Недавно, перед тем как задержаться в Миусах, я упомянул любопытную странность с нумерацией некоторых московских зданий. Иногда корпуса одного дома рассыпаны вперемешку, как будто кубики пронумеровали, тщательно перетряхнули в коробке и высыпали, как повезет. А бывает, смотришь на одну, явно целостную постройку, и видишь, что она имеет два номера.
Так и мой сегодняшний архитектурный герой, что стоит на Тверской улице, вытянувшись между Мамоновским и Благовещенским переулками: в левой части, на углу с Мамоновским, это дом №25/9, а справа, где в Тверскую вливается Благовещенский переулок, – №25/12.
По виду это один, цельный дом, асимметрично разделенный надвое нарядной псевдобашней с нишей на первом этаже, украшенной трехчастным арочным порталом. Правда, если присмотреться, декор его неравные половины имеют немного разный, но во всем остальном они практически одинаковы.
Однако в действительности это и правда два отдельных дома, сросшиеся в общий массив. Правая часть его была построена несколько раньше левой и носила название…
…Жилой дом Наркомлеса
Возвели его в 1933-1936 годах по проекту коллектива из четырех советских архитекторов: Андрея Константиновича Бурова, Александра Иосифовича Криппа, Романа Ивановича Семерджиева и Елены Борисовны Новиковой на месте древнего храма Благовещения Пресвятой Богородицы постройки 1680 года, перестроенного в восемнадцатом веке и снесенного в 1929 году.
Росписи фасадов нового дома были исполнены по эскизам художника Владимира Андреевича Фаворского, а скульптурные рельефы создал Лев Алексеевич Кардашов.
(9 фото)
Это был период, когда Москва активно строилась и перестраивалась, омолаживаясь и разрастаясь вширь и ввысь. Особенно стремительно реконструировались центральные улицы, главные проспекты и набережные, где селились не только представители партийной элиты, но и деятели искусства, конструкторы и изобретатели, руководители различных предприятий, ведущие инженеры и производственники.
Тверская, как одна из главных улиц Москвы, оказалась едва ли не на острие той реконструкции. Есть на ней и по-настоящему исторические здания, и перестроенные в советские годы старинные дома, и множество построек сталинской эпохи.
Заказчиком строительства этого дома стал Народный комиссариат лесной промышленности СССР. И получил он облик, напоминающий итальянский ренессанс. Сам Буров писал, что своему детищу он старался придать
«выражение жизнерадостного лиризма»
Фактически сразу после окончания строительства в нем поселились очень разные люди, и далеко не все они имели отношение к Лесному хозяйству.
(9 фото)
Одним из жильцов дома стал его автор, архитектор Андрей Константинович Буров, проживший в нем с момента постройки и до конца своей жизни. Среди других были кинооператор-документалист Александр Сергеевич Истомин, советский кинодраматург Георгий Давидович Мдивани с женой, эстрадной артисткой Таисой Савва (Таисией Александровной Савенко), кинорежиссер Евгений Георгиевич Покровский.
В этом же доме с 1950-х по 1980-е годы располагалась художественная мастерская живописца, графика и художника по тканям Федора Васильевича Антонова.
А у архитектора Бурова в гостях бывала поэтесса Марина Ивановна Цветаева.
И вот кстати сказать. Глядя на обе части нынешнего дома №25, может возникнуть резонный вопрос: какой из них принадлежит эта разделительная башенка?
Ответ на загадку приходит, если взглянуть на архивное фото.
Оказывается, что башенки с трехарочным порталом, увенчанной овальным фронтоном, первоначально не было. Она появилась позднее, когда строилась левая часть здания, известная как…
…Жилой дом Большого театра
Еще рассказывают, что тогдашний главный архитектор Москвы как раз требовал, чтобы к дому была пристроена башня, но Андрей Константинович отказался это делать, дабы не нарушать целостность облика.
На своем архитектор настоял, но в наказание был лишен собственной мастерской. А был он, помимо занятий архитектурой, еще и инженером-изобретателем, сценографом и дизайнером.
И когда уже после Великой Отечественной войны, в 1946-1950 годах строилась левая часть дома, башня таки появилась, объединив два, казалось бы, независимых здания.
(5 фото)
Автором жилого дома Большого театра стал все тот же архитектор Буров, а соавторами его на сей раз сделались Р.И. Блажкевич и Лидия Арушановна Степанова.
(7 фото)
Причем он тоже появился не на пустом месте. Ранее здесь располагалась глазная больница, открывшаяся в бывшей усадьбе надворного советника Дмитрия Ивановича Нарышкина, возведенной в 1778-1780 годах предположительно Матвеем Федоровичем Казаковым. Но её, в отличие от храма, решили сохранить и передвинули вглубь переулка, попутно развернув на девяноста градусов.
(7 фото)
На данный момент это Городская клиническая больница (офтальмологический центр) имени Сергея Петровича Боткина. Сегодня она закрыта на ремонт, и после открытия я постараюсь написать о ней отдельную заметку.
Среди жильцов дома Большого театра была самая настоящая россыпь театральных деятелей, режиссеров и постановщиков, танцоров и балетмейстеров, музыкантов, певцов и преподавателей сценического мастерства.
(3 фото)
В 31-й квартире сегодня открыт музей Майи Михайловны Плисецкой, проживавшей в этом доме с 1963 по 1992 год.
А кроме квартир знаменитых театралов здесь располагались мастерские рисовальщика, гравера, литографа и экслибриста Виктора Николаевича Вакидина и художника и скульптора Александра Александровича Дейнеки.
Оба дома сегодня жилые, и думаю, что потомки их первых обитателей по-прежнему могут здесь жить. Но это будут уже совсем другие истории.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!