история села, что посмотреть, деревянный храм Село Бармино упоминается в документах начала XVII века уже как состоявшийся населённый пункт, но очевидно, что появилось оно раньше. Есть три версии происхождения названия, они все прикольные. Версия номер раз, тривиальная - в честь древнерусского зодчего Бармы, который создал храм Василия Блаженного в Москве. Где мы, а где Красная площадь, справедливо спросите вы? Конечно, Иван Грозный, работодатель Бармы, в этих землях совершенно точно хаживал (Казань-то брать надо было), может, он и зодчего с собой возил? А может быть! Особенно, если учитывать, что в завоёванную Казань был отправлен второй архитектор собора Василия Блаженного Постник, и есть мнение, что Барма и Постник - это вообще одно лицо. Барма - это погоняло, прозвище. Постник, в общем-то, тоже. Вот, что на этот счёт говорит Валерий Лобачёв в статье журнала "Наука и религия": "Барма" в северорусских говорах - "пчёлка". Звать людей и

Бармино, Лысковский район, Нижегородская область: история села, что посмотреть, деревянный храм

Село Бармино упоминается в документах начала XVII века уже как состоявшийся населённый пункт, но очевидно, что появилось оно раньше. Есть три версии происхождения названия, они все прикольные.

Версия номер раз, тривиальная - в честь древнерусского зодчего Бармы, который создал храм Василия Блаженного в Москве. Где мы, а где Красная площадь, справедливо спросите вы? Конечно, Иван Грозный, работодатель Бармы, в этих землях совершенно точно хаживал (Казань-то брать надо было), может, он и зодчего с собой возил? А может быть! Особенно, если учитывать, что в завоёванную Казань был отправлен второй архитектор собора Василия Блаженного Постник, и есть мнение, что Барма и Постник - это вообще одно лицо. Барма - это погоняло, прозвище. Постник, в общем-то, тоже. Вот, что на этот счёт говорит Валерий Лобачёв в статье журнала "Наука и религия":

"Барма" в северорусских говорах - "пчёлка". Звать людей именами зверей, рыб и прочих божиих тварей (Волк, Кот, Жук) было вполне обычным делом на Руси. А "Постник" скорее всего не имя и не прозвище - не от того идёт, что строитель храмов был особенно строг в соблюдении постов. Просто имя его - Иван - нередкое, и, чтобы в многолюдье на стройплощадке, да и в быту различать, какого именно Ивана кличут, называли их точнее: по тому из святых Иванов, в память которого, согласно церковному календарю, по времени рождения, человек крещён. Так, вероятно, в честь своего небесного покровителя - св. Ивана Постника - и стал Иван Барма, даже в документах, именоваться Постником",

- считает автор статьи (источник).

А составитель летописи в XVII веке напутал и вместо одного зодчего стало двое. "За" эту версию говорит и тот факт, что сведений о загадочном Барме больше нигде нет, а о Постнике, сыне Яковлеве, псковском (помните про "северорусский говор"?) церковном и городовом мастере - пожалуйста. В 1555 году он едет в командировку строить "новый град Казань камен": башни, надвратную церковь, Благовещенский собор. В городе-крепости Свияжске, благодаря которому Грозному удалось взять Казань, зодчий возвёл Успенский и Никольский соборы. Чем таким псковский зодчий мог отметиться на этом живописном берегу Волги, что его имя осталось в веках - неизвестно.

Версия номер два, экзотическая. Бармино, дескать, и не Бармино вовсе, а Брамино. Корень тут - Брама. Или Брахма, вопрос произношения. Между нами, грихастхами, эта версия мне нравится больше всего. Я даже про себя решила отныне называть село "Брахманово", по аналогии как мы с Димой арзамасскую деревушку Мотовилово переиначили в "Моторхэдово". Но это уже наши приколы… А если вы с самого начала абзаца слабо понимаете, о чём тут вообще речь, немного поясню. Брахма - создатель Вселенной в индуизме, а "брахманы" (с маленькой буквы) - высшая варна (каста), люди, стоящие на высшей ступени духовного развития. Монахи, гуру, учителя. Легенда в Бармино, которую все в интернете переписывают друг у друга, говорит об этом попроще: типа жили тут иноземцы-язычники, которые поклонялись богу Браме, и даже капище какое-то было. Я бы язычеством это не называла, но для христиан того времени все, кто исповедовал что-то другое и непонятное, были язычниками, так что версия эта интересная, имеет право на жизнь.

