Когда в интернет-поисковике вводишь запрос «Доходный дом Синицына», все ссылки будут вести к псевдоготическому роскошеству работы Сергея Гончарова в Благовещенском переулке. Но по какой-то причине не будет ни одного указания на другой адрес, связанный с этой фамилией, прямо на Тверской улице. Да и вообще я не нашел ни одной полноценной статьи про жилой дом, что расположился возле станции метро «Маяковская» между моим вчерашним архитектурным героем и Концертным залом имени Чайковского.
Это дом №27, строения 1 и 2 по Тверской улице. И с ним, как и с домами Наркомлеса и Большого театра, о которых я рассказывал вчера, тоже все совсем не просто. О доме купца Синицына в Благовещенском переулке я расскажу завтра, а сегодня пока еще задержусь на одной из главных улиц Москвы.
Впрочем, то был анонс-присказка, а вот и сама…
…История дома в конце Тверской улицы
Может показаться удивительным, что столь важная для города артерия имеет чуть больше полутора километров длины и заканчивается всего-то тридцатым домом. В то время, когда какая-нибудь заштатная улочка на окраине может похвастаться и 50-м домом, к примеру. Впрочем, дома здесь протяженны и монументальны, вдобавок имеют по нескольку корпусов и строений. Да и сама она еще совсем недавно была гораздо длиннее, пока улицу Максима Горького снова не разделили надвое, отделив от нее 1-ю Тверскую-Ямскую.
Дом, который я хочу показать сегодня, как раз весьма долог, тянется почти на 170 метров.
История его уходит корнями в самое начало двадцатого века. Тогда здесь стояло целых три доходных дома, один из которых принадлежал Страховому обществу «Россия». Общество владело в Первопрестольной несколькими доходными домами. О самой знаменитой его недвижимости на Сретенском бульваре я уже рассказывал, а еще про одну – совсем недалеко от этого места, на 1-й Тверской-Ямской – расскажу в ближайшем будущем. Дом же на Тверской улице был перестроен до неузнаваемости в советские годы и потому остался наименее известным владением Страхового общества.
А крайним левым из тех трех доходников был как раз доходный дом врача-хирурга, заведующего кафедрой хирургической патологии Московского университета, действительного статского советника Федора Ивановича Синицына.
Дом был выстроен в 1902 году, и Федор Иванович владел им до своей кончины в 1907-м. Затем дом достался некоему Николаю Григорьевичу Найденову, и уже его наследники управляли доходником до революционных событий.
Дом остался жилым после революции... что неудивительно. Среди его обитателей в 1920-х были сотрудник госбезопасности, начальник личной охраны Сталина Николай Сидорович Власик и начальник Управления Воениздата Наркомата обороны СССР Борис Анатольевич Финкельштейн.
А в 1946-1949 годах три бывших доходных дома в конце Тверской улицы…
…Передвинули от проезжей части, надстроили и объединили в один дом
Хотя, если быть точным, то передвижку домов осуществили еще до войны, во второй половине 1930-х, когда доселе узкую и извилистую Тверскую расширяли и реконструировали. Точно так же, кстати, еще до Великой Отечественной планировалось построить Жилой дом Большого театра, о котором я писал вчера. Глазную больницу передвинули, освобождая место, но к строительству приступить не успели.
К слову сказать, гениальный инженер-строитель и архитектор, автор советских проектов передвижек зданий Эммануил Матвеевич Гендель жил совсем неподалеку отсюда, все на той же Первой Тверской-Ямской улице.
(3 фото)
Автором же проекта перестройки трех доходных домов первой половины 1900-х стал советский архитектор Иван Николаевич Соболев, выпускник ВХУТЕМАСа, доктор архитектуры и член-корреспондент Академии архитектуры СССР.
Дом украсили достойно, пышно и ярко, в лучших традициях архитектуры сталинской эпохи. Тогда ведь еще и помыслить не могли про нелепый «Указ об устранении излишеств в проектировании и строительстве», что появится через десяток лет.
(5 фото)
Первые этажи с художественными гранеными эркерами оформили крупным гранитным рустом, часть окон третьего этажа увенчали треугольными сандриками на манер фронтонов. Добавили лепнину, гранитные вазоны, колонны, полуколонны и пилястры коринфского и ионического ордеров.
(9 фото)
Сделался дом гордым образцом сталинского ампира.
Среди известных жильцов дома №27 были писатель и общественный деятель Александр Александрович Фадеев вместе с приемным сыном Александром и его женой Надеждой Васильевной Сталиной, внучкой Вождя,
Народный артист СССР Аркадий Исаакович Райкин и поэт, прозаик и публицист Расул Гамзатович Гамзатов,
(2 фото)
тогдашний министр иностранных дел, а позднее Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Андреевич Громыко и его сын, дипломат и ученый Анатолий Андреевич Громыко, личный переводчик Сталина на французский язык Владимир Иванович Ерофеев, художник-живописец и график Александр Иванович Лактионов, мастер соцреализма и «советский Достоевский», писатель Леонид Максимович Леонов, ученый в области технологий производства авиационных двигателей, заслуженный профессор Лев Алексеевич Хворостухин.
А также и сам автор реконструкции дома, архитектор Иван Николаевич Соболев.
(5 фото)
По традиции хочется сказать, что дом этот остается жилым и по сей день, а про его нынешних обитателей будет писать уже другое поколение авторов.
Я же отправлюсь дальше, как и планировал, но еще не раз вернусь сюда, потому что Тверская улица и ее окрестности – кладезь архитектурных шедевров и замечательных историй.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!