Сегодня начинаю рассказ о моём самом любимом (говорю это без всяких преувеличений!) на Мосузле, где я всерьёз думал обосноваться, потому что тут красивая и благоприятная природа (да и в целом северо-запад считается престижным направлением). Ход, к слову, потенциально может стать одним из вспомогательных из Москвы в Петербург, но сейчас у него, скажем прямо, не лучшие времена. Добро пожаловать на Рижское направление!
Что это за направление?
Этот ход по меркам Мосузла довольно молод, открылся только в 1901 году, причём современный Рижский вокзал открылся ещё позже, на пару месяцев, и первые поезда принимала временная станция Москва-П, ныне — станция Подмосковная. К слову, ныне эта станция находится на Малом кольце МЖД и является чисто грузовой, а также депо для поездов МЦК.
Если вы ездили по этому направлению, то могли обратить внимание на какое-то дикое количество кривых. Железной дороге выделен был не очень большой бюджет, поэтому ряд естественных препятствий огибался при строительстве. Из-за этого длина дороги от Москвы до станции Муравьёво 242 км, хотя даже в пределах современной Московской области могла быть короче. Даже если едете в границах МЦД, то эти кривые будет невозможно не заметить.
Раз уж заговорил об МЦД, то сразу о нём, тем более, что это направление я благодаря нему и открыл для себя. Рижское направление было включено в проект со старта благодаря Алексеевской соединительной ветви, поезда МЦД идут не далее Нахабина, там же находится для них депо, обслуживающее также и всё остальное Рижское направление. "Дальняя" зона — не далее Новоиерусалимской. При этом, хотя трасса МЦД-2 охватывает Рижский вокзал, она обслуживает его район — на Алексеевской ветви есть платформа Ржевская, ныне — Рижская, находящаяся как раз там. Сам Рижский вокзал выключен из системы МЦД, так как является тупиковым, первая остановка при следовании от него — Дмитровская. Марьина Роща, например, — это строго Алексеевская ветвь, на собственно Рижке этой остановки нет.
А вот дальнее следование здесь захилело. Даже до 2020 года тут были только 3 маршрута дальних поездов — в Ригу, Великие Луки и Псков. Поезда в Ригу сгубили сначала закрытие границ, а затем и внешняя обстановка. Остальное ушло отсюда с началом реконструкции вокзала, поезд в Великие Луки перевели на вокзал Белорусский и подают на собственно линию Москва — Посинь — Рига во Ржеве-Балтийском, есть соединительная ветвь с Вязьмой, а во Псков — с Ленинградского и тоже явно через Ржев, по соединительной ветви. Даже после открытия Рижского вокзала они туда не вернулись. Теория может быть лишь одна, я её раскрою, но есть нечто такое, что в моих глазах делает её несколько… лицемерной, что ли.
Электрификация сюда пришла уже после Великой Отечественной войны: в год Победы, 1945-й, был электрифицирован первый участок, от Москвы до Нахабина (интересно, что один из знаковых боёв Великой Отечественной связан с Рижским ходом, но о нём позже), спустя год электрификацию продлили до станции Гучково (ныне — Дедовск), в 1954 г. — до Новоиерусалимской (и в тот же год участок от Гучкова до Москвы был перешит с 1,5 кВ на 3), в 1957 г. — ответвление в Павловскую Слободу (такое существовало в 1924-2007 гг. и работало на нужды военных полигонов в этом районе, но пассажирского движения там не было ещё с 1996 г., так как из-за неважного обслуживания линии пассажиропоток на ней сдал), в 1959 г. — до Волоколамска, и только в последний год существования СССР, 1991-й (вот сколько символизма здесь!) — до Шаховской. Насколько я знаю, этот последний участок советской электрификации на Мосузле ещё и сделан таким образом, что по ней, как и на участках, электрифицированных на заре таких работ, можно следовать только на пригородной электричке, хотя напряжение там — стандартные 3 кВ, а вот дальним поездам нужно менять локомотив на Волоколамске. Это, собственно, то, что могло поспособствовать невозвращению полноценного дальнего следования на Рижский вокзал. Но парк тепловозов там всё равно нужен…
Дело в том, что в 2020 г., если помните, открыт Ржевский мемориал, и год спустя политическим решением были запущены "Ласточки" Москва — Ржевский Мемориал (платформу специально обустроили для них), вскоре продлённые до разъезда Муравьёво. Чтобы не было недоразумений, скажу, что, хотя всё это обслуживает "московская" ЦППК, отрезок после Шаховской и до Посини находится в ведении Октябрьской железной дороги и не электрифицирован вообще, Тверская область начинается со станции Княжьи Горы. Тепловоз им цепляют в Волоколамске, так как на Шаховской парк для них так и не сделан. Так что после реконструкции, хочешь — не хочешь, а предстоит вернуть поезда в Псковскую область вокзалу-кормилице — там и так тепловозы стоят под "политическую" "Ласточку".
Очень долгое время это направление было однопутным полностью. Лишь в 1960-е гг. от Москвы сначала до Гучкова-Дедовска, а затем и до Новоиерусалимской, проложен 2-ой путь. В 1978 г. проложен 2-ой путь от Холщёвиков до Румянцева, и в 1980 г. двухпутным стал весь участок от Москвы до Волоколамска. Отрезок до Шаховской второй путь так и не получил, хотя он напрашивается, равно как и 3-й и 4-й пути от Москвы до Нахабина из-за МЦД.
Что здесь есть?
А интересных локаций тут немало, даже если забыть про Ржевский мемориал. Начать стоит с Новоиерусалимского монастыря — он не так далеко от столицы убежал. Этот монастырь стоит лет 400 и был основан легендарным патриархом Никоном, и о нём мы поговорим уже в следующий раз.
Волоколамск даже включается самой ЦППК в предлагаемые идеи для поездок по Подмосковью, ведь это старейший город региона, упоминаемый уже в 1135 году! В его названии присутствует один стержневой элемент для древнерусской торговли — волоки. Без понимания, что это такое, мы не сможем себе представить, как наши далёкие предки могли делать на торговле порой целое состояние! Но даже перед Волоколамском есть знаковая для Великой Отечественной войны остановка — Дубосеково, до одвухпучивания Рижки до Волоколмаска — разъезд, тот самый, где панфиловцы бились (обелиск есть на эту тему).
И, наконец, многое отреставрировали и в самом Ржеве! Город-то старинный, станции на нём были построены ещё до революции, и многое после войны там смогли восстановить, хотя, да, город в 1941-1943 гг. очень сильно пострадал. А красивую природу вокруг железной дороги никто не отменял!
Пересадки на метро
Сейчас на Рижском направлении пересадок на метро имеется немало. Но некоторые из них появились уже в рамках проекта МЦД, в первую очередь это Волоколамская в московском районе Митино, планы построить которую существовали ещё с середины 2000-х гг., когда строилась одноимённая станция метро — её специально приблизили к железной дороге для удобства пересадки, — но проект был надолго заброшен, к нему вернулись лишь 10 лет спустя, причём движение поездов МЦД открыли раньше на пару дней, чем эту платформу. Также в рамках этого проекта открылась платформа Щукинская близ одноимённой станции метро, она пришла на смену старой остановке Покровское-Стрешнево, существовавшей с момента открытия этой железной дороги и, к слову, бывшей станции (впоследствии путевое развитие оттуда пропало).
Что же до "старых" пересадок Рижского направления, то это в первую очередь станция Тушино, тоже ровесница направления, на станцию метро "Тушинская" (остановка поездов также названа "Тушинская", но имя самой станции не меняли), а также платформы Ленинградская, впоследствии — Стрешнево (прямая на МЦК, для чего её специально двигали, а также несколько неочевидная, но всё равно на станцию метро "Войковская"), и Дмитровская на одноимённую станцию метро.
На этом с общей информацией о Рижском направлении заканчиваю!