Новый деревянный храм в Бармине имеет вот такую архитектурную изюминку. Это глухая резьба
Новый деревянный храм в Бармине имеет вот такую архитектурную изюминку. Это глухая резьба

Версия номер три, лихая. Барма, Барма-лей - картавый, бормочущий местный разбойник, промышлявший на Волге. Пират. Даже имя его в народной памяти сохранилось - якобы звали его Матюшка (у меня так кота зовут) Артемьев. Кто-то пишет, что Барма был из Большого Мурашкино, но у местных - другое мнение.

"Давно это было, очень давно, говорят, еще до взятия Казани царем Иваном Грозным. Жил в ту пору здесь, в дремучих лесах дубо­вых, что росли по высокому берегу Волги, или, как у нас зовут, Венцу, разбойник отчаянный с шай­кой удальцов преданных. Проживали они будто бы в пещере глубокой, и выходила эта пещера гро­мадная из горы к самой реке. Звали того атамана Бармой и происходил он вро­де как из жителей одного марийского селения, ко­торые изредка встречались тут среди густых ле­сов и непроходимых зарослей",
- рассказала в 1965 году в селе Бармине Анна Даниловна Дурнова, 1895 года рождения, собирателю нижегородских преданий и легенд В.Н. Морохину. Источник

Про Барму знали все купцы от Нижнего до Казани, "и не было среди гос­под да хозяев барок и паузков волжских, пожалуй, ни одного такого богача, которого бы не пощупали разбойники Бармины".

"В ночной тиши быстро скользила по водной глади легкая на ходу лодка, бесшумно причаливали разбойники к борту плы­вущей баржи, и тут же разбегались они по палубе... Мгновение - и скручен задремавший сторожевой, а у выхода из каюты уже застыли вооруженные разбойники. Атаман строго приказывал растеряв­шемуся и перепуганному хозяину сдать без со­противления все самое ценное. Владельцу судна ничего не оставалось, как раскошелиться и без­молвно выполнить требование предводителя гроз­ной шайки", гласит легенда.

Время от времени хозяева судов собирались вместе, чтобы пройти опасное место вместе и отбиваться от джентльменов удачи сообща, но атаман умел поворачивать дело так, чтобы от­бить от большого каравана одно судно, увести его сторону и взять на абордаж. Сколько так продолжалось - неизвестно, но нашёлся "молодой да сметливый, вроде из нижегородских". Он был хозяином небольшой баржи. Приказал бурлакам сложить запас увесистых камней вдоль бортов, пристроиться рядышком и не спать.

"Как только приготовление было закончено и наступила темнота, вывел хозяин тот судно своё на самый стрежень да и повел его с припасом страш­ным к тому месту, где разбойнички-то пошаливали. Плывет это баржонка-то хозяйская по Волге, к опас­ному месту приближается. Барма с друзьями изда­лека заприметил это судно, ведь у него где-то на горе пост наблюдательный был. Ничего не подо­зревая, поехали разбойники наперерез барже. Лодка их тихо подплыла к судну, привычным движением ухватился Барма за смоленый борт… В этот миг на барже раздался пронзительный свист, и сразу же, как по команде, в разбойничью лодку посыпались сверху десятки увесистых кам­ней. Многие из разбойников были тут же убиты, другие - сильно ранены. Под тяжестью необычного груза лодка быстро пошла ко дну.
Так погибли Барма и его отчаянные помощни­ки. Погибли, а народная молва о них сохранилась на многие века. Живет она и сейчас, и не только в памяти людской, но и в названии села, которое яко­бы появилось недалеко от барминской пещеры и тех мест, где гуляли атаман и его лихие разбойнички".

Пишут, что с этой историей перекликается предание "Разбойник Барма", опубликованное в "Нижегородских губернских ведо­мостях" за 1891 год (№ 29, 30 и 31).

