Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

История концертного зала имени Чайковского. От театральных подмостков до Филармонии

Театральным это место на стыке Тверской улицы, Триумфальной площади и Садового кольца было с самого начала двадцатого века. Театр «Буфф-миниатюр» антрепренера Шарля Омона, о котором Константин Сергеевич Станиславский отозвался нелицеприятно, назвав его «вертепом разврата», затем театр Игнатия Сергеевича Зона, кинотеатр «Дом Ханжонкова» напротив и Цирк братьев Никитиных, на месте которого теперь расположен Театр сатиры. После революции театр Зона закрыли, а помещение передали Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду. Вскоре тот решил модернизировать и увеличить здание, и в начале 1930-х по проекту архитекторов Михаила Григорьевича Бархина и Сергея Евгеньевича Вахтангова… Правда, пока еще совсем не того, который мы видим на этом месте сегодня. Но в 1939-м режиссер, теоретик и практик театра гротеска впал в немилость, был арестован и вскоре расстрелян. Здание же, которое станет моим новым архитектурным – и музыкальным! – героем, возвели на месте Мейерхольдовского театра с использованием части уже
Оглавление

Театральным это место на стыке Тверской улицы, Триумфальной площади и Садового кольца было с самого начала двадцатого века. Театр «Буфф-миниатюр» антрепренера Шарля Омона, о котором Константин Сергеевич Станиславский отозвался нелицеприятно, назвав его «вертепом разврата», затем театр Игнатия Сергеевича Зона, кинотеатр «Дом Ханжонкова» напротив и Цирк братьев Никитиных, на месте которого теперь расположен Театр сатиры.

После революции театр Зона закрыли, а помещение передали Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду. Вскоре тот решил модернизировать и увеличить здание, и в начале 1930-х по проекту архитекторов Михаила Григорьевича Бархина и Сергея Евгеньевича Вахтангова

…Приступили к строительству нового театра

Правда, пока еще совсем не того, который мы видим на этом месте сегодня. Но в 1939-м режиссер, теоретик и практик театра гротеска впал в немилость, был арестован и вскоре расстрелян.

Здание же, которое станет моим новым архитектурным – и музыкальным! – героем, возвели на месте Мейерхольдовского театра с использованием части уже имевшихся стен.

Новый проект был составлен Константином Константиновичем Орловым, которого я упоминал на днях и обещал продолжить рассказ о его работах, и Дмитрием Николаевичем Чечулиным, известным советским зодчим эпохи сталинского ампира. А руководил проектом и его реализацией академик архитектуры Алексей Викторович Щусев.

(9 фото)

Реконструкцию первоначальной постройки, а по большому счету возведение новой закончили в 1940 году.

-3

При этом фрагмент нового здания в 1938 году решили использовать «не по театральному предназначению» и в его угловую часть встроили…

…Вестибюль станции метро «Маяковская»

Все тот же Дмитрий Чечулин оформил фасад, архитектор Юрий Петрович Афанасьев создал интерьеры как подземного, так и верхнего вестибюлей станции, а в строительстве поучаствовали Алексей Николаевич Душкин и Яков Григорьевич Лихтенберг. Мозаичные панно, украшающие потолок подземного вестибюля, создал художник-мозаичист Владимир Александрович Фролов. Создал незадолго до своей кончины в блокадном Ленинграде.

(9 фото)

К слову сказать, в годы Великой Отечественной войны станция «Маяковская» послужила в качестве бомбоубежища. В то время она вообще была самой глубокой и самой просторной из уже существующих.

-5

А в самом здании, увеличенном и реконструированном, утратившем свой первоначально модернистский вид и получившем взамен горделивый монументальный, классический облик, открылся…

…Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского

От прежней идеи здесь остался лишь зрительный зал в виде амфитеатра. А фасады постройки украсили колоннада портика и горельефы-панно, символично изображающие различные проявления музыкального и танцевального искусства РСФСР и союзных республик.

(12 фото)

А вот фигуры Танцовщицы, Балерины, Скрипача и Трубача, автором которых была скульптор Анна Степановна Мананникова, утвержденные в окончательном проекте, в итоге отчего-то над портиком не появились. Их установили только спустя 82 года, воссоздав в задуманном изначально размере по гипсовым миниатюрам, что хранились в Щусевском музее.

(7 фото)

К зрительному залу из фойе вели три мраморных лестничных марша, а мои давние дорогие читатели знают, как я люблю лестницы и что всегда им уделяю особое внимание, поэтому лестниц на моих фотографиях всегда особенно много.

(9 фото)

Особой эстетики добавили витражные окна, а внутри вдобавок ко всему был устроен зимний сад со скульптурой-фонтаном в центре. Сегодня он – просто часть фойе, хотя и особенно притягательная для отдыха и ожидания третьего звонка.

(21 фото)

В бывшем драматическом театре расположилась Московская Государственная филармония.

В 2004-2005 годах зал реконструировали, заменили старые кресла и модернизировали сцену.

(12 фото)

Сегодня здесь размещаются Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Государственный академический симфонический оркестр имени Евгения Светланова, репетиционные базы Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, Хора имени Пятницкого и Оркестра русских народных инструментов имени Николая Осипова.

(7 фото)

Вообще об этом зале и о проводимых в нем концертах – не менее 300 в год – можно рассказывать очень долго. Но лучше всего приобрести билет и посетить один из концертов. Впрочем, почему только один?

(7 фото)

Очень скоро я хочу продолжить долгую, неспешную прогулку по Тверской улице и рассказать еще о многих ее домах. Свернуть в переулки, расходящиеся от нее, бывшей совсем недавно главной улицей Москвы. Но на днях я обещал рассказ о 1-й Тверской-Ямской, на который и отвлекусь на несколько ближайших дней, а затем обязательно вернусь на Тверскую.

Прогулка от «Тверской» до «Белорусской» | Тайный фотограф Москвы | Дзен

Как говорится, не переключайтесь!

-13
Концертный зал имени П. И. Чайковского

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.

-14

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!