Найти в Дзене

Окрестности Москвы, часть 44, заключительная: разное Савёловское направление и его недореализованный потенциал

Вот и заканчивается долгое путешествие по окрестностям столицы. 11 радиальных направлений из Москвы, плюс, по возможности, их ответвления и хордовые линии. Постарался подобрать всё, что мне показалось наиболее интересным. Да, скорее всего, охвачено не всё, но люди не смогут всё удержать, даже те, что просто помешаны на контроле — это просто невозможно! Сегодняшняя заключительная публикация будет посвящена разным фактам о Савёловском направлении. Где-то будет приятно и забавно, где-то, напротив, будет факт "на подумать". Где что — решайте сами! Советская Калининская область (кто не в курсе, в 1931-1990 гг. город Тверь назывался Калинин, так как "всесоюзный староста" был уроженцем Тверской губернии, вот и вышло, и область тоже была Калининской, только с 1990 г. Тверской) генерировала какой-то дикий грузопоток. Чтобы было понятно, в одних только Кимрах существовал Савёловский машиностроительный завод, он выпускал станки для самых разных предприятий. Из-за этого с 1961 года почти все желе
Оглавление

Вот и заканчивается долгое путешествие по окрестностям столицы. 11 радиальных направлений из Москвы, плюс, по возможности, их ответвления и хордовые линии. Постарался подобрать всё, что мне показалось наиболее интересным. Да, скорее всего, охвачено не всё, но люди не смогут всё удержать, даже те, что просто помешаны на контроле — это просто невозможно!

Сегодняшняя заключительная публикация будет посвящена разным фактам о Савёловском направлении. Где-то будет приятно и забавно, где-то, напротив, будет факт "на подумать". Где что — решайте сами!

Вторжение МЖД в вотчину ОЖД

Советская Калининская область (кто не в курсе, в 1931-1990 гг. город Тверь назывался Калинин, так как "всесоюзный староста" был уроженцем Тверской губернии, вот и вышло, и область тоже была Калининской, только с 1990 г. Тверской) генерировала какой-то дикий грузопоток. Чтобы было понятно, в одних только Кимрах существовал Савёловский машиностроительный завод, он выпускал станки для самых разных предприятий.

Из-за этого с 1961 года почти все железные дороги Калининской области находились в ведении Октябрьской железной дороги, потому что в тот год из Московской железной дороги в Октябрьскую передали отрезок от Савёлова до Сонкова с ответвлением в Углич. Савёлово, к слову, также находится в юрисдикции Октябрьской ж/д, хотя и является передаточной на Московскую.

Тем не менее, островок Московской ж/д в Тверской области всё-таки остался. Платформа 124-й км, стоящая между Талдомом и Савёловом, является единственной остановкой в Верхневолжье, не принадлежащей Октябрьской ж/д — она находится в ведении Московской. Напомню: последнее путевое развитие Савёловского направления в Московской области, если следовать из Москвы, — Талдом. Видимо, решили, что этот "островок" не делает погоды.

С другой стороны, сейчас в промышленности Тверской области после распада СССР мало что осталось. Да и электрификации к северу от Савёлова нет. Но история не терпит сослагательного направления.

Была бы при МЖД электрификация до Сонкова и Углича (до Шаховской же сделали, пусть и в 1991 г.)? Были бы дальние электрички Москва — Сонково и Москва — Углич? Углич — мощный туристический город, пусть не в каноне Золотого кольца, а в Калязине есть одна из крупнейших обсерваторий мира. Да и в Сонкове можно раскрутить железнодорожную тему — этот посёлок возник при мощном ж/д узле. Однако на вопрос, были бы такие электрички, ответа мы в нынешний момент никогда не получим.

Косвенный шанс даёт тот факт, что в дачный сезон назначают дополнительные электрички, и до Савёлова тоже.

Платформа в честь живого человека

Об этом факте мне написал один из читателей канала.

На Савёловском направлении есть остановка "Имени Барсученко", в прошлом 75 км, а ещё раньше — Ударный. Она находится к северу от Дмитрова. И она носит имя ветерана Великой Отечественной войны, железнодорожницы Марии Барсученко, в девичестве — Литневской. Она, к слову, была начальником станции Дмитров.

В принципе, прославление конкретных героев и ветеранов Великой Отечественной войны в России — обычное дело. Мы храним память о тех, кто отстоял нашу страну в те годы. Но другой вопрос в том, что Мария Тимофеевна Барсученко, в честь которой в 2019 г. назвали эту остановку, жива и по сей день!