-3

Что нам известно наверняка, так это то, что в период с 1693 по 1977 году стояла тут деревянная красавица-церковь, даже фотографии сохранились. Сгорела, говорят, как спичка, но ни одного из стоящих рядом домов при этом с собой не забрала. К тому моменту в церкви уже лет тридцать был склад.

Скриншот сайта https://kraevedliskovo.edusite.ru/p126aa1.html
Скриншот сайта https://kraevedliskovo.edusite.ru/p126aa1.html
Первое упоминание о Троицкой церкви в селе Бармино относится к писцовой книге Д. Лодыгина за 1621-1624 годы, где указано: "Село Троецкое, а Бармино тож, на реке на Волге, ставится ново. А в селе церковь Живоначалные Троицы, древяна клецки". Храм был построен на средства боярина князя Ивана Михайловича Воротынского и местных жителей. К 1681 году церковь описывается как "старая", что свидетельствует о её существовании уже длительное время. В 1693 году на её месте была возведена новая деревянная церковь клетского типа с пятиглавием и шатровой колокольней. Храм имел размеры 25×9,3 м и был построен "тщанием прихожан". Особенностью конструкции было высокое подцерковье на дубовых столбах для защиты от половодий,

- говорится на сайте Лысковской Епархии.

Скриншот сайта https://kraevedliskovo.edusite.ru/p126aa1.html
Скриншот сайта https://kraevedliskovo.edusite.ru/p126aa1.html

Сейчас в Бармине снова есть деревянная церковь, построенная на средства коммерсанта Ананьева, и, честное слово, это первый новодел, который привёл меня в восторг. Она похожа на… помните, мультфильм про Вовку и Тридевятое царство? Момент, где Василисы Премудрые учат недоросль Вовку терем строить? Вот на их чертежах было что-то такое же волшебно-сказочное, что сейчас украшает берег Волги.

Шикарный новодел!
Шикарный новодел!
-7
-8
-9
-10

Мы приехали в Бармино в пасмурный осенний вечер. Густые синие сумерки разбавлял теплый свет из окон церкви. Я пробежалась по периметру с фотоаппаратом. Вот ближе к реке сохранился фундамент прежнего храма, вот - небольшой старинный погост.

Новая церковь тоже Троицкая, она была освещена в мае 2018 года. На сайте Соборы.Ру есть немного технических подробностей: "...возведена из клеёного бруса толщиной 29 см и поставлена на кирпичный цоколь. Фасады обильно декорированы пропильной и глухой резьбой. Архитектура решена в русском стиле. Объемно-планировочная структура – типа "иже под колоколы".

Соборы ру:  "Архитектор проекта храма Э.Г. Титов, инженеры: Г.С. Щербаков, А.В. Кириллов, М.В. Бодров, С.С. Купцов, художник Алексей Анциферов, руководитель авторского коллектива В.В. Коваль".
Соборы ру: "Архитектор проекта храма Э.Г. Титов, инженеры: Г.С. Щербаков, А.В. Кириллов, М.В. Бодров, С.С. Купцов, художник Алексей Анциферов, руководитель авторского коллектива В.В. Коваль".
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20

Мощное панно на стене храмас подсветкой
Мощное панно на стене храмас подсветкой

После того, как я набегалась вокруг храма, мы проехали по круто сбегающей к берегу дорожке и устроили ужин на берегу.

Открыли для себя сублиматы нижегородского производителя "Еда с собой". Это борщ. Дима очень хвалит
Открыли для себя сублиматы нижегородского производителя "Еда с собой". Это борщ. Дима очень хвалит

Уютная темнота, волжские просторы, рыбаки рассекают на моторках. И слева, и справа оборудованы причалы. Рыбацкая мекка. Надо будет обязательно сюда вернуться, и не раз.

Свет фар выхватил милоту из темноты)
Свет фар выхватил милоту из темноты)
Майское путешествие на Нивасе (2): по следам Ивана Грозного, 600-летний дуб Степана Разина и камень Акпарса
Света Шуга6 июня 2024