Найти в Дзене

Как найти подход к любому школьнику: секреты педагогов Озерской СШ

Учителя Озерской СШ знают, как найти подход к любому школьнику. В учебном заведении практикуют мероприятия на сплочение, понимание себя и друг друга. Заместитель директора по воспитательной работе Светлана ЛЕБЕДЕВИЧ поделилась с «Перспективой» опытом работы и советами учителям и родителям, как найти подход к детям и понять их.

– Какие вы можете дать советы по улучшению микроклимата в классе?

– Хороший микроклимат в школе – это когда каждый чувствует себя в безопасности, уважаемым и нужным. Это не происходит само собой, создать такую атмосферу под силу всем: и учителям, и детям. Важно замечать и поддерживать друг друга. Слова «спасибо» и «молодец», «нужна помощь?» работают лучше, чем кажется. Не стоит молчать, если что-то не так, не надо копить обиду. Учиться слушать нужно не только слова, но и чувства собеседника. А также стоит проводить время вместе, ведь общие дела сближают.

– Какие еще формы сплачивания коллектива применяются в Озерской школе?

– В нашей школе проходят тематические классные часы и воспитательные мероприятия «Будь сильнее – будь другом», «Как слушать друг друга», «Сила команды». Сплачивают и совместный труд, тематические экскурсии, волонтерские акции, спортивные мероприятия. Сегодня школа – это не только про «двойки» и «десятки». Мы стараемся помогать ребенку расти гармоничной личностью. Развиваем уверенность, учим понимать себя и других, уважать различия. Помогаем дружить и договариваться. Воспитываем ответственность. Главное, чтобы ребенок знал, что имеет право быть собой. Многие считают, что звать педагога-психолога в класс нужно, только если что-то случилось. Это не так. Психолог – тренер для души, он помогает научиться справляться со стрессом, разрешать конфликты. Педагог-психолог – союзник, который помогает сделать школу местом, где каждому комфортно быть собой. Привлекаем и родителей к проведению совместных мероприятий, к примеру интеллектуальным турнирам «Семья + знания равно успех».

– По вашим наблюдениям, какому учителю и классному руководителю удается чаще найти общий язык с учениками – строгому или доброму?

– Главное – справедливый и искренний. Дети, особенно подростки, тонко чувствуют фальшь, несправедливость и двойные стандарты. Поэтому не «мягкость» или «жесткость» решает всё, а то, как учитель относится к ним как к личностям.

– Нередки случаи, когда ребенок учится хорошо, а вот с поведением у него проблемы – не подчиняется учителям, не слушается.

– Так бывает, когда есть потребность быть услышанным, понятым. Почему «хорошист» может плохо себя вести? Первое – он тестирует границы, особенно в подростковом возрасте: «А что будет, если я скажу «нет»? Меня всё равно услышат?» Второе – он чувствует несправедливость. Например: «Почему Петю не наказали за то же самое?» Тогда непослушание – это протест против двойных стандартов. А еще ребенку может быть скучно или неинтересно. Смышленный ученик, который всё понимает быстро, может начать «выплескивать» энергию в виде дерзости, если не занят по-настоящему. Возможна и такая причина: в семье учат тому, что ребенок имеет право на свое мнение, он пытается его высказать, просто не умеет делать это уважительно.

– Как вести себя с таким учеником педагогу?

– Разделять поведение и личность. Не говорить: «Ты грубиян!». Лучше: «Ты сейчас повысил голос – это мешает другим». Нужно искать причину поступка. Спросить спокойно: «Почему ты так ответил?». Часто за дерзостью скрывается обида, усталость или чувство несправедливости. Также стоит быть последовательным и справедливым. Если правило есть – оно для всех. Если сделали исключение – объясните почему. Дети прощают строгость, но не прощают несправедливость.

– Сейчас много говорят о том, что с нынешними детьми сложнее. Почему?

– Этому способствует ряд причин. Во-первых, дети растут в другом мире: они с раннего возраста общаются через экраны, получают информацию мгновенно, привыкли к визуальному и фрагментарному контенту. Во-вторых, вырос уровень тревожности и эмоциональной перегрузки из-за огромного потока информации. Некоторые получают мало поддержки дома. И еще, взрослые сами находятся в состоянии стресса. Когда нет ресурса, даже обычное детское поведение может казаться невыносимым. С детьми не надо бороться, следует учиться понимать их мир. Говорить не только «делай», но и «давай обсудим». Учить регулировать эмоции, не бояться просить помощи. Сложный ребенок – это часто чувствительный, ищущий, которому нужно более чуткое взаимодействие.

– Ряд учеников не уважают ни родителей, ни учителей. Почему?

– Чтобы что-то изменить, важно понять причины, а не осуждать. Если в семье или окружении ребенка принято кричать, унижать, игнорировать чувства другого, он усваивает: так и надо общаться. Уважение не врожденное качество, оно формируется через пример. Для детей уважение – это когда его слышат, учитывают мнение, не стыдят при всех. Если учитель постоянно критикует – школьник в ответ дерзит. Родители сравнивают с другими – ребенок злится, не хочет быть плохим.

– Нынешнее поколение отличается от того, что росло в советское время. Может, стоит учителям и воспитательные методы поменять?

– Да, нужно. Не потому что дети «испортились», а потому что мир стал другим. Раньше дети росли в обществе, где взрослый всегда прав, коллектив важнее личности, а вопрос «почему?» считался дерзостью. Сегодня школьник с пеленок слышит: «Ты – личность», «Твое мнение важно», «Ты имеешь право на выбор». И это – новая реальность. Если мы продолжим воспитывать так, как 30-40 лет назад – через строгость без объяснений, через «потому что я сказал», мы перестанем быть услышанными. Это не значит, что нужно всё разрешить и отказаться от требований. Дисциплина, уважение, ответственность по-прежнему нужны. Но форма должна измениться. Вместо наказания – разговор, а повышенного тона – спокойное: «Я вижу, тебе трудно». Вместо «Делай как все» – «Как ты хочешь это решить, соблюдая правила?». Современный ребенок не против авторитета, он против авторитарности. Он не отказывается слушаться, а хочет понимать смысл. И если родитель, учитель сможет сочетать требовательность с уважением, четкие границы с теплотой, он не потеряет контроль. Наоборот, заработает настоящее доверие. Потому что современное воспитание – это не про подчинение, а про то, чтобы помочь вырасти свободным, ответственным, умеющим слышать других.