Я почему это отмечаю, потому что в большинстве случаев обычно действует правило, что топонимы называют в честь людей, умерших давно и оставшихся крепко в памяти. Так, в Москве между смертью человека и моментом, чтобы в честь него что-то назвали, должно пройти минимум 10 лет — есть такое, и то не всегда соблюдается. Тем не менее, Мария Тимофеевна Барсученко и по сей день может вам рассказать истории и об обороне Москвы, и о послевоенном восстановлении страны, в котором наша героиня также принимала участие — она организовывала движение в Литве после её освобождения в 1944 г.

А есть ли дальние поезда на Савёлово?

Эта фотография стоит на публикации, с которой я начинал рассказ об окрестностях столицы, и символично, что она станет и последней в этом цикле. Это светофоры около станции Савёлово, и очень мало поездов пересекают их и едут дальше на север, в сторону Сонкова. Фото из моего личного архива.
Эта фотография стоит на публикации, с которой я начинал рассказ об окрестностях столицы, и символично, что она станет и последней в этом цикле. Это светофоры около станции Савёлово, и очень мало поездов пересекают их и едут дальше на север, в сторону Сонкова. Фото из моего личного архива.

Это последнее, что я расскажу о Савёловском направлении и о достопримечательностях Московского железнодорожного узла вообще. Ответим на вопрос: а есть ли вообще дальние поезда на Савёловском направлении?

Я начинал рассказывать о последнем дальнем поезде, отправлявшемся с Савёловского вокзала по этому направлению на Витебский вокзал в Петербурге. Он работал до 1999 года и охватывал сообщением своим именно посёлки и деревни вдоль маршрута своего следования. В тот же год на Белорусский вокзал по Бутырской соединительной ветви были переведены поезда в Рыбинск и Сонково. Так Савёловский вокзал стал принимать и обслуживать исключительно пригород.

Но и дальнего сообщения по этому направлению практически нет. Остался лишь 1 поезд, причём полутуристический, потому что отходит из Москвы по пятницам и возвращается по понедельникам. Это поезд Москва — Рыбинск, заходящий и на ответвление в Углич. Остановки у него в Лобне и Савёлове (там обязательная из-за смены электровоза на тепловоз), если смотреть московскую пригородную зону.

Многие населённые пункты могут не иметь связи со сколь-либо крупным городом, максимум с крупным ж/д узлом. И в прошлый раз я уже писал: в случае Калязина и Углича как минимум обидно, что их не удалось охватить электрификацией.

Можно было бы и в целом раскрутить тему Тверской области нынешней как региона, где некогда было полно ямщиков. Дело в том, что долгие годы, до постройки железной дороги из Петербурга в Москву, сообщение осуществлялось по условно шоссейным дорогам (собственно шоссейную дорогу закончили в 1834 г., здесь так пишу, чтобы не было путаницы с железными дорогами), вдоль которых стояли почтовые станции, где вас могли обслужить. Такие станции увековечил, среди прочих, не кто иной, как Александр Сергеевич Пушкин — в школьной программе должен быть его "Станционный смотритель", где как раз описан быт таких почтовых станций. Да, в деревне Выра близ Гатчины есть музей, созданный по теме как раз "Станционного смотрителя" — Пушкин тут бывал и не раз. Тверичи же пока эту тему не раскрутили вовсе.

Ладно, Сонково для этого худший кандидат, там ж/д тема первее, а Кимры славны своим модерном. Однако это не отменяет посыла: даже вдоль "тверской части" Савёловского направления можно было поставить мемориальные почтовые станции, которыми Тверская земля когда-то жила. Тем самым создать повод ускорить строительство 2-го пути от Дмитрова до Сонкова, если не дальше, и электричество проложить, чтобы ходили высокочастотные поезда Москва — Сонково.

На этом мой рассказ о достопримечательностях Московского железнодорожного узла подошёл к концу. Целый квартал я рассказывал о самых разных интересных местах и о том, как до них добираться. Но в мире ещё много разных мест. Рассказы ещё последуют! У меня ещё припасено много историй о самых разных уголках нашей планеты!…

А в этом месте хочу поблагодарить за то, что прочитали статью, и предлагаю вам высказаться в комментариях: какие ещё перспективные идеи для Тверской области можете предложить? Удастся ли так поднять уровень жизни тверичей?

Если вам понравилась эта публикация, буду рад, если подпишетесь на мой канал!

Могу ли я вас заинтересовать другими публикациями на канале? Например, про Александров и его интересные места!

Или, может быть, хотите прочитать про Коломну? Город-то побеждал на разных конкурсах…

А, может, хотите узнать о роли МГУ в жизни столицы? МГУ — важная её часть!

Или же я могу вас заинтересовать событийным туризмом? Как раз Новый год на носу…