В 1920-1930-е годы мировой кинематограф переживал буст технических экспериментов. Не осталась в стороне и советская киноиндустрия, которая в ответ на растущие зрительские ожидания и усложнение постановочных задач начала активно осваивать метод комбинированных съёмок. В этой статье разберемся как все начиналось.
Напоминаю, если нравится контент, то подписывайтесь на канал Киноборт, рассказывайте друзьями и делайте репосты в свои социальные сети — это здорово меня мотивирует делать новый контент! Также, читайте другие статьи:
От операторских трюков – к целому арсеналу эффектов
Изначально вся ответственность за визуальные трюки лежала на операторе, который вручную создавал многократную экспозицию, работал со скоростью протяжки плёнки и другими приёмами.
Переломный момент наступил с появлением профессиональных методов, многие из которых восходят к пионеру этого направления, французскому иллюзионисту и режиссёру – Жоржу Мельесу. В арсенале киногрупп появились:
- Наложение изображений
 - Рапид-съёмка
 - Двойная экспозиция
 - Техника «блуждающей маски»
 
Эти технологии не только расширили творческие возможности, но и значительно снизили стоимость производства.
Институционализация и прорывные методы в СССР
В СССР комбинированные съёмки быстро перешли из разряда экспериментов в системную практику. Ключевую роль в этом сыграло создание в 1929 году Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ).
Настоящим прорывом стал метод перспективного совмещения, благодаря которому были сняты знаковые картины «Золотой ключик» (1938) и «Руслан и Людмила» (1939). Этот приём позволил органично сочетать в кадре актёров, макеты и нарисованные элементы.
В декабре 1939 года в НИКФИ состоялась первая Всесоюзная конференция по комбинированным съёмкам, которая собрала ведущих специалистов, включая режиссёра Александра Птушко и оператора Павла Хренникова. Итогом стало:
- Внедрение комбинированных съёмок в рабочий процесс киностудий.
 - Обновление оборудования (камера ПСК-1).
 - Введение специализированного курса во ВГИКе.
 
Уже в 1938-1939 гг. эти методы использовались в таких фильмах, как «Волга-Волга», «Петр Первый» и «Минин и Пожарский».
Ключевые фигуры советских спецэффектов
Александр Птушко — «отец» комбинированных съёмок
Птушко, мэтр сказочного жанра, не только создал первый в мире полнометражный кукольный фильм «Новый Гулливер» (1935), но и разработал теоретическую базу. Он критиковал режиссёров, игнорирующих новые методы, и активно популяризировал технологию перспективного совмещения, сняв в 1940 году учебный фильм с одноимённым названием.
Преимущества оптического совмещения по Птушко:
- Мгновенный результат – оператор видит готовый кадр сразу.
 - Отсутствие жёстких требований к аппаратуре.
 - Сохранение единого визуального стиля фильма.
 - Возможность создания сложных, глубинных мизансцен.
 
Павел Клушанцев – новатор научной фантастики
С 1932 года Клушанцев экспериментировал с дорисовками и зеркалами, а через год изобрёл «призму Клушанцева» — устройство для добавления или маскировки объектов в кадре. В 1937 году он разработал отечественный аналог рир-проекции.
Рир-проекции - это приём комбинированной киносъёмки, широко применявшийся в классической технологии кинопроизводства, основанный на проекционном совмещении актёров и элементов декорации с произвольным фоном на просветно-рассеивающем экране.
Космос
Именно Павелу Клушанцеву принадлежала идея съёмки макетов космических кораблей, подвешенных перед лежащей камерой, что придавало их движению невероятную плавность и реализм. Его работы в леннаучфильме, такие как «Дорога к звёздам» и «Планета бурь», опередили своё время. Органичность динамических сцен в его фильмах была повторена на Западе лишь спустя годы Стэнли Кубриком в «Космической одиссее 2001 года».
Сегодня компьютерная графика полностью вытеснила комбинированные съёмки, однако они навсегда остались в истории кино как фундамент, на котором выросло визуальное искусство отечественного кинематографа.
Спасибо за прочтение!
Другие статьи на канале: