Электропоезд из Москвы вас везёт по однопутке после того, как вы прошли район Дмитрова. Не рановато ли вас с 2 сторон начинают окружать лишь леса, поля, деревни, речки и канал имени Москвы, да и только? Не рановато ли встречный путь слева вас оставляет?
Долгая стоянка в Вербилках, чтобы не врезаться в идущий с севера поезд, только добавляет очков сомнения. Разве что дальше ответвление в Дубну вам уже не будет угрожать.
А вот и Талдом проезжаете. Последнюю остановку в Московской области. Хорошо, что постоять не придётся, можно дальше выкатываться в Тверскую область. Да и интересного в Талдоме мало. Да, есть радиоцентр, с тем же значением, что был в Авсюнине, сейчас только на европейский FM работает. Хотя, отсюда же ещё позывные эталонного времени "Москва" передаются… Разве что в деревне Спас-Угол есть музей Салтыкова-Щедрина, потому что деревня была его имением.
Поезд тем временем выносит вас в Тверскую область. Ему совсем недолго осталось — он же от электричества питается, дальше Савёлова его нет. Вот она, самая дальняя из возможных конечных этой электрички, все на выход! Добро пожаловать в Кимры!
Хотя, стоп, помилуйте, какие ещё Кимры? Ну, просто деревню Савёлово включили в состав Кимров ещё в 1926 году. И конкретно в Савёлове много советской застройки. Нужно просто дойти до Волги и перейти её, верно?…
Кто вы, Кимры?
Кимры — поселение довольно давнее. Первое упоминание об этом волжском селе датируется XV веком. Даже Екатерина II и та проезжала эту деревню, которая тогда всё ещё называлась Кимра, множественное число в имени этого места возникло позже.
Однако городом Кимры стали только в 1917 году решением Временного правительства, хотя предпосылки к этому создавались уже давно: дело в том, что во времена промышленного бума здесь образовалась мощная обувная промышленность. По мнению некоторых авторов, такое долгое пребывание Кимров селом было вызвано тем, что-де горожанам устанавливались большие налоги, чем сельчанам, пусть и купцами могли стать только горожане, вот и затягивали с этим вопросом. Ещё раньше тут активно ярмарки проводились.
В годы Великой Отечественной войны Кимры пострадали разве что от авианалётов, хотя ряд предприятий был отсюда эвакуирован. Линия фронта, впрочем, находилась очень близко во время битвы за Москву.
Сегодня в городе сохранилось немало построек в стиле "модерн", так как это как раз период бурного роста будущего городка и даже НЭП. Есть ещё, правда, церковь Вознесения, построенная в начале XIX века, и двухэтажный дом, построенный примерно тогда же, когда и церковь Вознесения. Но в целом приготовьтесь к тому, что вы увидите тут много построек именно "модерна".
Какие интересные постройки тут есть?
Из очень интересных построек "модерна" в Кимрах я бы выделил дом Лужиных (ул. Кирова, 28б), построенный в 1900-е гг. и известный как "Теремок" из-за своей архитектурной формы. Долгое время дом не ремонтировался, пока в 2014 г. частный инвестор его таки не отремонтировал. Сейчас там кафе и сувенирная обувная лавка, что в тему — про местный обувной промысел писал ещё Ленин в 1899 г. Да и сам дом считается "визитной карточкой" городка.
Набережная Фадеева, 10 — это дом купца Рыбкина. Стоит он прямо на набережной Волги, построен в 1911-1913 гг. Рыбкины сыграли немалую роль в развитии города как центра обувной промышленности, потому что как минимум кожевенный завод у них был, а фамилия эта известна ещё с 1860-х гг. После революции дом часто использовался как дача. Быть может, поэтому он такой целый и по сей день, думают некоторые?…
Из каменного модерна, пожалуй, отмечу здание почтамта. Оно было построено в 1910 г., и, среди прочего, почта тут находится и по сей день!
Я бы тут много построек мог бы назвать. Кимры многими признаются столицей провинциального модерна. И обидно, что эту тему пока никто особенно не раскручивает, так бы удалось поднять городу уровень жизни и не только!
Савёловский мост
Заключительной из того, о чём буду рассказывать, достопримечательностью вблизи Москвы, пусть и условно, назову Савёловский мост. Этот мост является самым длинным из автодорожных в Тверской области, где и находятся Кимры. Но построен он был только в 1978 году. При царе этому мешало то, что тогда переправы делали на перевозках между берегами Волги целое состояние, а линию до Калязина тогда ещё не продлили — это произошло только в 1920 г.
Затем, когда была открыта Иваньковская ГЭС, автомобильное движение стало осуществляться по её плотине. К мосту вернулись лишь в годы застоя!
Зато теперь, даже несмотря на то, что проект был типовым, вы найдёте мост на почтовых марках в том числе! Его роль в жизни городка переоценить довольно сложно, так как соединяет 2 его части, в том числе центр Кимров с ж/д станцией Савёлово, ключевым въездом сюда. В 2005-2007 гг. мост был отремонтирован, а в 2018 г. был заменён асфальт.
Логистика
Электричка из Москвы не может следовать дальше Савёлова, потому что здесь, во-первых, заканчивается юрисдикция МЖД, а, во-вторых, заканчивается ещё и электрификация. Дальше можно следовать только на тепловозе!
С другой стороны, все дальние поезда здесь обязаны остановиться, чтобы сменить электровоз на тепловоз и ехать далее в Калязин, Сонково и Рыбинск. Но не все дальние поезда тут людей сажают! Это к вопросу о том, что внутренний туризм в Кимрах развит плохо. Был бы туристический центр с акцентом на модерне — всё было бы иначе!
Всего 2 пригородных поезда, уже на тепловозной тяге, следуют от Савёлова на север:
- 1 пара следует в Сонково, просто по четвергам и воскресеньям она отправляется из Савёлова немного раньше.
- Другая же базово следует таки в Углич, но по четвергам и воскресеньям — не далее Калязина, увы, пусть и с пересадкой из поезда в поезд, чтобы таки доехать в Углич (есть такая схема перевозки)!
И ещё: чтобы попасть от станции в центр, нужно пройтись либо на автобусе проехать по ул. 50 лет ВЛКСМ и по Савёловскому мосту.
На этом всё, а следующая, заключительная часть, будет посвящена разному о Савёловском направлении! А пока что расскажите, какая из построек Кимров вам нравится больше всего? Есть ли у вас какие-то ещё интересные ассоциации с этим городком?
Спасибо за то, что прочитали публикацию до конца! Если вам она понравилась, то буду рад, если подпишетесь на мой канал! Возможно, даже смогу вас заинтересовать чем-нибудь ещё!
Например, смогу ли я вас заинтересовать локациями, связанными с Сергием Радонежским на соседней Ярославке?
Или же, может, хотите почитать что-нибудь о московских театрах?
А, может, захотите почитать о екатеринбургском Литературном квартале? Место-то легендарное…
Или же вас заинтересует понятие "красоты" в поездках?